Обзор Отчета «Оливковая ветвь» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 2

Продолжаем обсуждение Отчета влиятельного проправительственного турецкого мозгового центра SETAV (Анкара), посвященного операции «Оливковая ветвь», которая, по словам авторов, должна служить ярким индикатором решительного настроя нынешнего руководства страны – президента Р.Т.Эрдогана и Совета национальной безопасности страны в отношении борьбы с террористической угрозой не только внутри страны, но и за её пределами (ссылка на Часть 1 статьи — http://www.iimes.ru/?p=43399).

Первый раздел документа озаглавлен как «Причины подготовки операции Оливковая ветвь».

Здесь авторами указывается на растущую с 2012 года угрозу в южном приграничье Турции – Африне – со стороны Рабочей партии Курдистана (РПК) и Партии демократического союза (ПДС) (которые, по мнению турецких аналитиков, — суть есть одно и то же – В.К.), для устранения которой потребовалось вмешательство турецких Вооруженных сил. При этом, турецкие официальные лица предприняли ряд усилий, направленных на убеждение США отказаться от прямой и косвенной поддержки, оказываемой РПК / ПДС. Аналогичные шаги были предприняты в отношении России, также в известной мере ангажированной со стороны РПК / ПДС.

При этом, как указывает Отчет, турецкие официальные лица разработали альтернативный план, принимающий во внимание шаткий баланс сил между всеми игроками в регионе. Отдельно документ указывает на то, что основой для операции «Оливковая ветвь» стала почва, подготовленная с Россией по военным и политическим каналам. Турция же, в свою очередь, попыталась оптимизировать свои усилия на нейтрализацию угрозы со стороны РПК / ПДС в треугольнике «сила – время – место».

Вслед за началом военной операции со стороны турецких Вооруженных сил было объявлено о цели операции, её охвате, задачах и юридической основе. При этом не было сказано о продолжительности операции (согласно последним заявлениям турецкого руководства, планируется, что операция «Оливковая ветвь» должна продлиться до мая месяца; начала мая или конца, не сообщается – В.К.).

Целями операции «Оливковая ветвь» с турецкой стороны были заявлены РПК и «схожие с ней террористические организации», а также члены «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в Российской Федерации террористическая организация – В.К.). При этом, как указывается авторами, Россия увидела в развивающемся сотрудничестве между США и РПК / ПДС угрозу для своих интересов в Сирии и обеспечила военно-политическую поддержку операции, облегчившую турецкой стороне её военную фазу. Отдельно указывается авторами документа и на то, что Россия заметным образом проявила обеспокоенность ростом влияния альянса США – РПК / ПДС в Дейр эз-Зоре и к востоку от реки Евфрат.

В качестве юридического обоснования своего вмешательства в сирийскую гражданскую войну, Турция сослалась на решения Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на борьбу с терроризмом за номером 1624 (2005 год), 2170 (2014 год) и 2178 (2014 год), а также на статью №51 Устава ООН. Отчёт текстовых выдержек не содержит, приведем их сами, в частности, цитату из Устава ООН:

«Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Таким образом, в основе юридического обоснования «Оливковой ветви» турецкое руководство сослалось на своё неотъемлемое право на самооборону.

Важным моментом, который подчеркивается в Отчете его авторами является стратегическое географическое расположение Африна, который рассматривался террористами в качестве будущего плацдарма для удара и броска с целью выхода к Средиземному морю.

В подтверждение этого тезиса Отчетом приводится карта террористической активности в прибрежных районах турецко-сирийской границы за 2015 – 2017 годы.

Карта 1. Террористическая деятельность РПК в средиземноморном регионе в период с 30 июля 2015 года по 9 июня 2017 года.

Кроме того, Отчетом приводится вот такая диаграмма, относительно разновидностей террористических атак РПК / ПДС и выбранных ими целей.

 

Диаграмма 1. Разновидности атак РПК / ПДС и цели.

Переведем и прокомментируем эту диаграмму. Как видно из неё, 82% атак ПДС – ракетные удары (Roket Saldırısı). 6% приходилось на минометные обстрелы (Havanlı Saldırı). 6% на противотанковые нападения (Tanksavar Saldırısı). И ещё 6% на беспокоящий огонь (Taciz Ateşi). Характерным является выбор мишеней террористов: 83% пришлось на жилые приграничные кварталы страны и лишь 17% затронуло непосредственно военные цели (что заметным образом противоречит проповедуемой на протяжении ряда лет РПК стратегии по нападению только на военные цели и отказ от атак на гражданское население – В.К.).

52.31MB | MySQL:110 | 0,606sec