О планах США по созданию арабских стабилизационных сил

Белый дом опроверг в среду утверждение газеты «Нью-Йорк таймс» о том, что глава Пентагона Джеймс Мэттис пытался убедить президента Дональда Трампа получить у Конгресса одобрение на удар по Сирии. «Сообщения о том, что министр Мэттис призывал президента получить одобрение законодателей до нанесения на прошлой неделе ударов по Сирии, полностью ложные. Как министр Мэттис пояснил вчера (17 апреля) на брифинге для членов Конгресса, президент отдал приказ о нанесении ударов в рамках своих полномочий», — отметила в распространенном заявлении пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. По данным «Нью-Йорк таймс», которая ссылается на свои источники, Мэттису так и не удалось убедить Трампа обратиться к Конгрессу, однако он смог добиться сокращения целей для удара до трех объектов, не включающих точки расположения российских войск. Ранее газета «Уолл-стрит джорнэл» сообщила, что на рассмотрение Трампу было предложено три варианта использования силы против Дамаска. Первый предусматривал нанесение ударов по сирийским объектам, имевшим отношение к химоружию. Второй вариант расширял список целей за счет пунктов командования и исследовательских центров военного назначения. Третий, включавший вероятный вывод из строя российских ПВО в Сирии, был нацелен на то, чтобы полностью сломить обороноспособность Вооруженных сил САР. Трамп в итоге утвердил смешанный вариант, уступив доводам Мэттиса, призывавшего к сдержанности. Изначально президент США был настроен на самый жесткий сценарий наказания Дамаска, утверждают источники газеты. Мэттис действительно не настаивал на обязательности согласования с Конгрессом США этого удара. Но ровно потому, что он смог настоят на своем формате этой акции, то есть ограниченного и согласованного фактически с Москвой, если иметь ввиду передачу российской стороне упреждающий информации и целях. Это собственно позволило обойтись чисто «косметикой» и избежать не только жертв среди российских военных, но и среди сирийцев, ливанцев и иранцев. Но при этом он требовал у Трампа такого обязательного согласования при рассмотрении жесткого варианта удара, который предусматривал не предупреждение российской стороны и вход ракет коалиции в зону ответственности российских ПВО. И Трамп спасовал, хотя и сам был  не сильно расположен вступать в серьезное столкновение с Москвой. Он в первую голову пиарщик, а не политик. При этом рискнем предположить, что этого момента он не забудет, хотя сейчас военные безусловно продолжают иметь в администрации право «решающего голоса». При этом советние по национальной безопасности Дж.Болтон безусловно очень сильно опасается Мэттиса и старается с ним не ссорится. Это видно не только на выборе в конечном счете формата удара по Сирии главы Пентагона, но даже из визуального ряда первой встрече Мэттиса и Болтона после назначения последнего советником по национальной безопасности. Во-первых, очевидно, что Болтон очень опасается Мэттиса и даже в некотором роде лебезит перед ним. А, во-вторых, именно Болтон приехал на ознакомительную аудиенцию к Мэттису, а не наоборот. При этом пока сделать что-то с Мэттисом и председателем Объединенного комитета начальников штабов Дж.Данфордом президент США не может, поскольку это означает серьезную ссору со стороны военного лобби, что крайне нежелательно для Трампа накануне судьбоносных для него промежуточных выборов в Конгресс.
На фоне этого все более обрастает подробностями новый план США по сирийскому урегулированию. Новый советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон и Майкл Помпео, выдвинутый президентом США на должность госсекретаря, активно продвигают в администрации план формирования арабских стабилизационных сил на смену американскому ограниченному контингенту в Сирии. Об этом сообщила в среду телекомпания Си-эн-эн со ссылкой на осведомленные источники. Сразу отметим, что Болтон оказался совершенно не тем оголтелым фанатиком, которого так позиционировали в российских СМИ. Его первый шаг в рамках определения всех нюансов американской стратегии на Ближнем Востоке пока надо признать осмысленным шагом. По крайней мере, сейчас Болтон и Помпео стараются апробировать на Сирии общую схему своей новой концепции, которая подразумевает перенос основной роли на плечи своих союзников. Вариант создания в регионе Ближнего Востока своеобразного арабского НАТО в общем-то является попыткой минимизации степени непосредственного военного участия США в различного рода локальных конфликтах в регионе. Одновременно Болтон в данном случае работает на давнюю мечту КСА в отношении создания своего регионального военного блока и своей роли некого «регионального жандарма». Таких попыток со стороны Эр-Рияда было несколько, и последней надо полагать создание аравийской коалиции в Йемене. И все они оказались провальными, в том числе и по причине традиционной арабской конкуренции и ревности, а также разности глубинных интересов в регионе со стороны предполагаемых надарабских сил на базе ЛАГ. Американцы в данном случае, похоже, этот момент учитывают и предлагают в этой связи свое командование этими силами. При этом безусловно предполагается, что такой блок в случае его успеха будет использоваться и в иных точках регионального напряжения, а также будет играть роль дальнейшего единения арабского мира с тоски зрения проталкивания американского проекта БВУ. Об этом говорит предполагаемое число участников. Болтон и Помпео предлагают привлечь к формированию таких сил прежде всего Египет, Бахрейн, Иорданию, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Их подразделениям, согласно замыслу, надлежит поддерживать стабильность в Сирии, в частности, и на Ближнем Востоке в целом после разгрома террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Такой курс даст Вашингтону основания для того, чтобы добиваться от своих союзников на Ближнем Востоке наращивания своего вклада в общие усилия. В данном случае Трампу предлагают убедить арабские государства помогать не только финансовыми средствами, но и выделением контингентов военнослужащих. Мы уже сообщали о рисках такого решения с точки зрения чисто внутриарабского раскола и слабости военного потенциала арабских армий. Существует также и риск ввязывания в партизанскую войну, и прямого столкновения с Ираном и Россией. И Тегеран уже посылает серьезные сигналы о последствиях. Иран не стремится к вооруженному конфликту с Саудовской Аравией, однако в случае войны армия королевства не сможет противостоять ВС Исламской Республики более двух суток. С таким утверждением, как сообщил в среду телеканал «Аль-Маядин», выступил старший советник командующего иранской армии генерал Реза Хоррам Тоуси. «Наша стратегия заключается в противостоянии США, а не странам региона, — сказал он. — Я направляю свои слова правителям Саудовской Аравии — не делайте несоразмерных вам заявлений». «Саудовская Аравия не сможет выстоять перед нами больше 48 часов», — убежден иранский военный. Но есть и еще один момент, который может препятствовать реализации такого сценария, помимо чисто внутриарабских и региональных противоречий. Этот то, что Пентагон очень ревниво относится к попыткам оттеснить его на второй план в рамках выработки стратегии по тем или иным вопросам региональной политики со стороны аппарата советника по национальной безопасности и Госдепа и будет такие попытки саботировать. Особенно этот касается первой структуры, поскольку увольнение бывшего советника по национальной безопасности и кадрового военного Макмастера безусловно было расценено в Пентагоне как попытка президента по снижению веса именно военного компонента в нынешней администрации .

52.19MB | MySQL:103 | 0,658sec