Израиль и Франция: перспективы партнерства для решения ближневосточных проблем

Отношения между Израилем и Францией продолжают свое развитие, что объясняется несколькими группами причин. Во-первых, с приходом на пост президента Пятой Республики Э.Макрона Париж отказался от ближневосточной мирной инициативы его предшественника, явно вызывавшей недовольство Израиля. Вместе с тем интерес Евросоюза к палестино-израильскому конфликту не только не исчез, а, скорее, усилился на фоне попыток главы ПНА М.Аббаса превратить ЕС в нового главного посредника. Как отмечает ряд экспертов, организация уже сейчас продумывает свой мирный проект. Подтверждением этого является европейский вариант решения гуманитарного кризиса в Газе. Еще в понедельник израильское издание Maariv сообщило, что европейские дипломаты предложили ХАМАСу публично отказаться от террора и прекратить вооруженную борьбу против Израиля, как минимум, на пять лет, взамен ЕС будет выплачивать зарплату гражданской администрации и возьмет на себя социальное обеспечение жителей сектора. Уникальность ситуации заключается в том, что при развитии событий по такому сценарию Евросоюз фактически станет главной действующей силой в Секторе, по сути, вытесняя оттуда ПНА и препятствуя таким образом примирению враждующих палестинских фракций.

Париж, очевидно, будет стремиться играть весомую роль в набирающем силу процессе, о чем свидетельствует активность, проявленная в связи с «Маршем возвращения». Внешнеполитическое ведомство республики неоднократно обращалось к Израилю с призывом задумываться о пропорциональном применении силы и уважать право палестинцев на мирные манифестации. Как отмечает французский МИД, условием прекращения противостояния должно стать преодоление гуманитарного кризиса, равно как и уважение гарантий безопасности для Израиля. Мало того,  в связи с разворачивающимися событиями французские дипломаты настаивают на необходимости возобновления переговорного процесса, который должен завершиться созданием двух государств для двух народов.

Для Иерусалима включение Франции в эти процессы имеет двоякий смысл. С одной стороны, между Б.Нетаньяху и Э.Макроном сложился неплохой диалог по другим вопросам, что можно использовать и на палестинском треке. С другой стороны, ближневосточное государство явно волнует ситуация с антисемитизмом и участие представителей республики в движении по бойкоту Израиля, что составляет негативный фон для французско-израильского диалога. Так, во вторник министр внутренних дел Израиля А.Дери распорядился отказать во въезде в страну мэру французского города Женвилье П.Леклерку, что стало для него уже вторым таким случаем. В прошлом году, будучи членом делегации, намеревавшейся посетить в тюрьме скандального палестинского заключенного М.Баргути, ему было запрещено приезжать в Израиль.

Недовольство Иерусалима вызвало и то, что в январе мэр завил о намерении признать палестинскую государственность, что, впрочем, не имеет законной силы. Комментируя ситуацию, министр внутренней безопасности Израиля Г.Эрдан сообщил: «Правила игры поменялись, а тем, кто пытается отрицать наше существование и нанести вред Израилю, здесь уже не рады». Французское внешнеполитическое ведомство обратилось к Израилю с просьбой не блокировать въезд французских представителей, подчеркнув, что целью нынешнего визита был контроль над реализацией программ по содействию палестинцам.

Надо сказать, что и позиция ряда экспертов, имеющих непосредственное отношение к истории французско-израильских отношений, не создает позитивный фон для того, чтобы Париж поддержал официальную линию Иерусалима. Выступая на французском радио в четверг по случаю 70-летия ближневосточного государства, бывший посол Израиля во Франции Э.Барнави отметил, что, по его мнению, проект светского еврейского государства, задуманный изначально, провалился, не выдержав давления религиозных и мессианских взглядов. Следовательно, как полагает экс-дипломат, современный «неосионизм» ничем не отличается от того, что делает ХАМАС.

Еще одним, возможно, более важным направлением французско-израильского взаимодействия является проблема Ирана и Сирии. На прошлой неделе страна вошла в «мини-коалицию» под руководством США, ответившую на предполагаемую химическую атаку в арабской республике. Уже на следующей неделе Э.Макрон отправится в Вашингтон, где запланирована его встреча с американским президентом Д.Трампом, которую многие эксперты и журналисты трактуют как хороший знак для будущего СВПД. Несмотря на то, что глава израильского правительства все-таки склонен считать, что отсутствие сделки лучше, чем попытка потакать региональному агрессору с глобальными амбициями, предложения Парижа по введению санкций против Тегерана при сохранении СВПД его явно заинтересовали.

Однако в какой степени Израиль готов пойти на продвижение этих идей в США, пока остается загадкой. С одной стороны, власти страны понимают, что легкое недовольство Д.Трампа мартовскими переговорами Б.Нетаньяху и главы МИД Франции Ж.-И. Ле Дриана, создавшими иллюзию попытки Иерусалима убедить Вашингтон остаться в СВПД, серьезных последствий не имело. С другой стороны, очевидно, что влияние Парижа на американского президента явно ограничено. Так, израильская газета Jerusalem Post отмечает, что французский лидер вопреки сделанным заявлениям не преуспел в убеждении США остаться в Сирии. Мало того, недавние комментарии главы европейской дипломатии Ф.Могерини свидетельствуют, что ЕС в целом не готов к использованию санкционного давления на Иран.

Таким образом, Франция сегодня представляет собой важного израильского партнера, что объясняется вовлеченностью Парижа в активность ЕС на палестинском направлении и диалогом по Ирану между Э.Макроном и Д.Трампом. На определенную выгоду от этого сотрудничества Иерусалим рассчитывать, конечно, может, однако, она рискует оказаться ограниченной общим курсом Евросоюза, где далеко не все разделяют произраильские или, как минимум, нейтральные настроения, а также ситуацией, складывающейся в Вашингтоне по поводу будущего СВПД.

52.18MB | MySQL:103 | 0,595sec