Позиция сторон СВПД в преддверии решения США о будущем соглашения с Ираном

Приближается к концу 120-дневный срок, обозначенный Д.Трампом для принятия окончательного решения о дальнейшей судьбе Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – ядерного соглашения, заключенного между Ираном и международной группой посредников 5+1 (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция + Германия). Подписанный бывшим американским президентом Бараком Обамой соглашение, по мнению президента США Дональда Трампа, является «плохим», «худшим» соглашением для Америки, и он заявил о своей готовности его расторгнуть, если в него не будут внесены коррективы, которые устроят Вашингтон.

За последние несколько месяцев иранские дипломаты во главе с министром иностранных дел ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом предпринимали активные действия для получения заверений остальных подписантов соглашения в их приверженности договору. Глава Организации атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи заявил, что готовность реагирования Исламской Республики «напугает» США, если они решат выйти из многостороннего ядерного соглашения, достигнутого между Тегераном и группой 5+1 в 2015 году. «Мы надеемся, что другая сторона примет мудрое решение и избежит действий, которые вызовут неприятность для себя и для других», — сказал А.А.Салехи. Он добавил, что Иран неоднократно выражал надежду, что обстоятельства никогда не заставят его принимать «технические решения».

В случае расторжения СВПД Иран оставил за собой право на восстановление ядерной программы. Али Акбар Салехи в свою очередь еще раз подтвердил способность Тегерана возобновить обогащение урана до 20-процентного уровня за четыре дня в ответ на возможный выход США из ядерной сделки. «Как только истеблишмент решит, мы готовы, как армия, принять меры», — добавил глава ОАЭИ.

Ранее верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини подтвердила решительную и недвусмысленную приверженность Брюсселя полному осуществлению СВПД всеми сторонами. «Европейский союз всегда давал понять, что для нас соблюдение соглашения имеет жизненно важное значение. Он носит стратегический интерес для Европейского союза, и мы будем придерживаться его», — сказала она журналистам перед заседанием Совета иностранных дел ЕС в Люксембурге 16 апреля.

Перед участием в конференции о будущем Сирии в Брюсселе Ф.Могерини также сделала замечание о СВПД, отметив: «То, что может произойти в будущем, мы увидим в будущем, но есть одно существующее соглашение,  и оно работает, его нужно сохранить».

Глава МИД Ирана М.Дж.Зариф в интервью американскому изданию National Interest заявил, что США при президенте Дональде Трампе нарушили почти все свои обязательства, установленные ядерной сделкой, и выход Вашингтона лишь отменит любое обязательство Ирана оставаться в рамках соглашении.

Советник верховного лидера по вопросам внешней политики и безопасности Али Акбар Велаяти 26 апреля заявил, что «ядерное соглашение 2015 года должно быть соблюдено в его нынешнем виде», добавив, что Исламская Республика не примет соглашение, наносящее ущерб стране. А.А. Велаяти подтвердил, что Иран непременно уйдет из многостороннего соглашения, если Соединенные Штаты выйдут из него.

По словам советника А.Хаменеи, если европейские страны поставят под сомнение фундаментальность СВПД и восстановят антииранские санкции, которые были отменены в соответствии с соглашением, они сделают сделку «неэффективной» в отношении интересов Ирана. Он также подчеркнул, что соглашение должно быть реализовано в соответствии с нынешним текстом, иначе Тегеран будет иметь право на ответные меры.

А.А.Велаяти сказал, что для Ирана будет неприемлемым, если президент США будет придерживаться сделки ценой сохранения санкций, как того требуют европейцы.

Несмотря на бескомпромиссную позицию Белого дома, остальные подписанты ядерной сделки не имеют претензий к условиям СВПД и намерены сохранить достигнутое в результате двухлетних переговоров соглашение. С приближением назначенной даты пересмотра условий СВПД страны-участники договора выразили свои позиции.

Российская сторона заявила, что достигнутому соглашению нет альтернативы. «Мы не знаем, о чем идет речь, мы поддерживаем ядерную сделку», — заявил в среду пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Песков поставил вопрос о том, можно ли достичь новой договоренности с Ираном на фоне давления со стороны президента США Дональда Трампа или выхода американской стороны из сделки. «Мы знаем, что ядерная сделка была тщательной работой ряда стран. Возможно ли повторить такую работу — это вопрос», — сказал он.

Еще одна сторона договора — Китай заявляет, что будет продолжать поддерживать и осуществлять многостороннее ядерное соглашение, достигнутое между Ираном и группой 5+1. Выступая 28 апреля на брифинге, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Хуа Чунинг выразила поддержку Пекина ядерному соглашению. «Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе Ирана является многосторонним соглашением, достигнутым шестью странами, Европейским союзом и Ираном после переговоров. Он также был одобрен Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в резолюции 2231», — сказал Хуа Чунинг. Она призывала все стороны, подписавшие ядерное соглашение, улучшить диалог и сотрудничество с целью его сохранения. «Китай утверждает, что вовлеченные стороны должны укреплять диалог и координацию в нынешней ситуации, чтобы продолжать защищать серьезность и полноту СВПД», — сказала пресс-секретарь.

Опасения вызывала позиция Франции. Дело в том, что французский президент Эмманюэль Макрон имеет тесные отношения со своим американским коллегой, пытающимся убедить европейских лидеров расторгнуть СВПД. Однако, выступая в Конгрессе США во время своего трехдневного визита в Вашингтон, Э.Макрон заявил, что его страна не покинет ядерную сделку Ирана.  «Мы не должны отказываться от соглашения, не имея при этом ничего существенного и более существенного вместо него. Вот почему Франция не покинет СВПД, потому что мы подписали его», — сказал он.

Вместе с тем, он также пообещал, что Ирану никогда не разрешат развивать атомное оружие. «Наша цель ясна: у Ирана никогда не будет ядерного оружия, не сейчас, не через пять лет, не через 10 лет, никогда», — сказал Э.Макрон и подчеркнул: «Мы подписали его (СВПД) оба, как Соединенные Штаты, так и Франция». Таким образом, он призвал и Вашингтон оставаться верными подписанным международным документам.

28 апреля состоялся официальный визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Соединенные Штаты в ходе которого она провела переговоры с Дональдом Трампом. В повестке переговоров одной из главных тем было ядерное соглашение с Ираном. В официальном заявлении канцлер Германии завила, что имеющейся ядерной сделки недостаточно для сдерживания амбиций Тегерана, однако аннулировать СВПД Германия не собирается. После встречи с Д.Трампом А.Меркель провела телефонные переговоры с президентом Франции и премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. По итогам двухдневных консультаций по телефону европейские лидеры заняли единую позицию по ядерному соглашению с Тегераном. Три подписанта договора заявили, что поддерживают решимость Э.Макрона сохранить СВПД, но вместе с тем они согласились на расширение соглашения, а именно добавление пунктов касающихся ракетной программы Ирана.

Позицию европейских стран иранскому президенту Хасану Роухани представил Э.Макрон в ходе двухчасового телефонного разговора. Х.Роухани заявил: «Судьба СВПД после 2025 года будет определяться международным правом, и Иран не примет никаких ограничений, выходящих за рамки своих обязательств». Иранский президент подчеркнул, что СВПД не предмет переговоров и устойчивость соглашения усилит региональную безопасность и сотрудничество. По его мнению, СВПД является первой важной основой доверия между Ираном и западными странами.

Х.Роухани добавил, что позиция США против СВПД является вопиющим нарушением соглашения между семью сторонами, отметив, что Иран в последние дни принял «очень важные решения» по различным экономическим вопросам и банковским отношениям. «Мы запланировали различные меры (для противодействия – авт.) любому решению, которое США предпримут 12 мая», — отметил иранский президент.

Поскольку между ИРИ и США не установлены, дипломатические отношения интересы американцев в Исламской Республике представляет посольство Швейцарии. 30 апреля посол Швейцарии в Тегеране Маркус Лейтнер встретился с руководителем Исследовательского центра Исламского консультативного совета (Меджлиса), членом комиссии по внешней политики и безопасности Каземом Джалили. Говоря о СВПД, К.Джалили отметил, что настало время, чтобы Иран начал получать компенсацию за понесенные расходы в результате ядерной сделки. Он подчеркнул, что соглашение могло бы стать отправной точкой доверия и сотрудничества противоположных сторон, однако, из-за позиции некоторых западных стран, особенно США, это большая сделка стала источником недоверия для Ирана.

Иранский политик предупредил, что его страна готова продолжать сотрудничество, чтобы решить проблемы региона, однако несоблюдения процесса осуществления СВПД устранит возможность любых переговоров и уверенности в Западе в будущем. М.Лейтнер подчеркнул, что позиция Швейцарии заключается в сохранении ядерного соглашения: «Швейцария сыграла важную роль в ядерных переговорах между Ираном и группой 5 + 1, и она по-прежнему испытывает такое же чувство ответственности, и будет продолжать работать вместе».

Камнем преткновения на сегодняшний день является ракетная программа Ирана, которая угрожает безопасности главных союзников Вашингтона в регионе – Израилю и Саудовской Аравии. Официальная позиция Ирана по данному вопросу состоит в том, что ракетная программа не нарушает какие-либо международные правила и не противоречит резолюции СБ ООН 2231, одобряющей СВПД. Президент ИРИ Х.Роухани во время прошедшего 18 апреля военного парада заявил, что военная сила Ирана носит оборонительный характер. Он неоднократно говорил, что ракетная программа не является предметом обсуждений, и Иран будет производить и испытывать ракеты, несмотря на недовольство некоторых стран.

Исламская Республика вновь оказалась под угрозой санкций. Многочисленные уступки, на которые Тегеран согласился ради выхода из экономической блокады, оказались для США недостаточными. Выход США из ядерного соглашения даст возможность Ирану возобновить ядерную программу, что является для Белого дома негативным итогом. Наиболее целесообразным для Д.Трампа представляется принятие новых санкций в связи с ракетной программой до тех пор, пока ограничительные меры не будут внесены в текст СВПД. Учитывая принципиальную позицию Тегерана по своей ракетной программе, следует ожидать начало нового политического и экономического кризиса в ближневосточном государстве.

52.25MB | MySQL:103 | 0,572sec