Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16 — 22 апреля 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Сирии и Турции. В Сирии правительственные силы завершают очистку провинции и города Дамаск от боевиков экстремистских группировок. В Турции 18 апреля было объявлено о проведении 24 июня досрочных президентских и парламентских выборов.

Согласно договоренности с командованием ВС Сирии боевики группировки «Джейш аль-Ислам» вместе со своими семьями 19 апреля покинули город Думейр, расположенный в 40 км к востоку от Дамаска. Свыше 5 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. членов бандформирований выведены в район Джараблус у границы с Турцией. Контроль над Думейром перешел правительственным войскам САР. При участии российского Центра по примирению сторон в Сирии была достигнута договоренность о выводе отрядов экстремистов из Восточного Каламуна к северу от Думейра в провинцию Идлиб. Вывод начался 21 апреля. Боевики со своими семьями (около 3,2 тыс. человек) покидают населенные пункты Рухейба, Эн-Насирия и Джейруд. По условиям соглашения о капитуляции они сдают сирийской армии тяжелые и средние вооружения. Командование ВС САР договорилось 19 апреля с вооруженными формированиями экстремистов об установлении перемирия в районе Западная Гута под Дамаском и в лагере Ярмук на юге столицы и выводе боевиков экстремистских группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра» (обе запрещены в РФ) из этих районов. Однако после срыва договоренностей правительственные войска при поддержке авиации начали операцию против бандформирований и выбили боевиков из ряда кварталов Дамаска. Таким образом, близится к завершению освобождение столицы САР и провинции Дамаск от боевиков экстремистских группировок.

В МИД России заявили, что фиксирует попытки сирийской оппозиции, террористических группировок «Джебхат ан-Нусра» и ИГ при поддержке США создать автономию на юге Сирии. Так, имеется информация, что «Джебхат ан-Нусра» и Сирийская свободная армия собрали на юге страны более 12 тыс. боевиков и сотни единиц техники для атаки на правительственные силы в городах Дераа, Эль-Баас и прилегающих районах. Конечной целью операции, как сообщают СМИ, является захват и создание под патронажем США автономного от Дамаска территориального образования со столицей в Дераа по аналогии с территориями, контролируемыми преимущественно курдскими «Силами демократической Сирии» на северо-востоке САР.

17 апреля глава МИД Саудовской Аравии А. аль-Джубейр заявил о готовности отправить войска в Сирию, если Эр-Рияду поступит такое предложение. По словам министра, это решение будет принято при условии соответствующего запроса со стороны западной коалиции во главе с США, но при этом единственным выходом из сирийской ситуации остается политическое урегулирование. Также сообщается, что помощник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон и М. Помпео, выдвинутый президентом Д. Трампом на должность госсекретаря, активно продвигают в вашингтонской администрации план формирования арабских «стабилизационных сил» на смену американскому контингенту в Сирии.

Россия готова рассмотреть все необходимые шаги для укрепления обороноспособности Сирии, включая поставки ЗРС С-300, после удара США, Великобритании и Франции.

Эксперты Миссии по установлению фактов применения химического оружия в Сирии из Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) 21 апреля после долгих проволочек посетили город Дума к востоку от Дамаска. Эксперты побывали на месте предполагаемого применения токсичных химикатов 7 апреля для сбора образцов. Это произошло с задержкой в 11 дней после запроса со стороны Дамаска. Россия считает такую задержку недопустимой, чем бы она ни мотивировались. Кроме того, МИД РФ выразил обеспокоенность попытками специалистов ОЗХО ограничить связанные с предполагаемым химическим инцидентом места посещения и круг опрашиваемых лиц. По мнению российского внешнеполитического ведомства, «за этим проступает нежелание пролить свет на очередную постановочную провокацию с применением токсичных химикатов, уже послужившую поводом для нанесения ракетного удара западной «тройкой» по Сирии, совершенного 14 апреля. Глава МИД России С. Лавров заявил, что «есть свидетельства о том, что этих экспертов, этих ученых пытаются использовать в политических целях». Лавров также потребовал от США доказательств, что РФ и Сирия препятствуют доступу экспертов ОЗХО к месту предполагаемой химической атаки в Думе. В Москве не исключают и новые провокации с кустарной «химией» для оправдания планирующегося наступления на правительственные войска на юге Сирии. В ОЗХО сообщили, что возможен еще один визит в Думу. ОЗХО подготовит и представит членам организации доклад по результатам работы в Сирии, который будет передан на рассмотрение государствам-участникам Конвенции о запрещении химического оружия. Тем временем российские военные обнаружили в Думе лабораторию боевиков, где производилось химоружие и хранились компоненты для его производства.

20 апреля Москву посетил спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистура. Он провел переговоры с министром обороны РФ С. Шойгу и главой российского МИДа С. Лавровым. С. де Мистура заявил о важности сочинского и астанинского форматов урегулирования ситуации в Сирии при подключении к этому процессу и площадки в Женеве. С. Шойгу и С. Лавров заявили представителю генсека ООН о негативной роли ударов США, Великобритании и Франции 14 апреля на ход сирийского урегулирования. Удары трех западных стран по Сирии не помогли усилиям по урегулированию ни на одной из имеющихся площадок — в Женеве, Астане и Сочи, заявил С. де Мистура на встрече с Лавровым. Россия считает, что хотя «перспективы начала межсирийского диалога под эгидой ООН уже не столь радужны, как месяц назад, но нельзя отступать от договоренностей». При этом Москва продолжает «настаивать на скорейшем запуске конституционного комитета в Женеве при содействии Мистуры и в координации с другими странами-гарантами». В целом, по оценке С. Лаврова, встреча с С. де Мистурой была полезной, «у сторон есть понимание, как двигаться по сирийской тематике».

Франция, США и их союзники должны остаться в Сирии после разгрома ИГ, чтобы «построить новую Сирию» и ограничить влияние Ирана, заявил 22 апреля президент Франции Э. Макрон.

Досрочные президентские и парламентские выборы в Турции пройдут 24 июня, заявил 18 апреля президент страны Р. Т. Эрдоган. При этом он отметил, что есть необходимость немедленного перехода к президентской системе. Великое национальное собрание (парламент) Турции 24 апреля поддержало проведение досрочных президентских и парламентских выборов в стране. По оценке экспертов, вопросы экономического развития, свободы слова и другие внутренние факторы привели к некоторому снижению популярности президента. «И, понимая возможные риски, Эрдоган решил «ковать железо, пока горячо» и объявлять выборы уже сейчас», а не в 2019 г., когда заканчивается срок его полномочий. Последние опросы показывают, что на предстоящих выборах за Эрдогана готовы проголосовать 55,6% избирателей.

Парламент Турции 18 апреля продлил режим чрезвычайного положения в стране еще на три месяца, срок действия которого закончился 19 апреля. Режим ЧП продлевался уже шесть раз после попытки государственного переворота 15 июля 2016 г.

Заявление президента Франции Э. Макрона, в котором он выразил мнение, что после операции США, Великобритании и Франции в Сирии Турция отдалилась от России, не разрушит прочные отношения между Россией и Турцией, заявил 16 апреля глава турецкого МИД М. Чавушоглу, «но разногласия могут иметь место».

Закупка Турцией ЗРС С-400 у России потенциально может привести к санкциям в отношении Анкары в соответствии с CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»), заявили 18 апреля в Госдепартаменте США.

Цель Соединенных Штатов — вовлечь Турцию в поддержку женевского процесса, борьбу с ИГ и противодействие расширению влияния Ирана и России в Сирии, заявил 18 апреля помощник госсекретаря У. Митчелл. По его словам, политика Америки в отношении Турции заключается в «сохранении тесного взаимодействия с ясным посылом о том, что США будет активно защищать свои интересы».

Центробанк Турции переместил золотой резерв страны из Федеральной резервной системы США, следует из годового отчета, опубликованного на сайте банка. Там отмечается, что в 2016 г. в ФРС хранилось 28,689 т золота Турции. В аналогичной графе за 2017 г. стоит прочерк.

Угроза для Турции в Сирии исходит в первую очередь от ее стратегических партнеров, заявил 21 апреля президент страны Р. Т. Эрдоган, указав на американские военные поставки сирийским курдам из отрядов «Сил народной самообороны».

19 апреля суд в Турции приговорил 47 членов организации оппозиционного проповедника Ф. Гюлена ФЕТО к пожизненному тюремному заключению за участие в попытке государственного переворота. Кроме того, 217 обвиняемых получили от 12 до 20 лет тюрьмы за «оказание поддержки в нарушении конституционного строя». Еще около 3000 военных будут уволены из ВС Турции по подозрению в причастности к организации Гюлена, заявил министр обороны страны Н. Джаникли.

Евросоюз выполняет и будет в полном объеме выполнять ядерную сделку с Ираном, заявила 16 апреля глава дипломатии ЕС Ф. Могерини. По итогам заседания министров иностранных дел сообщества в Люксембурге «все страны подчеркнули необходимость реализации соглашения, сообщила Могерини.

18 апреля президент Ирана Х. Роухани заявил о намерении Тегерана производить и получать любые виды вооружений в случае необходимости и без санкции других государств. При этом он добавил, что Иран «реализует политику добрососедства в отношении стран региона и ждет того же от них».

Правительство Ирана 18 апреля постановило заменить доллар США на евро в качестве базовой валюты расчетов в международных транзакциях республики. Решение распространяется на министерства, организации, компании и государственные ведомства Исламской Республики.

Иран возобновит свою ядерную программу, если президент США Д. Трамп в мае не продлит заморозку введенных из-за нее санкций, приостановленных после заключения соглашения в Вене в 2015г., заявил 22 апреля министр иностранных дел ИРИ М. Д. Зариф. Иран также не примет новое соглашение о мирном характере его ядерной программы взамен версии 2015 г., выработанное США и их союзниками в Европе с учетом требований президента Трампа, подчеркнул министр.

До 3 тыс. палестинцев приняли участие 20 апреля в акциях протеста в секторе Газа, беспорядки происходили в пяти районах вдоль границы анклава с Израилем. В результате столкновений между палестинцами и силами безопасности Израиля застрелены 4 человека, в том числе подросток, более 700 человек пострадали. Протесты палестинцев на границе сектора Газа продолжаются более трех недель.

16 апреля движение «Талибан» ответило отказом на призыв президента Афганистана А. Гани принять участие в предстоящих в октябре этого года парламентских и местных выборах в стране. Талибы заявили, что для них приоритетом остается борьба против иностранного военного присутствия в стране. Исламисты считают, что «ныне все политические и военные решения в Афганистане принимаются иностранцами. Шанс быть избранными во властные органы имеют лишь те, кого уже избрали Белый дом и Пентагон». Движение охарактеризовало предстоящие выборы как «постановочное мероприятие» и призвало афганский народ воздержаться от участия в них.

Число погибших в результате взрыва, произведенного 22 апреля террористом-смертником в Кабуле у центра регистрации избирателей, составило 57 человек, еще 119 получили ранения.

 

Приложение

 

 

О вооруженных силах Мавритании

 

 

Сложная военно-политическая обстановка в Северо-Западной Африке и Сахеле, наличие территориальных и иных спорных проблем с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений и другие противоречия в мавританском обществе, негативно влияющие на внутриполитическую стабильность в стране, определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритания (ИРМ) при решении проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

Мавритания, обладая обширной территорией (1030,7 кв. км) и протяженными границами (общая протяженность сухопутных границ — 5074 км, морских — 754 км), но, имея малочисленное население (4,22 млн человек, плотность населения немногим более 4-х человек на 1 кв. км), слаборазвитую экономику (146-е место в мире по объему ВВП), а также слабую по численности, вооружению и уровню подготовки армию, с большими трудностями и напряжением противостоит усилившейся в последние годы террористической угрозе. В создавшихся условиях военно-политическое руководство Мавритании активно ищет внешних партнеров и союзников, которые могли бы оказать эффективное политическое содействие, а при необходимости и реальную военную помощь в деле защиты суверенитета и территориальной целостности республики.

ВС Мавритании (15 870 человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морских сил. В условиях усиления угроз национальной безопасности руководство ИРМ поддерживает военные расходы на достаточно высоком для страны уровне. В 2015 г. они составили примерно 140 млн долларов (2,95% от ВВП).

Верховным главнокомандующим ВС Мавритании является президент республики. Он руководит вооруженными силами через Министерство национальной обороны (МНО) и Генеральный штаб. МНО возглавляет гражданское лицо. Министерство занимается в основном административными и финансовыми вопросами, закупками вооружений за рубежом, отвечает за строительство различных объектов военного назначения. Генеральный штаб — основной орган оперативного управления войсками и организации боевой подготовки. Генштаб разрабатывает планы использования вооруженных сил. Начальник Генерального штаба одновременно является командующим сухопутными войсками, в оперативном отношении ему подчинены командующие ВВС и ВМС. В военно-административном отношении территория ИРМ разделена на шесть военных районов.

Сухопутные войска (15 000 человек.) являются основным и наиболее боеспособным видом вооруженных сил. В их боевом составе имеется 22 батальона, 3 артиллерийских и 2 зенитных дивизиона. На вооружении состоит 35 танков Т-54/55, 80 буксируемых орудий полевой артиллерии калибра 122 и 105 мм, 8 РСЗО калибра 122 и 107 мм, 90 минометов калибра 120, 82 и 60 мм, до 150 бронемашин и БТР, 50 ПУ ПТУР, 100 ПЗРК, 50 зенитных орудий и установок калибра от 23 до 100 мм. В условиях возросшей активности террористических группировок на севере, востоке и северо-востоке республики  туда были переброшены дополнительные силы сухопутных войск.

ВВС (250 чел.) имеют на вооружении 19 самолетов и 3 вертолета, в том числе 4 легких штурмовика ЕМВ-314, 1 самолет выполняет функции морской патрульной и транспортной машины. Имеется также 7 транспортных и 7 учебно-тренировочных самолетов. В целом ВВС являются наименее развитым и боеспособным видом вооруженных сил.

ВМС (620 чел.) имеют на вооружении патрульный корабль и 11 патрульных катеров. Имеются две военно-морские базы: Нуакшот и Нуадибу. В составе ВМС есть рота морской пехоты (100 человек). Основной задачей флота является защита рыболовства в территориальных водах (ширина – 30 миль) и 200-мильной экономической зоне.

Кроме вооруженных сил в стране имеются военизированные формирования в составе МВД: Национальная жандармерия (3000 чел.) и Национальная гвардии (НГ, 2000 чел.). Подразделения Национальной жандармерии предназначены для решения задач по поддержанию внутренней безопасности. НГ выполняет задачи по охране государственных границ и поддержанию порядка.

Отсутствие у Мавритании собственной военно-промышленной и научно-технической базы ставит страну в полную зависимость от зарубежной помощи в деле оснащения вооруженных сил оружием и военной техникой, создания элементов военной инфраструктуры, а частично и подготовки кадров, прежде всего инженерно-технического состава. Все вооружение и военная техника мавританских ВС иностранного производства (французского, советского, американского, китайского и др.). Причем значительная часть оружия получена еще в 1970-е — 1980-е гг., морально и физически устарела, требует модернизации или замены на современные образцы, однако, учитывая сложное финансово-экономическое положение республики, в ближайшие годы правительство вряд ли пойдет на закупки крупных партий вооружения за границей. Маловероятна и крупная безвозмездная военная помощь из-за рубежа.

Боеспособность и боеготовность войск, уровень боевой и технической подготовки личного состава находятся на недостаточно высоком уровне. Армия испытывает значительные трудности в вопросах поддержания в технически исправном состоянии вооружения и военной техники. Практически отсутствует ремонтная база.

В последние годы одним из основных видов деятельности национальных ВС является борьба с террористическими вооруженными формированиями и бандами наркоторговцев, действующими на территории республики, или проникающими с территории соседнего Мали. В деле противостояния терроризму Мавритания сотрудничает как с соседними государствами, так и с США и Францией. Так, с 2010 г. в городе Таманарассете (Алжир) действует совместный оперативный штаб в составе представителей Алжира, Мавритании, Мали и Нигера. Координацию действий в сфере политики и безопасности ИРМ осуществляет и в рамках созданной в 2014г. «группы пяти» (Г5 «Сахель) — Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. Страны этой группы совместно с Францией с 2014г. проводят совместную антитеррористическую операцию «Бархан» в субрегионе от Ливии до Гвинеи-Биссау. В сентябре 2017 г. в Севаре (Мали) введена в строй штаб-квартира региональных антитеррористических сил. Их численность должна составить 5 тыс. человек из состава армий стран Г5 «Сахель». Командование «Запад» этих сил будет развернуто в мавританском городе Нбеикит близ границы с Мали. Завершить формирование сил «Г5 Сахель» предполагается к середине 2018 г.

Мавритания поддерживает военные связи с США, участвует в американской «Транссахарской антитеррористической инициативе». В рамках этой программы ВС ИРМ регулярно участвуют в многонациональных антитеррористических учениях «Финтлок». В настоящее время подразделения ВС ИРМ задействованы в учениях «Нетерпеливый лев» на территории Марокко с участием США и ряда стран Африки. Французы и американцы обучают мавританских военных антитеррористическим действиям. Для Мавритании характерно поддержание тесных контактов с НАТО как военно-политической организацией, так и на двусторонней основе с отдельными странами альянса. Из государств Запада в Мавританию поступает, хотя и в ограниченных количествах, необходимое для борьбы с терроризмом снаряжение и техника.

В 2017 г. ИРМ и Саудовская Аравия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности, предусматривающее проведение совместных учений ВС двух стран, обмен разведывательной информацией, оказание саудовской логистической поддержки ВС Мавритании и др.

В ИРМ введена обязательная военная служба для граждан мужского пола, достигших 18 лет. Срок службы определен в 24 месяца. Широко распространена и служба по найму, на которую добровольцы могут поступать армию с возраста 16 лет и подписывать контракт на срок от двух до пяти лет. На практике по причине нехватки финансовых средств и трудностей, связанных с призывом в армию кочевников, набор призывников в армию осуществляется не в полном объеме. Офицерский состав комплектуется главным образом из арабо-берберов, выходцев из северных районов республики.

Вооруженные силы продолжают занимать ведущее место в политической жизни Мавритании, оставаясь наиболее организованной политической силой страны. Политическая система ИРМ еще не устоялась, в республике недостаточно развиты институты гражданского общества. Учитывая эти факторы, военные в ближайшие годы вряд ли откажутся от ставшей для них привычной роли верховного арбитра судеб Мавритании.

Таким образом, на сегодняшний день и на обозримую перспективу мавританские вооруженные силы по своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки личного состава могут выполнять лишь задачи (причем не в полном объеме) по обеспечению внутренней безопасности и борьбе с террористическими вооруженными формированиями.

52.29MB | MySQL:103 | 0,469sec