Ситуация в Ливане: январь-февраль 2018 г.

Ситуация в Ливане в январе 2018 года была отмечена относительным политическим кризисом и определялась следующими факторами: конфликтом между президентом страны Мишелем Ауном и спикером парламента Набихом Берри, начавшейся избирательной кампанией в связи с предстоящими 6 мая с.г. парламентскими выборами, внешнеполитическими проблемами, связанными с началом разработки газовых месторождений на шельфе Ливана.

Политический конфликт между главами законодательной и исполнительной ветвей власти в Ливане разразился 2 января, когда президент республики единолично подписал указ о назначении и продлении срока ряда высших офицеров, не поставив в известность кабинет министров. Против этого шага выступил спикер ливанского парламента Набих Берри, посчитав такое поведение нарушением конституции и Таифских соглашений. 3 января к урегулированию спора между президентом и спикером парламента подключился премьер-министр страны Саад Харири. В заявлении движения «Мустакбаль» указывалось, что «премьер-министр Саад Харири подключился к решению возникших противоречий и планирует посетить Айн аль-Тине (резиденцию спикера парламента) в ближайшее время». 4 января кувейтская газета «Ас-Сийяса» поместила большую статью, в которой указывалось, что основной причиной конфликта между двумя политическими лидерами Ливана является не спор по поводу «офицерского декрета», а конфликт интересов, связанный с намечающейся разработкой месторождений нефти и газа на средиземноморском шельфе. Деятельность по добыче энергоносителей и будущему распределению финансовых потоков регулирует Ливанская нефтяная администрация, ведущие посты в которой занимают представители Свободного патриотического движения (партия Мишеля Ауна) и движение «Амаль» (партия Набиха Берри). Значительное влияние на деятельность администрации оказывает министр иностранных дел Ливана и зять президента Джебран Басиль, курировавший газовое досье в свою бытность министром энергетики (2011-2013 годы).

5 января спикер ливанского парламента Набих Берри заявил о том, что рассматривает действия президента как попытку подорвать конституцию и Таифские соглашения. «Тот, кто настаивает на нарушении конституции, стремится подорвать Таифские соглашения. Они не хотят подписей министров финансов и внутренних дел на указе. Некоторые политики забыли о том, что за Таифские соглашения народ Ливана заплатил 150 тысяч жизней погибших в гражданской войне. Смысл этих соглашений заключается в том, что государственные решения не могут быть монополизированы одной личностью, но нуждаются в одобрении кабинета министров».

В дальнейшем противоречия между Свободным патриотическим движением и движением «Амаль» приняли еще более острую форму. 25 января министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль назвал одного из руководителей страны (Берри) «бандитом и отморозком», добавив при этом «Лучше мы разобьем ему голову, чем будем ждать пока он сделает это с нами». Необходимо отметить, что данные высказывания были сделаны не публично, в присутствии представителей СМИ, а в кругу близких соратников, а затем были размещены в You Tube активисткой партии «Катаиб».

Рискованные характеристики Джебрана Басиля, сделанные им в адрес патриарха ливанской политики, вызвали массовые протесты сторонников движения «Амаль» в Бейруте. В течение двух дней активисты и сторонники «Амаль» устраивали массовые демонстрации в шиитских районах Бир Хасан и Хадас, требуя отставки Джебрана Басиля или его публичных извинений. В ряде случаев эти протесты закончились массовыми беспорядками и столкновениями с полицией. Относительная стабилизация обстановки наступила к 3 февраля. Д.Басиль не принес публичных извинений, но руководство СПД заявило, что сожалеет об оскорбительных высказываниях. Одновременно Набих Берри призвал своих сторонников успокоиться и перенести борьбу с улиц в парламент и масс-медиа.

Лейтмотивом политической жизни в январе 2018 года стала подготовка к парламентским выборам. Начало года обозначило и начало заключения предвыборных альянсов между различными партиями и группировками. 8 января ряд ливанских СМИ объявил о возможном альянсе между движением «Мустакбаль», Свободным Патриотическим Движением и партией «Марада» Сулеймана Франжье в Горном Ливане и в Аккаре. Ранее С.Франжье заявлял о возможности заключения предвыборного альянса между его партией и движением «Мустакбаль». Одновременно ливанская газета «Ан-Нахар» распространила информацию о том, что в ближайшее время начнутся переговоры между Сулейманом Франжье и руководством СПД о формировании предвыборного блока. 19 января слухи о возможном альянсе между «Марадой» и СПД опроверг сам Сулейман Франжье. Он обвинил лидеров СПД в диктаторском подходе и сравнил Джебрана Басиля с бывшим «наместником» Сирии в Ливане Гази Канааном. «Басиль объявил нам войну на уничтожение через четыре дня после избрания Мишеля Ауна президентом. Это наступление на нас проводится в координации между СПД и «Ливанскими силами». Басиль даже превзошел Гази Канаана в пренебрежительном отношении к государственным институтам», — отметил Франжье.

25 января было объявлено о том, что электоральный диалог между «Ливанскими силами» Самира Джаджаа и партией «Катаиб» о формировании единого христианского предвыборного альянса был прерван. В сообщении «Ливанских сил» было указано на то, что диалог был прерван по причине  позиции лидера «Катаиб» Сами Жмайеля, настаивающего на безусловном принятии его политических требований и прекращения сотрудничества ЛС с правительством Ливана.

25 января представитель Коалиции 8 марта сказал в интервью газете «Аль-Ахбар» о том, что она стремится к получению трети мест в парламенте (43 из 128) и к тому, чтобы получить все шиитские места в законодательном органе страны (27 из 27). В статье отмечается, что эту задачу легко выполнить в избирательных округах с шиитским большинством (Захрани-Тир, Набатийя, Бинт Джбейль, Марджаюн-Хасбайя). То же самое можно сказать об избирательных округах Захле, Бейрут, Баабда, Джбейль и Западное Бекаа. А вот в Северном Бекаа за места в парламенте движениям «Хизбалла» и «Амаль» придется побороться. От этого округа в парламент избирают десять депутатов, при этом места распределяются следующим образом: 6 мест для шиитов, 2 для суннитов, по одному принадлежат католической и маронитской общинам.

Говоря о событиях во внешней политике Ливана в январе 2018 года, необходимо упомянуть о нескольких важных визитах, совершенных политическими лидерами этой страны. 22-23 января президент Ливана Мишель Аун посетил с официальным визитом Кувейт, где провел переговоры с эмиром этого государства Сабахом Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом. В состав ливанской делегации вошли министр иностранных дел Джебран Басиль, министр по административной реформе Инайя Изеддин, министр внутренних дел Нухад Машнук, министр телекоммуникаций Джамаль аль-Джаррах, государственный министр по правам человека Айман Шукейр, руководитель Службы общей безопасности генерал Аббас Ибрагим. В ходе визита были подписаны соглашение об экономическом сотрудничестве и соглашение о взаимной поддержке инвестиций. Эмир Кувейта проинформировал президента Ливана о том, что дал указание Кувейтскому Фонду экономического развития предусмотреть меры по оказанию экономической помощи Ливану и «ответа на нужды дружественной нам страны».

15 января делегация ливанских парламентариев во главе с Набихом Берри приняла участие в форуме межпарламентской ассамблеи Организации Исламского сотрудничества (ОИС) в Тегеране. Спикер ливанского парламента поздравил верховного лидера Али Хаменеи и иранское руководство с «окончанием деструктивного бунта» (антиправительственные выступления в Иране в первой половине января). «Я также поздравляю иранскую дипломатию с успешным развитием событий вокруг ядерного соглашения, несмотря на демагогию, негибкость и агрессивное поведение, проявляемое Соединенными Штатами», — отметил Берри. Спикер парламента Ливана также предложил исламским государствам отозвать послов из Вашингтона в знак протеста против решения администрации Трампа перенести посольство США в Иерусалим.

24-25 января премьер-министр Ливана Саад Харири посетил Международный экономический форум в Давосе. В ходе пребывания в Давосе он провел встречи с президентом Франции Эмманюелем Макроном, канцлером ФРГ Ангелой Меркель, премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади, руководителями крупных транснациональных компаний.

27 января Ливан с официальным визитом посетил президент ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер. В ходе визита он провел переговоры с президентом Ливана М.Ауном. Президент Аун отметил уникальность ливанского опыта по поддержанию межконфессионального мира и согласия в турбулентном регионе Ближнего Востока и призвал мировое сообщество оказать его стране экономическую помощь в связи с необходимостью облегчения участи сирийских беженцев.

Ситуация в Ливане в феврале 2018 года характеризовалась определенными внутриполитическими и внешнеполитическими проблемами. Внешнеполитические проблемы Ливана были связаны с обострением отношений с Израилем. Основной причиной стал спор из-за газовых месторождений на средиземноморском шельфе страны. При этом американское посредничество, направленное на разрешение данного кризиса оказалось безуспешным. Во внутриполитической жизни Ливана доминировала подготовка к предвыборной кампании в связи с парламентскими выборами, намеченными на 6 мая с.г.

2 февраля 2018 года министр энергетики Ливана Сезар Абу Халиль объявил о том, что консорциум в составе компаний «Новатэк» (Россия), Total (Франция) и Eni (Италия) подписали с правительством Ливана соглашения о разведке и добыче углеводородов в отношении шельфовых блоков 4 и 9 в восточной части Средиземного моря. Доля участия «Новатэка» – 20%, Total, – 40%, Eni – 40%. Оператором проекта является Total. Создание консорциума по разработке ливанского шельфа является прорывом в освоении газовых месторождений, которое не реализовывалось, несмотря на план ливанского правительства, объявленный еще в 2012 году.

В  связи с тем, что 9 блок является спорным между Ливаном и Израилем, предложения правительства Ливана иностранным нефтяным компаниям вызвали крайне негативную реакцию со стороны израильского руководства.  31 января министр обороны Израиля Авигдор Либерман выступил с угрозами в адрес Ливана. По его мнению, «присвоение Ливаном 9 блока, который по всем правовым нормам принадлежит нам (Израилю) является очень провокационным поведением». Выступая на конференции по безопасности в институте INSS при  Тель-Авивском университете А.Либерман предостерег иностранные компании, действующие на ливанском шельфе, отметив, что они «совершают большую ошибку».

Министры ливанского правительства и другие политики Ливана довольно резко отреагировали на замечания А.Либермана. Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль напомнил о своем письме в Организацию Объединенных Наций от 18 января с.г., в котором он упомянул о праве Ливана «отстаивать свой суверенитет всеми доступными средствами». Министр энергетики Сезар Абу Халиль также отметил, что «Ливан всеми доступными средствами будет отражать израильские атаки, которыми угрожал Авигдор Либерман. Это необходимо для защиты суверенитета республики над девятым блоком». Министр обороны Ливана Якуб Сарраф подчеркнул, что «весь Ливан, независимо от политических различий, выступит на защиту прав нашей родины и мы будем защищать наш суверенитет коллективно». «Ливанцев невозможно подчинить с помощью запугивания и угроз», — добавил министр.

Дополнительное недовольство в Ливане вызвал факт начала строительства израильскими военнослужащими стены на границе между двумя государствами. Факт возведения такой стены был зафиксирован в выступлении пресс-секретаря миротворческих сил ООН (UNIFIL) Андреа Тененте 7 февраля с.г. Одновременно министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль 12 февраля заявил, что его страна подаст жалобу в Совет Безопасности ООН в связи с систематическими нарушениями ливанского воздушного пространства. По его словам, израильские самолеты, бомбящие Сирию, пересекают территорию Ливана.

Американская дипломатия решила выступить посредником в пограничном споре между Ливаном и Израилем. В конце января с.г. Бейрут посетил новый спецпредставитель Госдепартамента США по Ближнему Востоку Дэвид Саттерфилд, предложивший ливанской стороне 40% продукции от спорных блоков. Госсекретарь Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон, посетивший Ливан в ходе своего зарубежного турне, 17 февраля провел безуспешные переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном по данной проблеме. В переговорах приняли участие министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль и командующий ливанской армией генерал Жозеф Аун. Р.Тиллерсон предложил ливанской стороне еще более выгодные, по мнению американцев, условия. Он на 5% увеличил ливанскую долю от раздела продукции (до 45%) и в дополнение обещал, что если ливанцы не будут упорствовать в претензиях по шельфовым месторождениям, то им будет возвращен небольшой участок ливанской территории на суше, все еще оккупируемый израильской армией (фермы Шебаа). В ответ он натолкнулся на категорическое «нет» со стороны ливанского президента. М.Аун подчеркнул, что ливанцы требуют полного суверенитета над 8 и 9 блоками. Одновременно генерал Жозеф Аун заверил американского дипломата, что в этот раз ливанская армия не будет пассивным свидетелем во время возможной израильской агрессии, как это было в 2006 году. Он сказал, что если израильская армия нарушит границы Ливана, будет открыт огонь на поражение.

16 февраля лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла в своем выступлении предостерег ливанцев от излишнего доверия к американским дипломатам, которых он охарактеризовал как «дьяволов». В речи посвященной памяти шахидов Аббаса Мусауи и Имада Мугние лидер «Хизбаллы» подчеркнул, что США не являются честным посредником за ливанские газовые месторождения и призвал ливанцев проявить «отвагу и решительность». «Кажется, что весь регион вступил в битву за нефть и газ», — отметил Хасан Насралла. По его мнению, «Американцы не вывели свои войска из восточной Сирии, потому что здесь сосредоточены основные нефтяные и газовые месторождения». Отметив, что эксплуатация газовых месторождений является единственной надеждой Ливана на экономическое возрождение и спасение, лидер движения «Хизбалла» заявил: «Ливанцы не должны позволять дьяволам сеять раздоры и недоверие между ними. Под дьяволами я понимаю американцев».

В феврале в Ливане набирала обороты предвыборная кампания. Руководство движения «Хизбалла» предприняло большие усилия по примирению своих союзников: партии СПД и движения «Амаль». 2 февраля в здании муниципалитета Хадас в Бейруте состоялась встреча руководства этих партий, на которой было объявлено о примирении Джебрана Басиля и Набиха Берри. Депутат ливанского парламента от СПД Ален Аун сказал, обращаясь к Берри: «Ваше достоинство вне сомнений, и мы решительно осуждаем все возможные грубые и оскорбительные высказывания». В свою очередь премьер-министр Ливана Саад Харири заявил 13 февраля, выступая на траурной церемонии поминовения своего отца Рафика Харири о том, что «достоинство страны выше достоинства отдельных политиков, и все партии Ливана должны помнить об этом, прежде чем пускаться в междоусобицы». На этом же собрании Рафик Харири объявил о том, что движение «Мустакбаль» будет поддерживать союзнические отношения с Прогрессивно-социалистической партией Валида Джумблата и выдвинет совместных с ней кандидатов в ряде избирательных округов. «Я хочу заверить Валид-бека (уважительное обращение к В.Джумблату) и моего брата Теймура (сын Джумблата): дружба между нами началась еще при жизни моего отца Рафика Харири, и, дай Бог, будет продолжаться до моей смерти».

19 февраля было объявлено о заключении предвыборного альянса между Свободным патриотическим движением (СПД) и сторонниками бывшего министра обороны Ливана Мишеля Мурра, одного из богатейших людей страны (представитель православной общины). К данной коалиции присоединилась и армянская партия «Дашнакцутюн». На встрече в бейрутском районе Бурдж Хамммуд присутствовали бывший министр Элиас Бу Сааб (представитель СПД), Мишель Мурр, министр туризма в нынешнем ливанском правительстве Аветис Гиданян и лидер партии дашнаков Акоп Пакрадунян. Было решено выдвинуть совместных кандидатов в избирательном округе Метн.

52.23MB | MySQL:103 | 0,432sec