К вопросу об американском отчете о правах человека в Турции

20 апреля с.г., Государственным департаментом США был опубликован отчёт о положении дел в Турции с соблюдением прав человека. Этот 64-страничный документ немедленно вызвал жесткую реакцию со стороны турецкого руководства, в частности, Министерства иностранных дел страны.

Впрочем, на памяти автора, западные партнёры Турции, как США, так и ЕС, на похвалы в адрес Турции стали сильно скупее приблизительно с 2011 года, когда регион охватила так называемая «арабская весна». С тех пор, эпитетов из уст западных политиков про «восходящую звезду региона» туркам в своей адрес слышать, с прежней частотой, не доводилось. И странно, что МИД Турции, вообще, как-то посчитал нужным реагировать на очередной американский документ.

Риторика документа уже достаточно привычна. Он сообщает про то, что к настоящему времени режим всеобщего чрезвычайного положения, введенный после попытки военного переворота в июле 2015 года, продлевался 4 раза и он «имеет далеко идущие последствия для общества страны и его институтов, ограничивая реализацию многих фундаментальных свобод». И далее приводится фраза про свыше 100 тыс. человек, уволенных со службы, около 50 тыс. человек – арестованных или отбывающих тюремное заключение, а также о 1,5 тыс. закрытых некоммерческих организациях по обвинению в причастности к терроризму и в связях с беглым (в США – В.К.) проповедником Фетхуллахом Гюленом.

Не могли не упомянуть авторы документа и о двух задержанных турках-сотрудниках дипломатической миссии в США (не являлись гражданами США и не обладали дипломатическим иммунитетом – В.К.).

Далее говорится о пытках заключенных под стражей, похищениях, произвольных арестах и задержаниях десятков тысяч человек, включая членов парламента, вмешательство исполнительной власти в судопроизводство, многочисленные ограничения свободы самовыражения и функционирования медиа, в том числе — задержания журналистов и криминализацию критики официальных лиц, блокирование веб-сайтов и контента, ограничения свободы собраний и учреждения ассоциаций, вмешательство в свободу передвижения, прецеденты насилия против представителей ЛГБТ-сообщества (было бы странно этой критики от американцев не услышать – В.К.) и прочих меньшинств.

Более того, как указывают американцы в своем документе, государство предпринимает ограниченные шаги с целью расследования, судопроизводства и наказания сотрудников органов безопасности и других официальных лиц, которые причастны к нарушениям прав человека. Столкновения между силами безопасности и террористической организацией РПК продолжались в течение 2017 года, хотя и на меньшем уровне, чем это было в 2016 году, однако, все же они привели к смерти или ранениям среди сил безопасности, членов РПК и неназванного числа гражданских лиц. Как указывают авторы, правительство отказалось предоставить информацию касательно своих усилий по расследованию и судебному преследованию персонала, чья деятельность привела к смерти гражданских лиц в ходе антитеррористической операции (удивляет наглость американцев, а на каком, собственно, основании независимое государство должно это делать? – В.К.).

На этом цитирование документа, а точнее его вводной части, можно завершить. Представляется характер риторики американцев в адрес турецкого руководства стал понятен.

Теперь — к ответу турецкого МИДа, который начал с того, что антитеррористическая операция в стране будет продолжена, исходя из фундаментальных прав человека и верховенства закона. Сопроводив свой пресс-релиз подробными разъяснениями по борьбе с террористической угрозой в стране, турецкий МИД обвинил авторов документа в предвзятости и необъективности. А также предложил американцам, если называть вещи своими именами, «не пенять на других», коль скоро у них в стране ситуация с правами граждан – тоже далеко не беспроблемная.

Вообще, складывается полное ощущение в том, что у американцев правая рука не знает, что творит левая. Еще не отгремели салюты по поводу успешной операции США в Сирии, поддержанной на словах Р.Т.Эрдоганом, и откровения (в частности, от президента Франции Э.Макрона – В.К.) по поводу того, что западной коалиции удалось вбить клин между Россией и Турциий, как турецкое руководство, в очередной раз, «провезли лицом по американскому столу».

Тут на днях турецкая журналистка газеты «Хюрриет» Барчин Йинанч (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=43713) сетовала на то, что, дескать турецкими СМИ, мало пишется про то, как иностранные государства пытаются повлиять на исход только что объявленных досрочных президентских и парламентских выборов в Турции. Теперь, после публикации Госдепом своего документа, не только на английском, но и на турецком языке тоже, она может успокоиться и написать, правда, не про «российских хакеров и кибератаки», а про США.

Совпадение или нет, но появление подобного документа накануне выборов в Турции не может рассматриваться иначе, как послание к анти-эрдогановски настроенному слою турок «Америка – с вами». А заодно и самому Эрдогану о том, что он является для США партнёром нежелательным, да и не партнёр он вовсе. В самое ближайшее время, не исключено появление оппозиционного кандидата, на которого будет сделана и артикулирована американская ставка. Правда, объявлением досрочных выборов Р.Т.Эрдоган резко сузил пространство для маневра у своих оппонентов, включая заокеанских партнёров.

52.29MB | MySQL:103 | 0,468sec