О введении налога на добавленную стоимость в странах ССАГПЗ

Еще в декабре 2015 года 6 стран ССАГПЗ (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман) достигли договоренностей о совместном введении налога на добавленную стоимость (НДС). Позднее правительства упомянутых государств одобрили Соглашение об установлении принципов налогообложения НДС (далее по тексту – Соглашение). Каждая из стран ССАГПЗ в период с 01.01.2018 по 01.01.2019 обязалась ввести НДС в перечень налогов, установленных законодательством.

Общие принципы введения налога на добавленную стоимость в целом схожи с порядком, действующим в странах ЕС и в России.

Объектом налогообложения является реализация товаров и услуг, включая воду, недвижимое имущество (правда, для жилых помещений сделано исключение), энергию, а также импорт товаров и услуг. Стоимость реализации подразумевает конечную цену товара и услуги, предлагаемого покупателю, но при этом вводится принцип «справедливой цены», то есть стоимость реализации аналогичного товара в схожих условиях. При импорте налогооблагаемая стоимость определяется в соответствии с правилами таможенного законодательства. Межгосударственное соглашение подразумевает, что стоимость реализуемых товаров и услуг должна указываться в рекламе и при торговых операциях с НДС.

Обязанность по уплате НДС возлагается на лиц из числа резидентов и нерезидентов, зарегистрированных в качестве таковых в налоговом органе. Законодательство ОАЭ вводит так называемый регистрационный порог (стоимость реализованных товаров и услуг за предыдущие 12 месяцев), при превышении которого лицо, занимающееся реализацией товаров и услуг, обязано быть зарегистрировано. Лица из числа нерезидентов, занимающиеся реализацией товаров и услуг, обязаны регистрироваться независимо от суммы торгового оборота.

Кроме того, помимо «лица, обязанного осуществлять уплату НДС в бюджет», законодательство вводит понятие «налогоплательщик» — то есть лицо, которое обязано уплачивать НДС при приобретении товаров и услуг, подразумевая конечного потребителя.

Соглашение подразумевает налоговые ставки в размере 5 % и 0 %. Оно также предоставляет каждому государству право освобождать от НДС операции, относящиеся к сфере здравоохранения, образования, недвижимого имущества и транспортных перевозок, услуг кредитных учреждений, а также в ряде других определенных случаях.

В каждой стране ССАГПЗ, согласно условиям Соглашения, должны создаваться «налоговые группы» — двое или более лиц, зарегистрированных в налоговом органе как одно налогооблагаемое лицо. Целью этого объединения является оптимизация трудовых и административно-хозяйственных затрат на расчет НДС и подготовку отчетности по нему, а также оптимизация деятельности (поставки между предприятиями, входящими в группу, не облагаются НДС) организаций, снижение рисков возникновения штрафов, упрощение работы налоговых органов. Вместе с тем это не создание какой-то холдинговой структуры, а действие, направленное только на оптимизацию процесса налогового учета и отчетности.

Также вводится понятие специальных «проектных» зон (designed zone или «минтака мухаддада»), предпринимательская деятельность в которых, а также экспорт товаров и услуг между этими зонами освобожден от НДС.  В ОАЭ таких зон на сегодня двадцать.

В целом в принципах начисления, учета и уплаты НДС, которые устанавливает законодательство стран ССАГПЗ, не придумано ничего нового. Вероятно, что помощь при проектировании Соглашения и разработки законодательства также оказывали западные специалисты.

Следует отметить, что заключение Соглашения между странами ССАГПЗ – действие, обусловленное, во-первых, необходимостью максимального упрощения процедуры ввода НДС, так как унифицированные принципы будут способствовать координации в вопросах налогообложения, а также обмену опытом,  уменьшению различий в законодательстве. Во-вторых, целью этого Соглашения является минимизация осложнений (но не упрощение) для взаимной торговли между шестью государствами Залива в связи с реформированием налогообложения. Никакой общей бюджетной системы, контролирующего, фискального органа, а также общей межгосударственной структуры, занимающейся сбором налогов,  создаваться не планируется. Этот шаг также вряд ли поспособствует экономической интеграции между странами ССАГПЗ, хотя введение НДС в какой-то степени отражает наличие общих тенденций и проблем в экономическом развитии ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, Бахрейне и Катаре.

Само Соглашение устанавливает и четко регламентирует общий порядок налогообложения НДС, но при этом проявляет гибкий подход. К примеру, определено, что налоговый период должен быть введен только по Григорианскому календарю, но непосредственные сроки начисления, расчета и отчетности по НДС остаются в ведении каждой страны. Соглашение устанавливает обязательное наличие налоговых групп, но порядок их регистрации и обязательные условия для их создания должны определяться внутренним законодательством каждой страны. Еще один пример – установление Соглашением требования о внесении продуктов питания в перечень облагаемых НДС товаров, однако каждая страна имеет право установить ставку или на уровне 5 %, или 0 %.

В настоящее время непосредственное введение НДС в качестве обязательного налога сделано в ОАЭ и в Саудовской Аравии. Остальные четыре страны планируют осуществить это мероприятие 1 января 2019 года.

Информация о планируемом вводе других налогов пока отсутствует, хотя одновременно с НДС ОАЭ и Саудовская Аравия также ввели акцизы, которыми облагается табачная продукция, энергетические напитки и газированные напитки.

Ввод НДС связывался многими СМИ с экономическими трудностями вследствие снижения цен на нефть в 2014 году (спустя несколько месяцев после этого были достигнуты договоренности о реформировании системы налогообложения). Вместе с тем, введение налогов – это скорее объективная необходимость, с которой страны Залива, скорее всего, рано или поздно все равно столкнулись бы для поддержания бюджета, а также в целях стимулирования развития тех или иных отраслей экономики. НДС же является одним из самых распространенных налогов, внедренных в более чем 150 странах мира. Огромные нефтяные доходы стран Аравийского полуострова какое-то время позволяли им существовать в исключительном положении, но вечно так продолжаться не могло. Вряд ли даже в случае возвращения наиболее благоприятной для региона ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей НДС будет упразднен.

Согласно оценкам, предоставленных СМИ со ссылкой на источники в правительстве ОАЭ, принятая мера позволит обеспечить поступление в бюджетную систему 3,3 млрд долл. США в течение первого года (эквивалентно 0,8 ВВП страны) и 5,4 млрд долл. США (эквивалентно 1,3 ВВП страны) в течение второго года. Важно понимать, что особенностью НДС является его более постоянный характер по сравнению, например, с налогом на прибыль (зависит от показателей деятельности предприятий) или с транспортным налогом. То есть, государство обеспечило себе новый стабильный источник дохода.

Правительство ОАЭ заявляло, что около 70 % налоговых поступлений будут распределяться между регионами страны.

Разумеется, государственные чиновники заверили, что влияние налоговой реформы на качество жизни граждан будет минимальным. В какой-то степени это справедливо, так как ставка 5 % значительно ниже среднего показателя по миру (в России, например, 18 %). Тем более,  законодательство предусматривает льготы для таких социально направленных сфер, как медицина, образование и иные. Согласно ряду оценок, в среднем стоимость жизни в связи с введением этого налога в такой ставке повысится на 1,5 – 2 %. Также представители правительства утверждают, что данная мера в целом поспособствует укреплению экономики и повышению конкурентоспособности, т.к. у государства появится новый ресурс для строительства инфраструктуры, модернизации и диверсификации экономики.

Вместе с тем, реформа налогообложения все-таки будет играть и отрицательную роль для инвестиционной привлекательности и экономического развития стран-членов ССАГПЗ. Причем особенности экономического развития обусловят особенно острые негативные последствия.

Введение НДС в условиях государств Залива, помимо удорожания стоимости товаров и услуг для конечного потребителя, влечет за собой и необходимость расходов на услуги по расчету налогов, оформлению первичной документации, подготовке отчетности. Особенностью региона является то, что в настоящее время собственная кадровая база для обеспечения необходимой потребности в таких услугах недостаточна. Ввиду этого в первые годы будут широко вовлекаться иностранные специалисты. Если крупные компании могут позволить себе нанять специализированную организацию или ввести в штат дополнительных специалистов, что не отразится значительно на их финансово-экономических показателях, то с субъектами малого бизнеса все обстоит сложнее.  Одновременно предстоит расширять численность налоговых органов. Если, например, в Катаре или Бахрейне это сделать значительно проще (вполне хватит одного-двух подразделений), то в Саудовской Аравии необходимо создавать целую сеть, организовывать процесс подготовки национальных кадров, вычислительных программ, совершенствовать законодательную базу. Иными словами, в ближайшие годы необходимо создавать целую отрасль, оказывающую услуги, связанные с налогообложением, причем как в государственном, так и в частном секторе. И расходы на поддержание этой отрасли тоже будут немалыми, что в конечном итоге отразится на расходах государства и субъектах бизнеса. Не исключено дальнейшее повышение ставок, т.к. на практике введенный размер налогов может и не оправдать себя.

Кроме того, как уже сказано, общие принципы налогообложения зафиксированы в Соглашении и, скорее всего, будут оставаться едиными.  Однако различия между государствами, обусловленные как экономической ситуацией, так и географическими особенностями каждой страны, неизменно повлекут за собой дальнейшие расхождения в вопросах предоставления налоговых льгот, ставок, порядка отчетности и контроля, оформления документации, регистрации и т.д. Система налогообложения в государствах ССАГПЗ, вероятно, останется схожей, но будет далеко не идентичной друг другу.

Что действительно стоит ожидать, так это роста спроса на консалтинговые и аудиторские услуги. Передовые западные компании (такие, как Deloitte, KPMG, PricewaterhouseCoopers и иные) уже устремились на этот рынок и, судя по всему, активно завоевывают его. Для организаций этого сектора рынок Аравийского полуострова является перспективным и привлекательным.

При этом те страны из числа членов ССАГПЗ, которые сумеют в короткий срок создать такую систему налогообложения, которая наиболее полно отвечает сложившимся экономическим условиям и наиболее комфортна для ведения бизнеса, получат серьезное конкурентное преимущество на региональном уровне. Сегодня это одна из основных задач для финансовых ведомств стран Залива.

44.82MB | MySQL:115 | 1,072sec