Турция идет на досрочные выборы

17 апреля 2018 г. председатель Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели призвал провести в стране 26 августа нынешнего года досрочные президентские и парламентские выборы. Выступая на заседании парламентской фракции, Бахчели заявил, что в годовщину победы в битве при Манцикерте турецкий народ может выбрать и президента, и депутатов, «преподав тем самым заслуженный урок врагам Турции». По его словам, «это самый приемлемый, логичный и демократический путь». Глава ПНД считает, что «тянуть с выборами нет смысл» «Нужно сорвать замыслы тех, кто сеет смуту и хао» — сказал Бахчели[i].

Отметим, что в конце августа 2017 г. в Турции впервые на государственном уровне отметили 946-летие битвы при Манцикерте (1071г.). 26 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, участвуя в торжественной церемонии, приуроченной к 946-летию битвы при Манцикерте, заявил: «Те, кто не учитывает уроки истории, обречен вновь пережить их. К сожалению, в Турции долгое время игнорировалась важность победы при Манцикерте. Через четыре года после Манцикертской победы, в 1075 г., мы создали наше первое государство в этом регионе, в Изнике (Никия), основали Сельджукское государство Анатолии (Иконийский султанат). Султан Алпарслан в 1071 г. открыл перед нами двери Анатолии. В действительности эта победа подарила нам новую родину и будущее. Спустя два века после этого мы создали одну из крупнейших сверхдержав мира – Османскую империю, территории которой простирались от Галиции до Йемена, от Триполи до Кавказа. Сегодня у нас единая родина с территорией 780 000 квадратных километров. Мы надеемся, что отныне также будем праздновать славную победу в Манцикерте, осознавая ее важность. У нас на горизонте 2023-й, 2053-й и 2071-й годы» (в 2023 г. исполнится 100-летие основания Турецкой Республики, в 2053 г. – 600-летие захвата Константинополя османами, а в 2071 г. – 1000-летие битвы при Манцикерте)[ii].

В марте 2018 г. турецкие СМИ сообщили, что Долина Манцикерта, которая находится в провинции Муш, превратится национальный парк. Правительство соответствующее решение приняло 5 февраля 2018 г., в марте оно было опубликовано в «Официальном вестнике» Турции[iii]. Все это означает, что 26 августа представляет важность и для Р.Т.Эрдогана, который принял Д.Бахчели в своей резиденции. Встреча прошла в закрытом для прессы режиме. Стороны обсудили вопросы организации и проведения досрочных президентских и парламентских выборов[iv].

После встречи Эрдоган заявил, что в Турции пройдут досрочные президентские и парламентские выборы 24 июня 2018 г. «В ходе переговоров с главой Партии националистического движения Турции Д.Бахчели мы обсудили предложение провести досрочные президентские и парламентские выборы», — сказал Эрдоган. По его словам, с сегодняшнего дня в Турции начинается юридический процесс подготовки к выборам. «Высшая избирательная комиссия Турции (YSK) незамедлительно приступит к подготовке», — сказал Эрдоган[v].

Таким образом, Эрдоган принял соответствующее предложение Бахчели, однако назначил досрочные выборы на 24 июня, а не 26 августа. Здесь возникает вопрос — почему Бахчели сделал такое предложение? По нашему мнению, это в основном связано с двумя факторами.

  1. В последнее время ПНД ослабела. Согласно официальным данным, многие члены ПНД вышли из её состава, чтобы присоединиться к основанной в октябре 2017 г. «Хорошей партии» Мераль Акшенер. С 5 октября 2017 г. до конца февраля 2018 г. ПНД потеряла 14 тыс. 341 члена и численность партии снизилась с 498 тыс. 915 до 484 тыс. 574 человек[vi]. Очевидно, что этот процесс продолжался бы и в 2018 г. и в 2019 г. Поэтому для Бахчели была выгодна, чтобы в особенности парламентские выборы проводились в этом году. Примечательно, что в январе 2018 г. Бекир Агирдир, генеральный директор компании Konda, исследующей общественное мнение Турции, заявил, что три ключевые партии, в том числе две представленные в настоящее время в парламенте Турции, рискуют оказаться ниже 10%-го порога на следующих парламентских выборах. «Проблема порога национальных выборов существует для трёх сторон — «Хорошей партии», ПНД и ПДН (Партии демократии народов). Но, несмотря на все их недостатки, шансы у прокурдской ПДН на попадание в парламент по-прежнему выше, чем у «Хорошей партии» или у националистов», — сказал Агирдир[vii].
  2. Ослабление ПНД не выгодно также Эрдогану. Однако президент Турции наверняка хотел, чтобы досрочные выборы выглядели как инициатива Бахчели, а не собственная его инициатива.

Почему Эрдоган назначил досрочные выборы на 24 июня, а не 26 августа? Здесь тоже есть несколько причин.

  1. Эрдоган наверняка хотел провести эти выборы до второй годовщины попытки военного переворота 15 июля 2016 г. По нашему мнению, Эрдоган попросту выбрал нейтральный день, чтобы не отпугнуть часть электората (не националисты). Кроме того, очевиден, что Эрдоган будет занят 26 августа (например, может посетить Манцикерт, как и в августе 2017 г.). По всей вероятности, он по той же причине не хотел проводить досрочные выборы 15 июля 2018 г. (воскресенье, вторая годовщина неудавшегося переворота), хотя в Турции многие предсказали, что досрочные выборы будут проведены именно в этот день.
  2. 17 апреля (в день предложения Бахчели) вице-премьер Турции Бекир Боздаг заявил, что правительство Турции в седьмой раз приняло решение продлить действие режима чрезвычайного положения в стране еще на три месяца. Режим ЧП был введен в Турции после попытки переворота в июле 2016 года сроком на три месяца и шесть раз продлевался на трехмесячный срок решением правительства, одобренным парламентом (21.07.2016, 19.10.2016, 19.01.2017, 19.04.2017, 19.07.2017, 19.10.2017, 19.01.2018)[viii].

Ранее во вторник Совет национальной безопасности рекомендовал продлить в стране режим ЧП. Заседание прошло под председательством Р.Т.Эрдогана в Президентском дворце в Анкаре. В повестку заседания были включены вопросы, которые представляют важность как для безопасности страны, так и международной безопасности[ix]. После этого состоялось заседание правительства, а 18 апреля парламент Турции утвердил решение правительства о продлении режима ЧП еще на 3 месяца. Документ предусматривает продление режима ЧП на 90 дней, начиная с 01:00 19 апреля 2018 г.[x].

Это означает, что предстоящие досрочные выборы будут проведены в условиях чрезвычайного положения. Отметим, что основная оппозиционная Народно-республиканская партия Турции требовала немедленной отмены режима ЧП в связи с назначением досрочных выборов[xi], как было в случае проведения конституционного референдума 16 апреля 2017 г. Напомним, что в конце ноября 2016 г. премьер-министр Турции Бинали Йылдырым обещал, что конституционный референдум не будет проводиться в условиях чрезвычайного положения, чтобы не допустить разговоры на этот счет[xii].

И наконец, возникает главный вопрос – почему Эрдоган дал согласие на проведение досрочных президентских и парламентских выборов? Ведь это сокращает срок полномочии Эрдогана на более чем на 1 год. Считаем, что Эрдоган попросту уверен, что он победит в будущих президентских выборов, если они будут проведены в июне 2018 г., а не 3 ноября 2019 г. (правящая партия Турции — Партии справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет Эрдоган, пришла к власти по результатам досрочных парламентских выборов 3 ноября 2002 г.). Он опасался, что в будущем могут возникнуть проблемы, и что сейчас удобный момент для проведения выборов. Почему?

  1. В последнее время рейтинг Эрдогана вырос. В основе этого лежат две главные причины – военная и экономическая. Во-первых, военная операция «Оливковая ветвь» в сирийском Африне, которая началась 20 января 2018 г., стала «маленькой победоносной войной» Эрдогана. Во-вторых, в конце марта 2018 г. стало известно, что рост экономики Турции в 2017 г. составил 7,4%, что превышает средние показатели стран-участниц G20, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евросоюза (ЕС)[xiii]. Кроме того, 18 апреля 2018 г. Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз по росту экономики Турции на 2018 г. до 4,4%, на 2019 г. – до 4%[xiv].

2.Эрдоган поставил оппозицию перед фактом, чтобы она не смогла должным образом приготовиться к предстоящим выборам. В то же время он прекрасно знал, что выборы состоятся в этом году. Это стало очевидным в конце марта, когда Эрдоган заявил, что ПСР и ПНД наберут самый высокий процент голосов на предстоящих выборах. «ПСР — это партия, которая работает так, как будто выборы могут состояться в любой момент. Мы — движение, которое всегда готово к выборам», — отметил Эрдоган[xv]. Кстати, в последнее время Эрдоган много ездил по стране и можно сказать, что он проводил «тайную предвыборную кампанию». Несмотря на это, оппозиционные партии Турции поддержали идею проведения досрочных президентских и парламентских выборов, отметив, что не боятся их, и что для них не имеет значения, будут ли выборы президента проходить вовремя или досрочно. Кроме того, ранее было много разговоров о том, что бывший президент Турции Абдуллах Гюль может стать кандидатом в президенты по требованию народа ( для этого А.Гюлю надо будет собрать 100 000 подписей) и конкурировать с Эрдоганом. По нашему мнению только Абдуллах Гюль мог бы объединить оппозицию – часть электората ПСР, которая недовольна Эрдоганом (А.Гюль является один из основателей ПСР и имеет высокий рейтинг в партии), кемалистов (чтобы избавится от Эрдогана), гюленистов (чтобы избавится от Эрдогана + идеологическая близость), курдов (А.Гюль имеет более мягкие взгляды и считается более предсказуемой деятелем). Кроме того, А.Гюля наверняка бы поддержали почти все соседние страны, а также США и ЕС, которых разочаровали заявления и действия Эрдогана. По нашему мнению, если бы Гюль стал кандидатом президента в 2019 г., то составил сильную конкуренцию Эрдогану. Однако, теперь ситуация резко меняется и  Гюль не успевает приготовиться к президентским выборам.

3.Эрдоган знает, что его партия обычно набирает меньше голосов во время местных выборов, нежели чем  на парламентских. Поэтому для него было бы крайне нежелательно, чтобы местные выборы предшествовали парламентским. Местные выборы, которые должны состоятся в конце марта 2019 г., теперь будут проведены после парламентских и президентских  и не будут оказать отрицательную влияние на рейтинг ПСР и Эрдогана.

Итак, через два месяца — 24 июня в Турции состоятся досрочные президентские и парламентские выборы, результаты которых предсказуемые. На президентских выборах несомненно победит Эрдоган (главный интрига — в каком туре), а на парламентских выборах победит альянс между ПНД и ПСР. Таким образом, победный марш Эрдогана и его партии будет продолжен до 2023 г.. Как днями ранее заявил лидер НРП Кемаль Кылычдароглу предстоящие выборы определят, будет в Турции демократия или диктатура. «2019 г. станет поворотным моментом. У нас есть два варианта в 2019 г.: демократия или диктатура», — отметил он[xvi]. Хотя предстоящие выборы в Турции состоятся в этом году, а не в 2019 г., это не меняет суть слов К. Кылычдароглу об избирательном процессе.

 

[i] Bahçeli’den erken seçim çağrısı, tarih Verdi, Hürriyet, 17.04.2018

[ii] Cumhurbaşkanı Erdoğan Malazgirt’te, Milliyet, 26.08.2017

[iii] Malazgirt Ovası milli park oluyor, Haber7, 17.03.2018

[iv] Beştepe’de erken seçim zirvesi: Erdoğan-Bahçeli görüşmesi sona erdi, Sputnik Türkiye, 18.04.2018

[v]  Cumhurbaşkanı Erdoğan: 24 Haziran’da erken seçim kararı aldık, Sözcü, 18.04.2018

[vi] MHP’nin üye sayısında 4.5 ayda 14 bin 341 düşüş, T24, 24.02.2018

[vii] KONDA Genel Müdürü Bekir Ağırdır: 3 parti için baraj problemi var; Т24, 15.01.2018

[viii] Bekir Bozdağ: “Ohal Terör Örgütlerine Ve Teröristlere Karşı İlan Edilmiştir”, Milliyet, 17.04.2018

[ix] OHAL 3 ay daha uzatılıyor, Habertürk, 17.04.2018

[x] OHAL’in 3 ay daha uzatılması TBMM’de kabul edildi, Ensonhaber, 18.04.2018

[xi] CHP’li Sezgin Tanrıkulu: OHAL’de yapılacak seçim adil olmayacak, Cumhuriyet, 18.04.2018

[xii] Başbakan Yıldırım: Referanduma gitmeden önce OHAL kaldırılacak, Star, 28.11.2016

[xiii] Türkiye ekonomisi yüzde 7.4 büyüdü, Habertürk, 29.03.2018

[xiv] IMF’nin bu yıl Türkiye için büyüme tahmini 4.4, Sputnik Türkiye, 18.04.2018

[xv] Erdoğan: «Tüm dünyayı şaşırtacağız», Takvim, 24.03.2018

[xvi] Kılıçdaroğlu: 2019 seçimleri dönüm noktası, Cumhuriyet, 13.04.2018

 

62.85MB | MySQL:102 | 0,489sec