Иранские лидеры обсуждают судьбу СВПД

Во  вторник 24 апреля президент Ирана Хасан Роухани, находясь в столице провинции Восточный Азербайджан – Тебризе, выступил с предостережением по поводу возможных действий американской администрации в связи  заключенным в июле 2015г. «атомным»  соглашением между его страной и шестью международными посредниками – США, Китаем, Россией, Великобританией, Францией и Германией. «С самого начала работы этой администрации мы объявили, что Иран стремится к конструктивному взаимодействию с миром, и аятолла Сейед Али Хаменеи сделал акцент на этом требовании»,  — цитирует информационное агентство ИРНА слова президента, сказанные на церемонии открытия туристического мероприятия «Тебриз 2018», посвящённого избранию Тебриза туристической столицей исламского мира .По словам Х.Роухани, в случае, если соглашение    Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) будет ликвидировано, это может иметь «страшные последствия». Находясь в Тебризе, он коснулся угроз американского президента Д.Трампа касательно выхода США из этого соглашения: «Те, кто сидят в Белом доме, будь они верны  своим обязательствам или нет, верны своей цивилизации или нет, верны гуманизму или нет, в любом случает великая иранская нация будет противостоять всем их заговорам имеющейся у нее силой». Информационное агентство ИРНА обращает также внимание на следующие слова иранского президента: «Никто не может  забрать у нашего народа надежду на будущее. Сегодня мы сильнее, чем когда бы то ни было,  защищаем свои договора и соглашения. И когда кто-либо вознамерится их дезавуировать, он должен знать, что навлечет на себя тяжелые последствия». ИРНА цитирует и слова иранского президента о том, что все страны мира, за исключением двух, подчёркивают необходимость сохранения СВПД и объявляют, что выход США из ядерной сделки будет серьёзной ошибкой. Одновременно агентство приводит слова Х.Роухани: «Это большая победа для иранского народа…Ирану не смог помешать проект иранофобии в отношении вопросов, связанных с ядерной программой, и это считается победой для страны».

Как отмечают в этой связи иранские СМИ, нынешний глава американской администрации, еще со времен предвыборных баталий выражал резкое недовольство СВПД, подписанным его страной во время нахождения у власти предыдущего президента Барака Обамы.  Как пишет сайт фарсиязычного радио Radio Farda, Д.Трамп потребовал от трех европейских держав, являющихся также подписантами этого соглашения, произвести коррекцию некоторых его  положений. Если этого не случится, он продолжит санкционные действия в отношение Ирана, что «на деле будет означать выход США из СВПД».

В своей речи в Тебризе Х.Роухани отметил, что иранский народ и его правительство  готовы к ответным действиям на всех этапах противостояния. «Ничто нам не помешает реализовать свои действия, а если возникнут трудности, мы преодолеем их своими руками». Фарсиязычные СМИ пишут о том, что  в последние месяцы США провели серию переговоров с заинтересованными европейскими державами по поводу тех изменений, которые, по мнению главы американской администрации, должны быть внесены в текст венских договоренностей. Эти пункты должны касаться также иранской ракетной программы. США убеждены, пишет сайт  Radio Farda что должно быть единое соглашение, которое бы касалось как ядерной программы, так и продвижения иранской программы баллистических ракет. «Поэтому, считают США, иранская программа производства и испытаний баллистических ракет также должны быть поставлена под санкционный прессинг».  К числу претензий США по поводу венских соглашений следует назвать и желание Вашингтона создать действенный механизм инспекции иранских ядерных  объектов, с тем, чтобы инспекторы Международного Агентства по ядерной энергии – МАГАТЭ —  могли бы посещать любой объект иранской ядерной инфраструктуры по их первому требованию. Кроме того, пишут иранские СМИ, США интерпретируют СВПД следующим образом: согласно венским договоренностям Иран может возобновить  обогащение урана, необходимого для ядерного цикла. США же хотят того, чтобы Ирану была заблокирована дорога к ядерному оружию. «И не на 10 лет, как записано в венских договоренностях, а навсегда».

Ввиду  возможного обострения существующей ситуации на Ближнем Востоке в связи с отношением к СВПД, обращают на себя внимание слова главы иранского МИДа Мохаммада Джавада Зарифа в прениях по поддержанию мира на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Иранский министр  апеллировал к роли ООН в мировых процессах и  заявил, что обеспечение международного мира и безопасности и предотвращение угроз миру представляют собой основные цели ООН. Он также обратил внимание на то, Ближний Восток превратился в основной очаг угроз мировой стабильности: «Новый акцент на миростроительстве и поддержании мира имеет исключительное значение в свете напряжённости, с которой мы в настоящее время сталкиваемся, в частности, в нашем регионе, который больше всего пострадал от затяжных конфликтов».  Зариф сделал важные предложения концептуального характера: «Крайне важно перейти к новой парадигме, основанной на объединении усилий для создания сильного региона… Теперь надо перейти от формирования блоков безопасности к принятию сетей безопасности.  Они должны базироваться на уважении интересов всех заинтересованных сторон. В нынешнем взаимосвязанном мире безопасность одной страны не может быть гарантирована за счёт других».  В связи с этим глава МИД Ирана предложил создать «Форум регионального диалога» в Персидском заливе для преодоления кризисов на пути к поддержанию мира в регионе. Что же касается судьбы СВПД, то глава иранской дипломатии в интервью агентству Associated Press во вторник  сравнил возвращение США санкций, снятых с Ирана,  с выходом из Совместного всеобъемлющего плана действий. Он спрогнозировал ситуацию следующим образом: « Если США выйдут из соглашения по ядерной сделке, скорее всего, непосредственными последствиями будет то, что Иран примет ответные меры и выйдет из СВПД».  Таким образом, резюмировал дипломат,  «соглашения, в котором Иран мог бы продолжать участие, больше не будет». В продолжение интервью агентству Associated Press. Зариф отметил, что последние по времени  заявления Трампа демонстрируют, что США не являются заслуживающим доверия  партнёром. «Это делает США довольно малопривлекательным партнёром по какому-либо международному соглашению».

Более конкретно о действиях Ирана после выхода США из СВПД сказал в среду 25 апреля в Сочи, выступая на конференции по безопасности,  секретарь Высшего совета по национальной безопасности ИРИ, бывший министр обороны Ирана адмирал  Али Шамхани: в этом случае Иран возобновит работу атомных объектов. «Мы вернем работу наших ядерных объектов до того уровня активности, который был до прихода к договоренности (по ядерной программе Ирана)». Шамхани добавил, что это «будет иметь значение для международной безопасности в целом». Секретарь ВСНБ ИРИ  высказал мнение, что «любое соглашение между Европой и США о продлении срока действия соглашения по ограничению ядерной деятельности однозначно срыв Совместного всеобъемлющего плана действий». «Отмена ограничений и нормализация ядерной программы Ирана в рамках договора является важной частью обязательств, взятых Ираном на себя в рамках международного соглашения СВПД», — подчеркнул Шамхани, заявив, как пишет ИРНА, «Я уверяю, что их мечты по Ирану не сбудутся».

Одновременно Иран предпринимает конкретные действия по нейтрализации назревающих событий. В среду 25 апреля объявлено о том, ИРИ подаст жалобу в Совместную комиссию Ирана и «Большой шестёрки» в связи с нарушением обязательств в соответствии со статьёй 36 СВПД,  со стороны США. Это касается решения американского президента относительно продления санкций против Ирана. Как считает инициировавший подачу жалобы глава МИД ИРИ М.Д.Зариф, это можно рассматривать одной из возможных реакций Ирана в ответ на решение президента США. Добавим, что за последние 2 года Тегеран подал 11 жалоб Верховному представителю ЕС по внешней и оборонной политике и главе совместной комиссии Ирана и «Большой шестёрки» Федерике Могерини, мотивируя это нарушениями СВПД   со стороны США. Как уточняет ИРНА, в статье 36 соглашения речь идет о том, что если Иран считает, что любой или все члены группы «Большой шестёрки» не выполнили свои обязательства по СВПД , то может передать этот вопрос в Совместную комиссию для изучения, а они должны оказать давление на ответчика, чтобы реализовать свои обязательства и не заявлять новые требования.

52.19MB | MySQL:103 | 0,604sec