О заявлениях президента Турции Р.Т.Эрдогана в отношении реализации проекта канала «Стамбул»

Проект, шунтирующий Босфорский пролив, под кодовым названием канал «Стамбул», уже неоднократно освещался нами на страницах ИБВ (в частности, предыдущая публикация – по ссылке http://www.iimes.ru/?p=43061).

Невзирая на скепсис многих российских аналитиков (проект «политизированный», «неокупаемый» и проч.), мы повторяем свое мнение о том, что турецкое руководство настроено самым решительным образом создать новую судоходную артерию, а сам проект, невзирая на очевидные трудности, имеет хорошие шансы на реализацию.

Действующий президент Р.Т.Эрдоган на различных митингах в стране без устали повторяет цель по тому, чтобы построить канал «Стамбул» до 100-летнего юбилея Турецкой Республики, который будет отмечаться в 2023 году.

Накануне, в преддверии досрочных парламентских и президентских выборов, назначенных на 24 июня с.г., выступая на женском конгрессе Партии справедливости и развития (ПСР), Р.Т.Эрдоган заявил буквально следующее.

«В рамках новой системы число депутатов увеличится до 600 (в настоящее время 550, без учета лишенных депутатской неприкосновенности и арестованных – В.К.). Из них 98 чел. выбирается Стамбулом. Если у вас в Стамбуле нет честолюбия и силы, прийти к власти в Турции становится практически невозможным. В Стамбуле около 9,5 млн избирателей определят исход (голосования – В.К.) 24 июня. Что скажет Стамбул, то скажет Турция. Мы сейчас вступили на новый путь. В ходе референдума (о конституционных поправках – В.К.) 48,6% голосов было отдано «за». 48,6% — это заметный успех, однако, цель для ПСР – более высокая. Я верю, что сверх этих голосов мы сможем добавить ещё 1 – 1,5 миллиона. Ваши усилия для того, чтобы победить в Стамбуле и в Турции, имеют жизненную важность».

И далее про Канал «Стамбул»: «Мы начали строительство моста Чанаккале 1915. Говорят нужно 5 лет, но, иншаллах, мы закончим за 4 года. Самым крупным проектом в Стамбуле будет канал «Стамбул». На новом этапе (т.е. после предстоящих выборов – В.К.) самой первой нашей задачей будет дать старт проекту канал «Стамбул». Это – проект мирового значения…. Проект канала «Стамбул», называемый нами «сумасшедший», будет крупнейшей стамбульской инвестицией. Через этот проект мы сделаем всему миру громкое заявление».

Разумеется, у скептиков может возникнуть вполне понятное желание списать риторику президента Эрдогана на желание «потрафить» стамбульским избирателям, однако, нельзя сказать, чтобы эта стройка была сверхпопулярна в Стамбуле, который раз за разом, становится стройплощадкой для мега-проектов, вызывающих море жалоб со стороны местных и международных защитников окружающей среды (третий мост через Босфор, третий аэропорт, расширение метрополитена, проект «Мармарай» и проч.).

На практике, как мы писали, проект канала «Стамбул» демонстрирует неплохую динамику развития: подготовлен первый вариант Отчета о влиянии на окружающую среду, проведена встреча с местными жителями.

Кроме того, недавно была завершена подготовка маршрута канала в масштабе 1:100000 и запасной план для проекта. Как указывает турецкая пресса, канал «Стамбул», будучи завершен и введен в эксплуатацию, уменьшит судоходный траффик, особенно нефтеналивных танкеров, через пролив Босфор.

Согласно существующему плану, протяженность канала составит 45,2 км и он пройдет через районы стамбульского Авджилара, Кючюкчекмедже, Башакшехир и Авнавуткёй. Его стоимость оценивается в 65 млрд тур. лир (около 16 млрд долл.). В строительстве примут участие более 6 тыс. чел., а ещё 1,5 тыс. человек будут проект эксплуатировать. Общий объем экскавационных работ должен составить 1,5 млрд куб. м.

Предварительная проработка проекта ведется самым серьезным образом. Турецкое руководство инвестирует живые бюджетные деньги в подготовку ТЭО, Отчета о влиянии на окружающую среду, геодезические изыскания и проч. Достаточно отметить, что стоимость этих работ должна составлять несколько процентов (не менее 5% — В.К.) от итоговой стоимости работ. Так что, сразу можно понять, какие суммы тратятся уже сейчас из бюджета. Такой предварительной проработки не велось даже в случае АЭС «Аккую», фундамент которой недавно заложен двумя президентами – В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом.

То, что реализация проекта и его монетизация позволят выйти Турции на новый уровень, – сомнений не вызывает. Так что, отсылки Эрдогана на предмет «громкого послания миру» — нельзя считать политической демагогией. В конце концов, таким образом, турками делается замах, пусть и косвенный, на конвенцию Монтрё. Ключевой вопрос заключается в том, как переключить трафик с условно бесплатного по проливу Босфор, на безусловно платный по каналу «Стамбул».

Тут особых загадок нет: на днях была очередная авария на Босфоре, когда судно въехало в берег и разрушило прибрежный дом. После чего президент Эрдоган в очередной раз заговорил о том, что Босфор уже не справляется и его пора разгружать. Вот турки и будут разгружать Босфор всеми доступными им способами: через усложнение процедур прохождения, через удорожание лоцманских услуг, через обращение к мировому сообществу о том, что уникальный памятник природы Босфор в опасности и проч. Представляется, что план практической реализации этой стороны вопроса уже есть и он согласован руководством страны.

52.3MB | MySQL:103 | 0,489sec