Из интервью израильского министра разведки

Публикации, касающиеся возможности широкомасштабного военного столкновения между Израилем с одной стороны и Ираном и его союзниками с другой, достаточно часто появляются в последнее время в израильских СМИ. Такая возможность представляется большинству их военных комментаторов абсолютно реальной. В этом смысле показателен, например, заголовок статьи, появившейся 27 апреля на израильском независимом аналитическом интернет-сайте Debka, специализирующемся на ближневосточной политике: Приближающееся военное столкновение между Израилем с одной стороны и Ираном и «Хизбаллой» с другой и вывод американских войск из Сирии. США будут действовать из Ирака и со Средиземного моря».

При этом высшее военно-политическое руководство еврейского государства обычно воздерживается от каких-либо публичных попыток предсказать, каким образом будут развиваться события. Большинство министров – явно по указанию премьер-министра Биньямина Нетаньяху – просто хранят молчание по данному вопросу,  учитывая крайнюю напряженность ситуации. Неизменным остается только крайне жесткий тон предостережений в адрес Ирана, которые озвучивает, как правило, министр обороны Израиля Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль»). В качестве примера можно привести заявление, сделанное им 26 апреля в ответ на прямые угрозы со стороны высшего военно-политического руководства нанести Ирана нанести удар по Тель-Авиву в качестве возмездия, за приписываемый зарубежными (в том числе и российскими) источниками ЦАХАЛу ракетный удар по сирийско-российско-иранской военной базе Т-4, в результате которого были погибшие среди размещенных там иранских Корпуса стражей исламской революции: «Если Иран атакует Тель-Авив, Израиль атакует Тегеран и разрушит все опорные пункты иранской армии в Сирии». Иногда подобные заявления озвучивает и сам Биньямин Нетаньяху. Например, 20 апреля израильский премьер-министр кратко сказал по поводу угроз заместителя командующего КСИР генерала Хоссейна Салами нанести удар по Израилю: «Нас это не пугает. Мы готовы».

На этом фоне особое внимание обращают на себя высказывания, сделанные израильским министром по делам разведки (одновременно он является также министром транспорта) Исраэлем Кацем (Ликуд), членом узкого кабинета министров (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности в рамках интервью, которое он дал британскому агентству новостей «Рейтер». Это интервью было опубликовано в эту субботу.

Заявления Исраэля Каца представляют особый интерес не только потому, что в силу занимаемой им должности министра разведки он является одним из трех (наряду с премьер-министром и министром обороны) наиболее информированных израильских политиков во всем, что касается угрозы широкомасштабного военного столкновения на Ближнем Востоке. Важно то, что он, вне всякого сомнения, дал упомянутое интервью по согласованию с Биньямином Нетаньяху, Авигдором Либерманом и другими членами узкого кабинета по иностранным делам и безопасности (всего в состав этого органа входят сейчас 11 человек). Таким образом, надо полагать, что речь идет не только о личном мнении министра Исраэля Каца, но и о позиции высшего военно-политического руководства Израиля в целом.

В контексте обсуждаемой темы существенно, что в частности он выразил мнение, согласно которому историческая встреча в верхах между президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином и высшим руководителем КНДР Ким Чен Ыном может положительно повлиять на ситуацию на Ближнем Востоке, прежде всего, на снижение угрозы, исходящей от иранской ядерной программы. По словам министра Исраэля Каца, нынешние события на Корейском полуострове должны дать президенту США Дональду Трампу лучшие возможности для того, чтобы добиться изменений в ядерном соглашении между западными державами и Ираном. «У него (президента Дональда Трампа – В.Ч.) будет появляться все больше и больше доводов для того, чтобы убедить Европейский союз не быть слабым звеном  в коалиции, противостоящей Исламской Республике, — заявил он, — Я думаю, что будет очень хорошо, если Северная Корея прекратит заниматься ядерным бизнесом. Это будет хорошо и для Ближнего Востока, потому что существует тесная связь между Пхеньяном и Тегераном в сфере ракетных технологий».

Министр Исраэль Кац сделал особый акцент на том, что имеет место активное сотрудничество между КНДР и Ираном в сфере разработки баллистических ракет и что Израиль располагает доказательствами этого факта. «Сейчас самое время проявить жесткость в отношении Ирана, — заявил израильский министр разведки.

Он коснулся в упомянутом интервью также вопроса об иранском военном присутствии в Сирии. «Им (иранским военным – В.Ч.) не обязательно находиться там, — сказал он корреспонденту агентства «Рейтер», — Это не означает, что мы атакуем каждого иранского солдата, который находится в Сирии. Однако что касается военных баз, складов боеприпасов и новейших ракет? Это да».

Относительно возможности того, что Россия – в соответствии с недавними заявлениями ее официальных представителей — поставит сирийской правительственной армии зенитные ракеты С-300, министр Исраэль Кац выразил сомнение. «Они (россияне – В.Ч.) говорят о новых ракетах, но они не говорили, что речь идет именно о ракетах  С-300, — сказал он, — Мне лично трудно поверить, что Путин даст Асаду ракеты С-300, потому что это его (президента В.В.Путина – В.Ч.) главный козырь на переговорах с Израилем. Если он поставит (сирийской правительственной армии – В.Ч.) эти ракеты, то о чем он будет говорить с нами после этого?» Последняя фраза израильского министра разведки выглядит в качестве достаточно прозрачного намека на то, что, если вопреки его (и израильского военно-политического руководства в целом) ожиданиям, Россия все же поставит ракеты С-300 сирийской правительственной армии, время разговоров закончится.

52.22MB | MySQL:103 | 0,595sec