К вопросу о российско-американской напряженности: взгляд из Турции

Занимаясь разбором Отчета влиятельного проправительственного турецкого мозгового центра SETAV (Анкара), посвященного операции «Оливковая ветвь», с учетом динамичного развития текущей ситуации в Сирии, уместным представляется отвлечься и сделать несколько «флэшфорвардов».

Тон в турецком телевидении (в частности, канала CNN Türk, буквально пару дней назад, вместе с другими активами перекочевавшего от оппозиционной медиа-группы Dogan к проправительственной Demiroren с соответствующими последствиями в редакционной политике — В.К.), в немалой мере, задают сюжеты, посвященные громким заявлениям президента Дональда Трампа, в прямом и в переносном смысле выдержанным в жанре «Готовься, Россия!».

Здесь, правда, не совсем понятен настрой американского президента, ибо такую тональность очень даже приветствуют на Ближнем Востоке и в ней часто выдерживает свои выступления президент Турции Р.Т.Эрдоган, обращающийся к своим оппонентам через «Эй». Это добавляет ему заметным образом очков внутри страны, где разговаривать тихо, чтобы к тебе надо было бы прислушиваться, не принято. Хочет ли Трамп завоевать, помимо всего прочего, симпатии Ближнего Востока своим очередным пассажем, выдержанным в стиле лучших образцов современного хайпа?

Если «да», то у него вряд ли это получится. Ибо ближневосточная публика любит своих местных (!) политиков за подобное поигрывание мускулами и со времен Карибского кризиса отвыкла от них в исполнении великих держав. От стран, обладательниц ядерного оружия, всё же ждут более ответственных и предсказуемых заявлений.

Тот факт, что у наблюдателей в Турции сложилось мнение, будто Трампа, как Остапа Бендера, просто «несет», не слишком уменьшает градус возникшей нервозности после воинственных записей в твит-аккаунте американского президента. Хотя на фоне своего американского коллеги российский президент В.Путин и выглядел заметно более сдержанным и ответственным в своих заявлениях, но поведение обоих президентов, американского и российского, было охарактеризовано премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом, как обычная «уличная разборка». Турция, разумеется, в этой игре «кто первый моргнет» заняла выжидательную и балансирующую позицию с элементами миротворчества (впрочем, совсем это делать не представляется возможным, с учётом продолжающейся военной операции турецких ВС на территории САР – В.К.).

Процитируем премьер-министра Бинали Йылдырыма, который принял участие сегодня в работе 21-го Евразийского экономического саммита в Стамбуле: «Мир меняется очень быстро. Мы переживаем стремительные трансформации. В этот болезненный период глобальные и, в особенности, региональные напряженности увеличивают неопределенность. Вне всякого сомнения ущерб стабильности региона наносят продолжающиеся в соседних странах вакуум власти, нестабильность, внутренние войны, террористические организации. В то время, как в регион переживает эти проблемы, что делает Турция? Турецкие действия – предельно ясны: борясь с терроризмом, она обеспечивает безопасность как евразийского региона, так и Европы. И встретив в одиночку очень большую проблему беженцев, предотвращает ухудшение ситуации с беженцами в мире». И продолжил, описывая российско-американский конфликт: «Один говорит: «Моя ракета лучше». Другой говорит: «Нет, моя ракета лучше. Запускай, посмотрим. Не запустишь, будет так». Уличная драка. Они ссорятся, как уличные бандиты».

Дискуссия турецких обозревателей в студии CNN Türk может быть сведена к следующему: Турция – страна-союзник России и Ирана по сирийскому урегулированию, но в данном случае, будучи членом Североатлантического альянса, должна поддерживать сложный баланс между всеми сторонами. Кроме того, Турция в Сирии уже попробовала «США на зуб» и теперь тоже самое делает уже Россия. Дискуссия в студии сопровождается прямыми включениями из Вашингтона, где турецкий корреспондент указывает на то, что в настоящее время в США ведутся большие приготовления, а планы по нанесению удара существуют уже давно.

Тем не менее, будет ли нанесен удар или нет (как было в случае с Северной Кореей – В.К.) пока предсказать невозможно. Особенно, в свете того, что у американцев нет пока неопровержимых доказательств причастности режима к применению химического оружия (особенно интересно это смотрится на турецком телевидении, где привыкли обвинять во всем и вся «кровавый режим Асада» — В.К.). Вообще, в студии звучал плохо скрываемый скепсис в отношении заявлений относительно причастности сил режима Б.Асада к химической атаке. Здесь уместно вспомнить предыдущую аналогичную напряженность при президентстве Б.Обамы, когда Турция – была впереди «планеты всей», призывая немедленно нанести удар по Сирии.

Как смотрится возникшая напряженность в российско-американских отношениях с турецкой стороны? Ровно тем же образом, как смотрелась ещё недавно американо-турецкая напряженность для российских обозревателей. В качестве желательной, если она, разумеется, не выйдет за определенные рамки, поскольку она повышает вес Турции как регионального балансира и обеспечивает стране новое пространство для маневра. Ну, а кроме того, на прочность, не самой Турцией, а другим государством испытывается решимость американской политики в Сирии.

Но, как бы то ни было, маятник Турции в региональных делах кардинальным образом сместился в сторону России и антиамериканизма (особенно это бросилось в глаза, когда в паузе между выступлениями экспертов, на турецком ТВ (!), дали рекламу российского фантастического фильма «Рубеж» с П.Прилучным, который вот-вот пойдет в прокат, про его перемещение во времена Второй мировой войны и показали эпизоды воздушных боёв «Яков» и красные флаги – В.К.). Главное в этой ситуации для России, как уже писали эксперты ИБВ, выглядя благоразумно и ответственно, не проявить слабость. Ибо мы наблюдаем один из тех эпизодов, когда решается судьба региона, и этот эпизод наверняка будет иметь весьма долгоиграющие последствия.

52.25MB | MySQL:103 | 0,480sec