О причинах разрыва Марокко дипломатических отношений с Ираном

Марокко отвергает версию, согласно которой разрыв дипломатических отношений с Ираном, о чем было объявлено 1 мая, произошел под давлением других государств. Об этом говорится в обнародованном в среду вечером заявлении Министерства иностранных дел и международного сотрудничества королевства. «Вслед за разрывом Марокко дипломатических отношений с Исламской Республикой Иран (ИРИ) некоторые круги, не имея доказательств, выступили с утверждениями, будто королевство приняло данное решение под давлением ряда государств», — отмечается в коммюнике, которое приводит информационное агентство Магриб Араб Пресс. «Марокко продемонстрировало в ходе серии региональных и международных кризисов, что страна самостоятельно занимает позиции, которые соответствуют ее принципам и отвечают собственным оценкам», — подчеркнули в МИД. «Марокко представило, в том числе Ирану, неопровержимые и подробные доказательства роли «Хизбаллы» при участии иранского посольства в Алжире в мероприятиях по военной подготовке, поставкам оружия и разработке тактики партизанской войны в городских условиях, — сообщило министерство. — Вместо того чтобы отреагировать на данные факты, эти круги пытаются прибегнуть к голословным утверждениям». В МИД отметили, что «решение Марокко [о разрыве дипломатических отношений с ИРИ] никоим образом не относится к дружественным народам Ирана и Ливана, которым чужды такого рода враждебные действия, предпринятые «Хизбаллой» в сговоре с Фронтом ПОЛИСАРИО (Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, выступает за независимость Западной Сахары от Марокко — прим. ТАСС) и с благословения Ирана». Сразу отметим, что никаких «убедительных доказательств» у Рабата просто нет, поскольку нет никакой массированной военно-технической поддержки со стороны Ирана боевикам Фронта ПОЛИСАРИО. В корне всех обвинений марокканской стороны — некие разведывательные данные о том, что боевики «Хизбаллы» через посольство ИРИ в Алжире поставляет сахарцам системы ПЗРК. Отметим, что «наличие разведданных», которые невозможно предавать гласности в силу их секретности, становится универсальным средством в мировой политике для оправдания своих тех или иных действий. При этом, например, у США таких разведданных нет. По словам главы МИД Марокко Нассера Бурито, сотрудничество Фронта ПОЛИСАРИО с «Хизбаллой» приобрело значительный размах, начиная с марта 2017 года. И это, уверены власти в Рабате, не могло быть реализовано без согласия ИРИ. Таким образом, продолжил Н.Бурито, «принятое решение о разрыве дипломатических отношений не направлено против шиитов, ливанского или иранского народов». «Это решение — реакция на неприемлемые действия «Хизбаллы» с благословения, если не больше, Ирана», — подытожил он. В данном случае, если алжирцы, которые поддерживают с иранцами ровные отношения, закупали у Ирана некие типы оружия, которые затем попадают боевикам Фронта ПОЛИСАРИО, то совершенно непонятно, при чем в данном региональном споре иранцы и ливанцы. Поставлять оружие через возможности «Хизбаллы» в Западную Сахару дорого и чревато рисками, для этого у алжирцев и мавританцев (а роль Нуакшота в данном случае почему-то фактически игнорируется политологами, между тем как мавританцы. активно задействованы в операциях снабжения и поддержки ПОЛИСАРИО, а марокканцы тем временам формируют на своей территории отряды мавританской оппозиции из числа дезертиров с целью проведения подрывной деятельности на мавританском направлении)  есть давно отработанные логистические каналы. В этой связи возникает много вопросов к доказательной базе Рабата в связи с этим событием, но совершенно понятна его истинная мотивировка. Основные причины заключаются в следующем. Отметим прежде всего соответствующее жесткое давление на Рабат со стороны Эр-Рияда, который сейчас на фоне вероятного фиаско сделки СВПД активизировал свои усилия по воссозданию внятного межрегионального арабского антииранского блока. Марокко и Иран имеют сложную дипломатическую историю в течение многих лет. Например, в 2009 году Рабат уже разрывал  дипотношения  из-за предполагаемой причастности Ирана к разжиганию шиитского восстания в Бахрейне, марокканском союзнике. В то же время Марокко также обвинило Иран в попытке организации шиитской экспансии  в королевстве. Для Саудовской Аравии, которая очень быстро одобрила решение Рабата, в принципе эта победа является очень условной. Марокко и так в общем-то находится в зоне союзнических отношений с КСА, и какого-то большого ущерба для интересов Ирана в регионе такой в большей части демонстративный шаг не несет. Этот демарш Рабата в принципе направлен в большей степени для того, чтобы дополнительно стимулировать Эр-Рияд на крупные инвестиции в различные сектора марокканской экономики, что должно стать «закономерной платой» за проявление лояльности. Тем более, что Рабат поставил в свое время знак вопроса над степенью такой лояльности, отказавшись направлять своих военных в контингент т. н. «аравийской коалиции» под эгидой КСА в Йемен. Сейчас двусторонние отношения в сфере безопасности в общем-то находятся на подъеме. Марокканцы охотно предоставляют свою площадку  офицерам Управления общей разведки (УОР) КСА для проведения секретных переговоров с различными группами, которые используются ими в рамках подрывной работы против Ирана (например, те же арабы-ахвазы из Хузестана), а саудиты финансируют несколько серьезных проектов Рабата в сфере обороны, часть из которых осуществляются в кооперации с израильтянами и американцами.  Еще в январе с.г. американцы обозначили новое направление приложений своих усилий сотрудничества в области безопасности с теми же марокканцами. Суть новой программы — модернизация системы мониторинга радиоэфира и территорий с помощью американских самолетов с израильской электронной начинкой при саудовском финансировании. По данным французских разведывательных источников,  Рабат сейчас готовится завершить сделку по приобретению четырех американских самолетов разведки, наблюдения и рекогносцировки. Для этих целей планируется использовать самолеты «Гольфстрим» и Bombardier, переоборудованных для мониторинга компанией Raytheon. То есть речь идет об очень небольших и локальных объектах воздушного мониторинга. Израильская фирма  Elta  («дочка» Israel Aerospace Industries (IAI)),  должна будет в рамках контракта предоставить для этих самолетов систему разведмониторинга  (SIGINT) и электронной разведки  (ELINT), а также системы защиты от ПЗРК.  Вашингтон в свою очередь, который все больше ставит на  Рабат как партнера по вопросам безопасности, готов согласиться на передачу современной технологии мониторинга и обнаружения целей, которая гораздо более актуальна и современней, чем та, которую он был готов уже ранее поставлять соседнему Алжиру. Контракт будет полностью оплачивать КСА, которое соответственно будет получать  доступ к получаемым разведанным. Причем формально эти затраты будут проведены в рамках содействия со стороны созданной под эгидой Эр-Рияда  Исламской антитеррористической коалиции. Саудовцы также в обмен на последнее по времени решение Рабата согласились финансировать и операции по закупке марокканцами новых типов вооружения, которыми они планируют оснастить воинские части в непосредственной близости к линии разграничения с Фронтом ПОЛИСАРИО. Марокканские военные прогнозируют в скором времени начало вооруженного конфликта с сахарцами, и по этому вопросу сильно нервничают.

В этой связи отметим особо, что в настоящее время решения и обвинения Марокко продиктованы не только его отношениями с Ираном, но в первую очередь прежде всего местными региональными вызовами с точки зрения стремления Алжира и ПОЛИСАРИО подвергнуть ревизии территориальное единство Марокко и Западной Сахары. В этом корень нынешних внешнеполитических шагов Рабата в последние два месяца. А, вернее, целый комплекс таких шагов. Толчком к нему послужили конкретные действия руководства ПОЛИСАРИО при согласовании с Алжиром в апреле нынешнего года.  Власти Алжира несут ответственность за создание искусственного конфликта в Западной Сахаре и вооружение сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО. Об этом заявил  еще 12 апреля в ходе пресс-конференции журналистам марокканский министр-делегат при главе правительства по вопросам контактов с парламентом и гражданским обществом, официальный представитель правительства Мустафа аль-Хальфи. Он также завил, что «Марокко будет самым решительным образом противостоять любым попыткам Фронта ПОЛИСАРИО изменить юридический и исторический статус-кво в буферной зоне на территории марокканской Сахары. Фронт ПОЛИСАРИО осуществляет нарушения, направленные на то, чтобы коренным образом изменить юридический и исторический статус-кво в буферной зоне — регионе, расположенном к востоку от марокканской стены безопасности. Эта стена не является границей. Граница пролегает между Марокко и Алжиром. И регион, расположенный между стеной безопасности и границей с Алжиром, является марокканской территорией», — подчеркнул министр. «Когда в 1991 году был введен режим прекращения огня, Марокко передало Миссии ООН по референдуму в Западной Сахаре (МООНРЗС) ответственность за регион, расположенный к востоку от стены безопасности, чтобы обеспечить успех процесса урегулирования и смягчить напряженность, — продолжал аль-Хальфи. — Но сегодня Фронт ПОЛИСАРИО строит в буферной зоне военные объекты и хочет сделать этот регион территорией своего постоянного пребывания. Марокко предоставило в ООН, в том числе генсеку организации, сделанные со спутников фотоснимки, доказывающие факты очевидных нарушений Фронтом ПОЛИСАРИО соглашения о прекращении огня и резолюций Совбеза ООН», — отметил  аль-Хальфи. Ранее в апреле власти Марокко выразили резкое возмущение в связи с тем, что активисты Фронта ПОЛИСАРИО переместили ряд своих структур, в том числе оборонное ведомство и парламент, в город Бир-Лахлу, то есть ближе к марокканской защитной стене — системе оборонительных сооружений, созданных правительством Марокко в сахарских провинциях в 1980-х гг. Она отделяет территории, подконтрольные официальному Рабату, от районов, где находятся отряды Фронта ПОЛИСАРИО.  В связи с происходящими событиями постоянный представитель Марокко при ООН Омар Хиляль в письме, направленном ранее в апреле председателю СБ ООН, предупредил, что «перемещение любого рода гражданских, военных, административных структур Фронта ПОЛИСАРИО из лагеря беженцев близ алжирского Тиндуфа в сторону восточной части сооружений безопасности (т.е. защитной стены — прим. ТАСС) Марокко является поводом к войне («казусом белли»)». «Бездействие и пассивность международного сообщества в отношении этих нарушений [со стороны Фронта ПОЛИСАРИО], к сожалению, были истолкованы некоторыми сторонами как стимулирование их к продолжению шагов», — посетовал Хиляль. В конце апреля Совет Безопасности ООН собственно отреагировал на эти письма принятие соответствующей резолюции, что было расценено Рабатом, как «большая дипломатическая победа». И собственно шаг по разрыву дипотношений с Ираном следующий логичный ход Рабата в этой дипломатической войне. Таким образом, он просто пытается дополнительно заручиться поддержкой не только со стороны КСА, но также Вашингтона и Франции. В  апреле король Мухаммед VI практически на целый месяц задержался в Париже, проводя многочисленные неофициальные консультации в французскими руководством, стараясь убедить его трансформировать свою позицию в отношении Западной Сахары в нужном себе ключе. И прежде всего в рамках упомянутого голосования в Совете Безопасности ООН. И вот это голосование Парижа в поддержку позиции Рабата, пожалуй, максимум возможного, что удалось  выжать марокканцам в результате долгого пребывания короля во французской столице. Дело в том, что помимо Алжира марокканцев крайне тревожит позиция ЕС по вопросу Западной Сахары. Там царят настроения в пользу постепенного предоставления этой территории государственной независимости в полном объеме, что Марокко расценивает как реальную угрозу. Последнее решение Брюсселя о выводе рыболовных угодий Западной Сахары из-под договора о рыболовстве между Марокко и ЕС  в общем-то было расценено королем и его окружением как лишние доказательство этого тренда в европейской политике. Таким образом, подвергается сомнению не только сам принцип территориальной целостности королевства, но и фактически выключаются из серьезного экономического оборота те кланы и фигуры в Западной Сахаре, которые считаются опорой королевского дворца в этом регионе. Демарш по разрыву дипотношений с Ираном, по нашей оценке, мало повлияет на эту позицию Брюсселя.  Там все вспышки антииранской активности в регионе полагают информационной подготовкой к выходу США из сделки по иранской ядерной программе. Так что этот ход направлен прежде всего на Восток в рамках попыток королевского дворца получить от Эр-Рияда в первую очередь серьезную финансовую поддержку своим усилиям по блокированию возможного военного конфликта в самом проблемном для Марокко регионе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,611sec