Попытка палестинского примирения при посредничестве Египта на фоне «Марша возвращения»

Угроза масштабной вспышки насилия, вызванная продолжением палестинской акции «Марш возвращения» в Газе, а также провал попытки примирения враждующих фракций ФАТХ и ХАМАС заставили Каир предпринять новый шаг на этом направлении, способный если не разрешить одну или обе проблемы, то, как минимум, продемонстрировать стремление это сделать. В этой связи на вторник для обсуждения названных тем в египетскую столицу отправилась с визитом делегации представителей Газы. Однако исход встречи в значительной мере был предрешен еще до её начала.

Накануне приезда в Каир делегации ХАМАСа во главе с заместителем председателя движения С.аль-Арури и членом Политбюро группировки А.Марзуком, один из высокопоставленных её представителей М.аль-Захар описал ожидания от беседы и то, как они сочетаются с целями ХАМАСа на нынешнем этапе. По его словам: «Мы изучим представленные рекомендации и примем любые советы, которые пойдут на благо интересов Палестины». При  этом он подчеркнул, что «Марш возвращения», который египтяне пытаются если не остановить, то хотя бы предотвратить его перерастание в новый масштабный конфликт с Израилем, как раз и организуется в интересах палестинцев. Следовательно, возникает четкая убежденность, что любой совет Газа принять явно не готова.

Каир от своих намерений тоже отступать не хочет, следуя преимущественно соображениям собственной безопасности, а не израильской. Как считает эксперт Иерусалимского центра общественной политики Й.Бен Менахем, озабоченность египетской стороны продиктована боязнью повторения сценария января 2008 г., когда из-за гуманитарного кризиса в секторе Газа население, воспользовавшись подрывом границы, буквально хлынуло на Синай. Помня, что тогда одним из главных требований ХАМАСа было открытие КПП Рафах на постоянной основе, в нынешних условиях власти республики решили предложить послабления на этом направлении, однако, палестинскую стойкость в борьбе это не сломило. Причина тому, как полагает эксперт, одна – четкая уверенность, что по итогам протестных акций удастся получить гораздо больше.

Второй пункт, который волнует египтян – межпалестинское единство, успешно стартовавшее осенью, а затем полностью проваленное после покушения на главу правительства в составе ПНА Р.Хамдаллу. Успех на этом треке также видится крайне призрачным. На протяжении апреля Каир несколько раз предпринимал попытку возобновить переговоры. 3 апреля в Рамалле глава Палестинской национальной администрации (ПНА) М.Аббас встретился с представителями Египта, передавшими ему послание от президента республики А.Ф.ас-Сиси. Что в нем говорилось, осталось загадкой, однако, как считает израильское электронное издание Times of Israel, ссылаясь на чиновников ПНА,  египетский лидер пытался убедить М.Аббаса не вводить новые санкции в отношении Газы.

В конце прошлой недели с неожиданным пятичасовым экспресс-визитом в сектор Газа прибыл С.Набиль, отвечающий в египетской разведке за палестинское направление. Помимо растиражированной в СМИ просьбы Каира прекратить протесты, в беседе с ключевыми фигурами ХАМАСа он подчеркнул намерение вернуться к работе над созданием единого палестинского правительства, которое должно взять Газу под свой полный контроль.  Местные издания утверждают, что на нынешнем этапе основной задачей египтян стало возвращение сторон за стол переговоров, однако, как считают некоторые, Рамалла не пойдет на этот шаг без ультимативного требования к ХАМАСу сначала разоружиться и передать власть, а только потом договариваться об условиях дальнейшего существования. Сообщения о подобных требованиях со стороны М.Аббаса стали попадать в региональную прессу некоторое время назад. По этим данным, глава ПНА якобы сообщил, что Рамалла не возьмет ответственность за Сектор до тех пор, пока он не остановит насилие и первый не подчиниться. В ответ на это А.Марзук, который и отправился в Каир для переговоров, отметил, что подобные призывы со стороны Израиля и США понятны и объяснимы, а вот схожая риторика М.Аббаса лишь выдает его связи с врагами.

Упомянутый выше М.аль-Захар, комментируя эту составляющую переговоров, отметил, что именно ФАТХ торпедирует примирение, пытаясь свалить ответственность на ХАМАС. Косвенным подтверждением негативного восприятия нового раунда переговоров под патронажем Египта является и освещение визита С.Набиля в сектор Газа, о котором палестинские информационные ресурсы написали, что встреча сопровождалась открытыми упреками и негативом. Все это, впрочем, не остановило Каир от новой попытки вдохнуть жизнь в упущенный, как кажется, шанс. В этой связи накануне встречи израильские издания, ссылаясь на непроверенные источники, указывали, что в Египет может прибыть и делегация ФАТХа. В ряде арабских изданий, в свою очередь, утверждалось об участии во встрече представителей «фракции Дахлана».

Несмотря на упреки в коллаборационизме с США, как подчеркивают арабские издания, т.н. «сделка мечты» в повестке дня не фигурировала. Вместе с тем еще с визита египетского представителя в Газу стала обсуждаться тема участия Каира в продвижении палестино-израильского примирения, по условиям которого Иерусалим ослабляет контроль на границе в обмен на прекращение протестов. Отдельной составляющей этого вопроса стало возвращение тел израильских солдат, удерживаемых террористами. В модерации этого процесса сейчас, как предполагается, участвует Египет, но достижению договоренностей мешает ультимативное требование группировки освободить заключенных, задержанных повторно после сделки Г.Шалита. Мало того, это условие вновь называется предварительным, без выполнения которого переход к диалогу с палестинской стороны не представляется возможным.

Таким образом, преодоление важной внутриполитической вехи в виде выборов побудило Египет вернуться к более активному участию в региональных делах, однако, момент для урегулирования межпалестинских противоречий выглядит явно неподходящим. В Газе уверены, что масштабная акция под названием «Марш возвращения» способна дать все, что нужно без участия в переговорном процессе. Рамалла, в свою очередь, также пытается извлечь из ситуации выгоду, но уже на международной арене, не стремясь взвалить на себя борьбу с гуманитарным кризисом в секторе. В этой связи успехов египетской попытки прогнозировать не приходиться, а если у Каира и есть шанс повлиять на происходящее, то он относится преимущественно к координации ответных действий на протесты в Газе с Израилем.

52.17MB | MySQL:103 | 0,513sec