Иран: социальные сети и протестные акции

Как передало иранское информационное агентство ИСНА,  директор иранской Организации превентивной обороны Голам-Реза Джалали, выступая в понедельник предупредил о возможности повторения такой же волны протестных актов, которая была в конце декабря 2017 г.  – начале января 2018 г. Это, сказал он, требует упреждающих действий, чтобы не допустить в нынешнем году новой волны демонстраций, создающих угрозы безопасности страны. Необходимо, считает Джалали, прежде всего обеспечить необходимый уровень взаимодействия  между исполнительной властью и народом. В этом плане, — сказал чиновник, — важно обратить внимание на социальные сети  и мессенджеры, которые играют важную роль в организации интеллектуальной, экономической  жизни населения, ее безопасности.

Как известно, в декабре прошлого года в Иране вспыхнули протестные акции. Начавшись на северо-востоке страны, они распространились затем на разные ее регионы. Их первоначальным импульсом явились экономические проблемы страны – нескончаемый рост цен, намерение правительства минимизировать социальную поддержку депрессивных слоев населения параллельно росту военных расходов. Одновременно росла безработица, достигшая в среде молодежи  30- 40%. Именно поэтому было отмечено ее активное участие в протестных акциях —  90% арестованных за участие в демонстрациях составляет молодежь в возрасте до 25 лет. Было зарегистрировано более двух десятков жертв протестных акций. Однако, довлевшие поначалу  экономические лозунги демонстраций быстро перешли в политические, причем, направленные и против исламского режима. Несомненно, для властей оказались неожиданным  выдвижение антиисламских лозунгов, чрезвычайно редких в Иране на публичных акциях. Так, в святом для шиитов городе Мешхеде был озвучен следующий лозунг: «Какую ошибку мы совершили, что сделали исламскую революцию!». В религиозной столице страны – городе Кум, — оплоте  клерикального засилья в послереволюционный период – отмечены демонстрации под лозунгом «Не хотим исламскую республику!», «Молодежь сидит без работы, а муллы рассиживают за столом!». Иранские СМИ обращали внимание и на злободневные политические лозунги, направленные против военных действий вне иранской территории: «Что нам до Сирии, подумайте о нас!». Заметен был и знакомый по прежним годам лозунг «Оставь Газу и Ливан, наши души страдают за Иран!». В нем видится реакция на восстановление отношений между Ираном и ХАМАСом, своеобразное примирение, начало которому положило известное обращение президента Х.Роухани к палестинским радикальным организациям,  в котором он провозгласил намерение увеличить им помощь, чтобы они активнее противодействовали Израилю. Всем им посулили щедрую помощь, не считаясь с тем, что внутри страны тяжелое финансовое положение.

Январско-декабрьские события, несомненно, войдут отдельной страницей в новейшую историю Ирана, о них уже сейчас много пишут в СМИ, стараясь понять, что же на самом деле произошло и что явилось главной причиной печальных событий. Пытаясь осмыслить уроки недавних акций, директор иранской Организации превентивной обороны Голам-Реза Джалали высказывает мнение, что главная опасность грозит его стране на поле экономической политики, неудачи которой ведут к социальным бунтам, акциям гражданского неповиновения. «То, что произошло,  имеет экономические характеристики».  Однако, продолжая  свою мысль, Джалали приходит к следующему выводу – большую роль в организации беспорядков сыграли «иностранные» социальные сети, которые сыграли мобилизующую роль в недавних событиях. Он считает, что их присутствие  в организации  и продвижении протестных актов доказано и очевидно. Руководили этим, по мнению Джалили, «враги», желающие снижения уровня безопасности страны. Это происходило несмотря на то, что социальные сети и мессенджеры «Инстаграм» и «Телеграмм» на всей территории страны в период основных протестных актов были заблокированы. Последняя является чрезвычайно популярной в Иране, где ее услугами, по подсчетам местных СМИ, пользуются примерно 40 миллионов человек. Как считают в стране, не без участия социальных сетей протестные акции распространились на десятки городов Ирана.  Специалист по кибербезопасности из Лондона Амин Сабети считает, что хотя «Телеграмм» не играл никакой роли в организации протестных актов, но в их ходе именно на платформе этой социальной сети реализовывалась быстрая передача информации, необходимой для развертывания демонстраций. Силы безопасности, понимая роль, которую играют в протестных актах социальные сети, арестовали несколько их активистов и блогеров. По окончании  беспорядков, блокировка этих двух социальных сетей была снята. Кстати, с разъяснением ситуации с социальными сетями выступил и президент Хасан Роухани. Нам уже приходилось об этом писать на сайте ИБВ —  («Иран анализирует итоги протестных акций». 11 января  2018 г.). Президент отметил, что временное закрытие социальных сетей, связанное со специфическими условиями проведения протестных акций и рассчитанное всего на несколько дней, не должно стать постоянным. Но более определенно высказался  министр  связи и информационных технологий ИРИ Мохаммад-Джавад Азари-Джохрами,  опровергнувший  слова об открытии социальной сети как «Телеграмм». «Продолжение ее работы в Иране связано с тем, пользуются ли ей террористы». Ясность  в разноголосицу внес основатель и владелец  этой социальной сети Павел  Дуров, который сообщил о  том, что «Телеграмм»  не занимается пропагандой насилия. П.Дуров заявил, что не приемлет  ограничение работы социальных сетей, вызванное проводимыми в Иране мирными социальными протестами.

Но спор даже после этого продолжился. Более того, прокурор Тегерана вынес решение о судебном преследовании «Телеграмм». Известный в стране священнослужитель, пятничный имам-хатиб соборной мечети Тегерана аятолла Ахмад Хатами выразил такое мнение: временное обуздание социальных сетей, в том числе – «Телеграмм», помогло правительству быстрее  справиться в беспорядками. Отметим и то, что Международная организация «Репортеры без границ» подвергла резкой критике Иран за то, что действия официальных правительственных структур по цензурированию  интернета затруднили доступ  пользователей к иранским интернет-сайтам, нанесло вред сетям по передаче СМС. Она заявила, что действия по ограничению доступа к интернету могут рассматриваться как наступление на свободу обмена информацией. Кроме этого, по данным иранских СМИ, закрытие социальных сетей нанесло значительный ущерб интернет-магазинам, которые обслуживают в Иране сотни тысяч клиентов.

Отметим, что по итогам рассмотрения роли социальных сетей и мессенджеров в событиях конца декабря – начала января,  170 депутатов иранского парламента направили в середине января открытое письмо руководителям трех ветвей власти, в котором объявили, что протестные акции были организованы «иностранными» социальными сетями и мессенджерами, и потребовали заменить иностранные мессенджеры, использующиеся на территории ИРИ, отечественными.  Однако, как можно судить по публикациям в иранских СМИ, проблема до сих пор дискутируется. По ней высказываются крупнейшие иранские политики. Пресс-секретарь и заместитель министра юстиции Голам-Хоссейн Мохсени-Эжеи потребовал увеличения мощности отечественных мессенжеров. Он сослался на вице-президента по экономическим вопросам Мохаммада Нехавандиана, который возложил на социальные сети и мессенжеры вину за колебания на валютном рынке, и сказал, что в Иране должен быть создан отечественный сегмент интернета, а иностранные мессенджеры  необходимо поставить под местный контроль.  Еще более резко высказался  глава парламентского комитета по национальной безопасности и внешней политике Алаэтдин Боруджерди, который, по данным информационного агентства «Ханейе меллат»,  потребовал до 20 апреля закрыть на территории Ирана «Телеграмм». Однако СМИ цитируют министра культуры и исламской ориентации Аббаса Салехи, который сказал, что решение об этом «на самом верху» пока еще не принято.Причем, по информации местных СМИ, религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи, за которым последнее слово, не раз высказал сомнение в том, следовало ли вообще отменять введенные ограничения по «Телеграмм» и «Инстаграм». Как видно, иранские власти пытаются возложить на интернет, социальные сети и мессенджеры ответственность за провалы в своей политике, имевшие такие печальные последствия.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec