Сирия: что стоит за российско-турецкими разногласиями по Африну

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу отмел возможность передачи города Африн под контроль сирийского правительства. Об этом политик заявил в среду в Анкаре, его заявление транслировал телеканал Эн-ти-ви. «Этот регион [Африн] нельзя передавать под контроль режима (президента Сирии Башара Асада — прим. ТАСС). В стране занятная ситуация: воюющие между собой сегодня группы завтра продают друг другу оружие. В таком беспорядке нельзя говорить о том, чтобы кому-то что-то передавать», — отметил министр. То есть прямой намек на то, что сирийские правительственные силы продают оружие курдским отрядам из партии «Демократический союз» (ДС). Отметим в этой связи, что оружие в зонах локальных конфликтах противоборствующие стороны продают друг другу по определению.  Это своего рода закон любого рода таких «мутных» конфликтов без ясной линии фронта и постоянно меняющихся союзников и противников. Вопрос в данном случае только один — степень распространения такой практики. В случае же с сирийскими правительственными силами и курдами более оправданно говорить о несколько другой схеме, которая обозначилась особенно ярко на первом этапе турецкого вторжения в Африн. Мы имеем ввиду поставки американского в своей массе оружия и боеприпасов курдским отрядам через территории, которые контролировал Дамаск. И если бы сделка по фактическому обмену Восточной Гуты на Африн между Москвой и Анкарой не сработала бы, а американцы не решили бы в рамках оптимизации лояльных себе сил и концентрации их на более важных для себя направлениях в регионе восточнее Евфрата и в Манбидже просто сдать Африн,  то эти операции наверное только интенсифицировались.

Таким образом турецкий министр прокомментировал недавнее заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, выразившего надежду, что Турция вернет сирийскому правительству контроль над Африном. Чавушоглу в связи с этим отметил, что «вероятно, Лавров так ответил на какой-то заданный ему вопрос», надо выяснить контекст его заявления. Относительно ситуации вокруг якобы имевшей место химической атаки в Сирии турецкий министр сказал, что «режим не первый раз применяет химоружие». «Своими бомбами он убил около миллиона человек. Пора уже переходить к политическому процессу урегулирования, а режим Асада должен уже уйти», — сообщил Чавушоглу. Собственно министр только поддержал точку зрения на это своего президента. Президент Турции Тайип Эрдоган не согласен со словами министра иностранных дел России Сергея Лаврова о необходимости вернуть сирийский Африн под контроль Дамаска. Об этом сообщило во вторник Анатолийское агентство. В понедельник российский министр заявил, что для нормализации ситуации в Африне необходимо вернуть его под контроль Дамаска. «Такой подход является неправильным. Мы очень хорошо знаем, кому мы передадим Африн. Когда придет время, мы передадим Африн жителям этого региона», — сказал Эрдоган, комментируя высказывания Лаврова. То есть курдам? Очень в этом сомневаемся.

В этой связи отметим несколько моментов. На фоне предполагаемого американского удара по сирийском целям в Анкаре вновь заиграли старые настроения на тему ухода Асада. Они возникают только тогда, когда Вашингтон делает какие-то реверансы в сторону Анкары и дает ей какие-то надежды на прогресс в двусторонних отношениях. На сегодня таких сигналов не было, но есть вероятность жесткого обострения российско-американских отношений, если говорить мягко, и стремления США сколотить новую коалицию, поскольку им нужна коллективная ответственность в рамках максимального купирования за счет риска глобальной войны скандала в связи с неудачными амурными похождениями Д.Трампа. Но это локально, а вот повязать, как в банде, круговой порукой всех членов своего альянса в рамках превращения их за время операции в активных антироссийских игроков на долгосрочную перспективу, это для Вашингтона более важно. Сейчас американцы активно ведут консультации со своими партнерами в отношении их участия в этой авантюре, и турки очень хотят попасть в число такого рода союзников. Сами того не понимая, что собственно Вашингтон их давно вывел за скобки своих союзников, и западные страны не собираются принципиально налаживать каких-то отношений лично с Р.Т.Эрдоганом. Индикатором такой позиции стал вывод американского авиакрыла с турецкой базы в Инджирлике. Опять же по двум причинам. Переброска сил на более приоритетное афганское направление. И снижение негативных рисков на случай прямого столкновения в случае продолжения движения протурецких групп на Манбидж. Отсюда все эти заявления турок про Асада и его химическое оружие. Но в большей степени на всякий случай.

Но по крайней мере  одна точка разногласий между Москвой и Анкарой в принципе обозначена: это будущий статус Африна с точки зрения его контроля теми или иными силами. Критична ли она? Полагаем, что нет. Рискнем предположить, что этот вопрос в рамках предварительных консультаций обозначался обще: Москве было важно закончить технический вывод боевиков из Восточной Гуты, а Анкаре закончить свою операцию в Африне, которая на определенных этапах стала очевидно буксовать. То есть на тот период времени стороны обозначили лишь тезис «о сохранении территориальной целостности Сирии». Очень сложно было изначально предполагать, что турки согласятся передать контроль над Африном  сирийским правительственным силам. В этой связи рискнем предположить, что ремарка российского МИДа была лишь необходимой данью тем обязательствам, которые  Москва обозначила перед Дамаском и Тегераном, когда согласовывала с ними общую позицию сторон в процессе обмена Африна на Восточную Гуту. Или вернее — декларацией о том, что Москва о своих обещаниях помнит и что совершенно не значит, что она будет что-то сейчас активно делать на практике в этом направлении. Ну и такое заявление состоялась в аккурат после окончания эвакуации боевиков из Думы, что надо расценивать как прозрачный намек Анкаре на необходимость реализации и дальнейших совместных договоренностей на сирийском направлении.

62.8MB | MySQL:102 | 0,564sec