Ситуация в Турции: апрель 2018 г.

При всей важности и значимости событий, имевших место в этот период в сфере турецкой внешней политики, обзор ситуации в Турции следует, на наш взгляд, все же начать с событий на внутриполитическом поле страны. Причина этого – заявление президента Р.Т.Эрдогана о проведении в Турции досрочных парламентских и президентских выборов. 18 апреля турецкий лидер объявил, что досрочные президентские и парламентские выборы в Турции пройдут 24 июня. Это почти на полтора года раньше планового срока, который был определен на ноябрь 2019 года. При этом 18 апреля парламент республики одобрил продление режима ЧП в стране ещё на три месяца.

В своих предыдущих статьях мы неоднократно цитировали категоричные заявления представителей высшего турецкого руководства, в т.ч. порт-пароля правительства, вице-премьера Бекира Боздага о том, что не может идти речь о досрочных выборах в стране. При этом эксперты Института Ближнего Востока прогнозировали, что выборы с большой долей вероятности будут перенесены с 2019 года на более ранний срок и указывали причины этого, среди которых называли постепенное ухудшение экономического положения и военные действия в соседней Сирии с плохо прогнозируемым результатом.

19 апреля с.г. Б.Боздаг заявил, что правительство Турции решило все же провести досрочные президентские и парламентские выборы 24 июня этого года, чтобы «разрушить планы антитурецких сил, и для ускорения процесса перехода на президентскую форму правления». «Если система правления изменилась с парламентской на президентскую, то мы должны продолжать путь с новой формой управления страной. Никто не заинтересован в затягивании перехода на новую форму правления. Решение о проведении досрочных выборов в Турции стало шагом, который позволил разрушить планы антитурецких сил. Отныне историю Турции будет писать сам турецкий народ», — отметил вице-премьер правительства страны.

Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил, что досрочные выборы исключительно во благо Турции. По его словам, события последних двух лет, происходившие в Турции, свидетельствуют о том, что страна сталкивалась с серьезными угрозами. «Объявление даты досрочных выборов стало неожиданностью для сил, которые хотят навредить турецкому народу. Турцию ожидает прекрасное будущее», — сказал глава правительства.

Вот краткая хроника развития событий в решении этого важного для Турции вопроса. Лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели 17 апреля выступил с предложением «не ждать терпеливо до 3 ноября 2019 года», а провести досрочные выборы, «чтобы турецкий народ пришёл на избирательные участки и преподал урок врагам Турции». Это был подготовительный пробный «шар». На следующий день, 18 апреля, президент Р.Т.Эрдоган провёл переговоры с Д.Бахчели, по итогам которых и была объявлена дата проведения досрочных президентских и парламентских выборов.

По словам Р.Т.Эрдогана, Высшая избирательная комиссия Турции вскоре начнёт подготовку к проведению выборов в республике. Глава этого ведомства Сади Гювен уже на следующий день заявил, что Турция готова к проведению досрочных президентских и парламентских выборов. «Все подготовительные работы для проведения выборов сделаны. Ждём одобрения их проведения от парламента», — отметил он. Еще через день парламент Турции утвердил дату проведения досрочных выборов. За проведение досрочных парламентских и президентских выборов проголосовали 386 депутатов из 537.

Сторонников оппозиции в Турции не удивляет решение властей о проведении досрочных выборов в республике. Как утверждает оппозиционное издание Cumhuriyet, «правящая Партия справедливости и развития (ПСР) использовала своего неофициального партнера Д.Бахчели для того, чтобы озвучить идею о необходимости проведения досрочных выборов». Эксперты также указывают на то, что в сложившейся ситуации президент Р.Т.Эрдоган имеет все шансы одержать победу, и это позволит при полном переходе на президентскую форму правления ещё сильнее укрепить его положение на политической арене.

Оппозиционные партии Турции поддержали предложение о досрочных выборах. Генеральный председатель основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что, по его мнению, Д.Бахчели, озвучивший идею о досрочных выборах, выступал в качестве представителя Р.Т.Эрдогана. Сопредседатель прокурдской Партии демократии народов (ПДН) Первин Булдан подчеркнула, что её партия не боится досрочных выборов. «Если вы приняли решение провести досрочные выборы, ПДН говорит: «Давайте. Мы готовы к выборам. Пришло время похоронить ПСР и положить конец её правлению. Выборы — прекрасная возможность сделать это», — заявила она.

Лидер недавно созданной Хорошей партии Мераль Акшенер сказала, что для её партии не имеет значения, будут выборы президента проходить вовремя или досрочно. «Нам не о чем беспокоиться», — отметила она. Ещё одна позитивная реакция на предложение о досрочных выборах последовала от лидера Партии счастья Темеля Карамоллаоглу, заявившего, что Турция не может развиваться дальше в нынешних сложившихся в стране условиях. «Правящая партия не может найти решение проблем, возникших как в экономике, так и во внешней политике. Турции нужен выход из тупика. Мы считаем, что нужно ускорить события и перейти к реализации перемен», — сказал Т.Карамоллаоглу.

Напомним, что Р.Т.Эрдогану с трудом удалось набрать большинство голосов на референдуме в апреле 2017 года и получить возможность внести поправки в Конституцию, создав условия для перехода на президентскую форму правления. Однако эти расширенные полномочия вступят в силу только после предстоящих президентских выборов.

Примечательна реакция США на решение Анкары о досрочных выборах президента и парламента страны. Представитель пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт заявила, что Вашингтон обеспокоен тем, что выборы в Турции не будут свободными и справедливыми. В ходе пресс-брифинга в Вашингтоне Х.Науэрт отметила, что довольно сложно провести честные выборы во время действия режима чрезвычайного положения (ЧП) в стране. «Мы внимательно следим за развитием событий в Турции. У нас есть опасения по поводу способности турецкого правительства провести справедливые выборы во время режима ЧП. Мы, конечно, хотели бы видеть свободные и честные выборы, но с этим могут возникнуть проблемы», — подчеркнула она.

Анкара не задержалась с ответом. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым призвал США заниматься своими внутренними делами, не критиковать перспективы проведения в республике досрочных выборов президента и парламента, а приехать и ознакомиться с ходом голосования. «Сначала пусть США займутся своими делами. До сих пор у них в США не закончились споры насчёт мошенничества на их собственных выборах. А если они хотят увидеть, как проходит голосование, пусть приезжают в Турцию и увидят, насколько прозрачным оно у нас является», — констатировал глава турецкого правительства. А в заявлении официального представителя МИД Турции Хами Аксоя подчеркивается, что критика, озвученная в заявлении Госдепа США в связи с проведением досрочных президентских и парламентских выборов в Турции в условиях режима ЧП, является неприемлемой и является ярким проявлением двойных стандартов.

Пресс-секретарь правящей ПСР Махир Унал заявил, что, согласно последним опросам, на предстоящих выборах за действующего президента Турции Р.Т.Эрдогана готовы проголосовать 55,6% избирателей. «Согласно данным последнего опроса, 55,6% избирателей выразили готовность проголосовать за нынешнего президента. В середине мая начнётся предвыборная кампания, в рамках которой президент и премьер-министр примут участие в широкомасштабных митингах», — отметил он. Р.Т.Эрдоган уже провел встречу с депутатами правящей партии. Переговоры продлились 1,5 часа и были закрыты для прессы. Он обсуждал с соратниками по партии подготовку к досрочным президентским и парламентским выборам, которые пройдут спустя менее двух месяцев.

Вместе с тем обнародованы данные и другого опроса, проведенного турецкой социологической компанией SONAR.  Он показал, что вместе четыре основные оппозиционные партии на 2,7 пункта опережают две партии правящей коалиции. Представитель компании адвокат Фидель Окан сказал, что коалицию правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического движения (ПНД) поддержали 46,9% опрошенных. В поддержку основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) высказались 23,8% респондентов, за союз Партии счастья и недавно сформированной Хорошей партии (ХП) готовы проголосовать 14,5%, в то время как электорат прокурдской ПДН насчитывает, по данным исследования, 11,3%.

Анализ на нынешнем этапе внутриполитической ситуации в Турции указывает на то, что турецкая оппозиция даже при условии достижения договоренности об объединении усилий в ходе выборов не сумеет составить достойную конкуренцию альянсу ПСР и ПНД. Первый весомый признак этого – отсутствие, несмотря на многочисленные встречи и переговоры, договоренности о едином кандидате от оппозиции. Даже такой тактический ход как переход 15-ти депутатов НРП в ХП с целью гарантировать ее участие выборах не получил дальнейшего развития с целью укрепления позиций всего оппозиционного партийного альянса.

Бывший президент Турции Абдуллах Гюль решил не выдвигать свою кандидатуру на досрочных выборах главы государства 24 июня. «После президентства я не был в активной политике. Ни я, ни семья не хотим этого. Никаких действий относительно моего выдвижения не предпринимается», — заявил он после многочисленных консультаций с представителями оппозиционных партий. Многие турецкие аналитики считали, что в случае выдвижения в качестве единого кандидата от оппозиции А.Гюль мог бы реально отобрать существенную часть голосов у президента Р.Т.Эрдогана. Это говорит о том, что сегодня явно просматривается хроническая болезнь турецкой партийной оппозиции на протяжении всей истории республиканской Турции – ее разобщенность и неумение в рамках выборной кампании сформулировать привлекательную для избирателя программу действий и поступиться узкопартийными интересами с целью ее реализации, что неизменно ведет к поражению.

Ряд турецких политологов полагают, что в Турции действительно созрели условия для проведения в стране досрочных выборов и Р.Т.Эрдоган как опытный политик и государственный деятель принял грамотное решение использовать их. Вот мнение известного в стране политического обозревателя Мурата Йеткина. Он считает, что существуют факторы, способствующие досрочным выборам. Одним из них является турецкая экономика, которая на нынешнем этапе быстро растет. Цифры за 2017 год показывают рост на 7,4%. «Но дефицит текущего счёта, инфляция и долг частного бизнеса также растут, и обесценивание турецкой лиры против доллара США и евро кажется невозможно остановить», — добавляет он. При этом экономическая неопределенность может повести за собой и рост политических рисков.

Вторым фактором является турецкая успешная военная операция в Африне, направленная на устранение угроз в приграничной зоне, создаваемых курдскими Отрядами народной самообороны (YPG). Она вызвала рост националистических и популистских настроений в Турции, что привело к увеличению потенциала как ПСР, так и ПНД, подчёркивает автор. Но операция в настоящее время закончилась, и будущие цели, которые указал Р.Т.Эрдоган, скорее всего, будут согласовываться с Россией и США, считает он. Поэтому «исчезновение временного эффекта Африна» может привести к снижению выборной эффективности от предвыборного объединения усилий ПСР и ПНД. Ещё одним весомым фактором является риск возникновения других альянсов оппозиционных партий. В частности, беспокойство может вызвать объединение левых и правых партий, что может значительно увеличить их потенциал на выборах, заключает он.

По состоянию на март 2018 года экспорт Турции за время нахождения у власти правящей ПСР вырос с 36 до 160 млрд долларов, что является историческим успехом, заявил президент Турции Р.Т.Эрдоган на церемонии презентации системы стимулирования инвестиционных проектов. По его словам, система поощрения инвестпроектов позволит увеличить турецкий экспорт на 6,318 млд долларов и сократить импорт на 12,312 млрд долларов. Это еще один экономический показатель, который умело используется ПСР и ее сторонниками.

Президент отметил, что система поощрения инвестиционных проектов в Турции позволит инвесторам избежать высоких процентных ставок по кредитам. А это значит, финансовым структурам придется снижать ставки по кредитам и тем самым привлекать внимание предпринимателей, отметил глава государства. Он сообщил, что на первом этапе государство поддержит реализацию 23 проектов на сумму 135 млрд турецких лир (33,3 млрд долларов). «Благодаря этим проектам дефицит текущего счета Турции, который на конец 2017 года составлял 47 млрд долларов, сократится на 19 млрд долларов», — отметил президент. По его словам, за последние 15 лет ВВП Турции вырос более чем в 3.5 раза — до 860 млрд долларов. Экономика Турции в среднем растет на 5,8 процента в год. В прошлом году этот показатель достиг 7,4 процента, напомнил турецкий лидер

Наряду с этим, автомобильный экспорт Турции установил в марте новый ежемесячный рекорд, превысив первый раз в истории страны уровень в 3 млрд долларов. Экспорт в марте увеличился на 16%, достигнув 3,14 млрд долларов. Это новый ежемесячный максимум, согласно данным, опубликованным Ассоциацией экспортёров автомобильной промышленности Uludağ (OİB). Автомобильная промышленность занимает первое место в списке турецкого экспорта в течение 12 лет. С февраля 2016 года этот сектор переживает рост. Напомним, что в прошлом году в Турции общее производство автомобильной промышленности увеличилось на 13% до 1,7 млн единиц по сравнению с 2016 годом.  Производство автомобилей достигло 1,1 млн, увеличившись на 18%.

Вместе с тем, есть и негативные тенденции. Так, турецкая лира упала до нового минимума против доллара США на фоне обеспокоенности тем, что правительство уделяет приоритетное внимание экономическому росту по сравнению с инфляцией, что приводит к перегреву экономики. Лира упала до уровня 4.0618 лиры за 1 доллар. Она снизилась также и по отношению к евро, до 4,96 лир за 1 евро. Лира обесценилась более чем на 6% в этом году. Напомним для сравнения, что перед финансовым кризисом 2008 года лира торговалась на уровне 1,15 лиры за 1 доллар США. Кроме этого, потребительские цены в Турции выросли в марте на 10,23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В марте подтверждены сведения о том, что Центральный банк Турции в 2017 году вывел золотой запас страны из США из-за ухудшения отношений с Вашингтоном. Об этом сообщает турецкий интернет-портал Haber 7. В американском Федеральном резерве хранилось около 28,7 тонны драгметалла. Выведенное из США золото частично возвращено в Турцию, а также направлено на хранение в Европу, в хранилища Банка Англии и Банка международных расчетов в Швейцарии. В отчетах турецкого ЦБ в графе об имеющихся в Федеральном резерве США золотых резервах республики по состоянию на 2016 год значится цифра в 28 тысяч 689 килограммов, а по состоянию на конец 2017 года стоят прочерки. Общий объем золотого резерва страны составляет 564,6 тонны, или более 20 млрд долларов.

В настоящее время другие крупные турецкие банки — Ziraat Bank и Vakıfbank — также приступили к работе по переносу золотого запаса в объеме 95 тонн из США в Турцию. Политологи увязывают эти действия Анкары в т.ч. и с угрозой Вашингтона применить санкции в отношении Турции в случае покупки у России зенитно-ракетных комплексов С-400. Помощник госсекретаря США Уэс Митчелл заявил, что Турция может попасть под санкции. «Анкара утверждает, что она согласилась на покупку российских ракетных систем С-400, несмотря на то, что это потенциально может привести к санкциям по статье 231 CAATSA и негативно повлиять на участие Турции в программе F-35», — заявил Митчелл, выступая перед Палатой представителей Конгресса США.

Эксперты обратили внимание и на планы Анкары в сфере продажи недвижимости иностранцам. Обнародована информация о намерении турок довести в этом году объем продажи недвижимости иностранцам до 7-8 млрд долларов. Об этом заявил глава Совета директоров турецкой Ассоциации недвижимости инвестиционных компаний (GYODER) Фейзуллах Йетгин. По его словам, в настоящее время показатель продаж недвижимости иностранцам находится на уровне 4,6 млрд долларов в год. У Турции есть большой потенциал в сфере продаж недвижимости иностранцам, но он недостаточно эффективно используется, сказал он.

«В настоящее время в этом направлении ведутся работы, предпринимаются некоторые инициативы. После того, как власти Турции упростили процедуру приобретения недвижимости иностранцами (были сняты ограничения на продажу турецкой недвижимости гражданам ряда стран), иностранные инвесторы могут получить прописку в стране. Кроме того, иностранцы, которые приобрели недвижимость на один миллион долларов, могут получить постоянный вид на жительство, а далее и гражданство Турции», — сказал Ф. Йетгин. Представители сектора посчитали сумму в один миллион долларов завышенной и обратились к вышестоящим инстанциям с требованием понизить ее, к примеру, до 300 тысяч долларов, сказал глава совета директоров.

«Мы очень надеемся на то, что в законодательство будут внесены необходимые изменения. Тенденции последних четырех-пяти лет говорят о том, что продажи недвижимости растут, что является свидетельством интереса иностранных инвесторов к Турции. Но и эти показатели являются недостаточными. Считаем, что в Турции в краткосрочной перспективе необходимо достичь продаж недвижимости иностранцам на уровне 15-20 млрд долларов в год. В Турции есть для этого все необходимые условия, включая географическое положение и культурную инфраструктуру. Есть возможность удовлетворить спрос инвесторов из региона Персидского залива, Великобритании, Нидерландов, Германии и так далее», — подчеркнул Ф.Йетгин.

Глава совета директоров также считает, что рост курса доллара усилит покупательную способность иностранных инвесторов, что создаст конкуренцию на рынке недвижимости. «Испания считается одной из ведущих стран по продажам недвижимости иностранцам. Этот показатель в Испании составляет 100-150 млрд долларов в год. А в Турции этот показатель находится пока где-то на уровне 4,6 млрд долларов в год. Это очень низкий показатель для такой страны как Турция, которая обладает огромным потенциалом с точки зрения культурного туризма и истории. Мы планируем довести продажи недвижимости до 15-20 млрд долларов в год. Надеюсь, что в этом году удастся достичь показателя в 7-8 млрд долларов», — сказал Ф. Йетгин.

В сфере российско-турецких отношений в апреле состоялся весомый со всех точек зрения визит президента РФ В.Путина Анкару. В рамках визита состоялись не только двусторонние переговоры лидеров России и Турции, но и их встреча в трехстороннем формате с президентом Ирана Хасаном Роухани.  Было проведено заседание российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ), на котором обсуждены все аспекты отношений двух стран, в т.ч. на региональном и глобальном уровне.

Ведущие турецкие политологи полагают, что визит российского лидера в Анкару, договоренности, достигнутые в его рамках по ряду вопросов, проекты, которым было положено начало, показывают, что отношения Турции и России вступают в период, возможно, самого тесного и интенсивного сотрудничества в своей истории. Визит В.Путина, считают они, запомнится прежде всего церемонией закладки фундамента первой турецкой атомной электростанции. Этот проект общей стоимостью 20 млрд долларов станет самым большим шагом по пути укрепления сотрудничества между двумя странами на многие годы станет стержнем их взаимодействия.

Еще один важный проект приобретение у России систем противовоздушной обороны С-400. Тот факт, что Турция, будучи членом НАТО, расширяет военное сотрудничество с Россией в этой области, знаменует собой ощутимый вызов западному миру с точки зрения привычной линии Турции во внешней многовекторной политике, но все же ориентированной преимущественно на Запад.

Официальный представитель МИД Турции Хами Аксой заявил, что новые санкции США не повлияют на соглашение между Турцией и Россией по приобретению зенитных ракетных систем С-400. «Наш президент совершенно чётко дал понять, что договорённость между Турцией и Россией окончательная, и тема закупки С-400 закрыта. В дополнение принято решение ускорить поставки в Турцию зенитных ракетных систем С-400 «Триумф»» — констатировал он в связи с новыми санкциями США в отношении России.

Более того, в дни работы в Анкаре российско-турецкого саммита стало известно, что Турция ведёт переговоры с Россией по поводу возможной закупки у Москвы новой партии противотанковых ракетных комплексов «Корнет». Речь также идёт о возможности технического обслуживания ПТРК «Корнет», которые уже находятся на вооружении турецких ВС. Помимо этого, Анкара планирует закупить у Москвы снаряжение для пехоты и транспортные средства. Обсуждается сторонами и потенциальное сотрудничество в сфере усовершенствования брони турецких танков.

Наряду с этим сотрудничество в сфере природного газа, которое сегодня осуществляется через трубопровод «Голубой поток», в предстоящий период продвинется еще дальше вперед с реализацией проекта газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Российский природный газ, который будет идти по двум параллельным ниткам по дну Черного моря и достигать суши во Фракии, по одной нитке будет поступать на турецкий рынок, а по второй — европейским потребителям. Таким образом, Россия получит возможность поставлять свой природный газ прежде всего в Южную Европу по альтернативному маршруту в обход Украины.

Эксперт в области энергетической дипломатии Мехмет Огютчю отмечает, что сегодня отношения между Турцией и Россией «напоминают отношения, сложившиеся в первые годы после основания Турецкой Республики». Эти отношения выходят на небывалый уровень «стратегического партнерства». Один из примеров этого — системы противоракетной обороны С-400, которые Турция покупает у России. Турция провела операцию в Африне благодаря тому, что Россия открыла воздушное пространство. «Сейчас установленная мощность турецкой энергосистемы — примерно 85 тысяч мегаватт. С возведением атомной электростанции она возрастет на четыре тысячи 800 мегаватт», — отмечает эксперт в области энергетики, профессор Садык Какач.

Президентский дворец Турции запустил учетную запись президента Р.Т.Эрдогана в Twitter на русском языке во время церемонии закладки фундамента атомной электростанции Аккую в провинции Мерсин. Вариант на русском был добавлен к президентским корпоративным учётным записям Twitter, которые транслируются на турецком, английском, арабском и французском языках. Кроме церемонии закладки, @tcbestepe_ru вёл онлайн-трансляцию встречи Р.Т.Эрдогана с В.Путиным и пресс-конференцию двух лидеров. Примерно 70 тыс. пользователей наблюдали за русской трансляцией в первый день. Эта цифра быстро увеличилась примерно до 700 тыс. пользователей.

Мегапроект строительства Аккую, который удовлетворит 10% потребности Турции в электроэнергии и обойдется примерно в 20 млрд долларов, на стадии строительства обеспечит занятость десяти тысяч человек, а на стадии эксплуатации — 3,5 тысячи. Одна из главных ценностей АЭС «Аккую», строительство которой было запущено в рамках апрельского российско-турецкого саммита после восьми лет сложного согласования, проектирования, лицензирования и подписания соглашения с Россией в 2010 году — это передача технологий. Почти 600 турецких студентов, которые в рамках этого проекта получают специальное образование в России, инженеры и технический персонал, работающие на Аккую, на этом новом этапе возьмут на себя ответственность за то, чтобы Турция также вошла в число высокотехнологичных стран.

Еще одно значение АЭС «Аккую»: этот проект сделает турецко-российские отношения с геополитической и стратегической точек зрения устойчивыми и независимыми от кризисов, текущих событий. Особым символизмом обладает то, что станция будет запущена в 2023 году к 100-летней годовщине основания Турецкой Республики.

Это не значит, что в самой Турции нет противников этого направления российско-турецкого сотрудничества, которых активно поддерживают на Западе, в первую очередь в США. Вот только один пример. Строительство российской атомной электростанции в Турции увеличит зависимость Турции от России и укрепит «русскую руку» в Восточном Средиземноморье. Так считает эксперт по энергетике Неждет Памир, бывший президент Палаты инженеров-нефтяников. Атомная электростанция «Аккую», по его мнению, не нужна для удовлетворения энергетических потребностей Турции, а её географическое расположение на побережье страны вызывает тревогу.

По словам Н.Памира, Турция уже зависит от России на 53% своих потребностей в газе, и эта цифра растёт. Если Анкара нуждается в диверсификации своих источников энергии и производства, она должна искать альтернативы, которые не увеличивали бы зависимость от России уже «по самое горло», считает он. «Есть общие опасения по поводу ядерной энергии, а также серьёзная озабоченность по поводу того места, где будет построен завод. Тип реактора этой АЭС ещё никогда не запускался ни в своей стране, ни в других частях мира», — цитирует его портал радиостанции «Голос Америки».

Необходимо отметить, что Н.Памир вот уже около десяти лет упрямо говорит об энергетической зависимости Турции от России и ни разу не вспомнил о том, что дала такая «зависимость» турецкой экономике. Мы об этом неоднократно в предыдущих статьях писали, опираясь на конкретные факты, о которых сегодня знают даже начинающие студенты турецких вузов. Вызывает удивление тот факт, что западные СМИ, прежде всего США, продолжают тиражировать мнение этого эксперта, доводом которого является лишь голословное слово «зависимость», которое все, включая руководство Турции, уже давно переделали на «взаимовыгодную взаимозависимость».

Анкарские переговоры еще раз продемонстрировали, что две страны действуют совместно в направлении политического формирования будущего Сирии и проводят все больше консультаций, невзирая на имеющиеся разногласия между ними, включая поддержку Анкарой апрельских ракетных ударов США и союзников по Сирии, а также вновь «ожившие» заявления министра иностранных дел М.Чавушоглу о необходимости ухода Б.Асада с политической арены Сирии. В Турции преобладает мнение о том, что в предстоящий период, по мере продвижения вперед поисков политического урегулирования в Сирии, политический диалог между Анкарой и Москвой приобретет еще большее значение, чем на нынешнем этапе.

В результате, учитывая все эти факторы, мы должны отметить, что сейчас мобилизуется колоссальный потенциал сотрудничества между Турцией и Россией, и по мере претворения в жизнь амбициозных проектов между двумя странами возникает в полном смысле взаимозависимость. Эта степень зависимости, вне всякого сомнения, будет подталкивать обе стороны действовать с определенной аккуратностью по отношению друг к другу, не руководствуясь при этом конъюнктурными интересами. Можно предположить, что российское измерение будет все больше преобладать во внешней политике Турции в предстоящий период.

Эту ситуацию уже сейчас необходимо зафиксировать как важный фактор с точки зрения балансов, на которых основывается турецкая внешняя политика. Бесспорно, когда президент Р.Т.Эрдоган в такой мере сближается с Россией, он в то же время дает западному миру, прежде всего США, сигнал о том, что у него на руках неслабые карты, которые дают ему возможность повернуться лицом к северному соседу, и заставить Запад почувствовать, что у Турции есть прекрасный простор для более независимых, отвечающих ее национальным интересам действий.

Кроме того, тот факт, что предпринимаемые Турцией шаги в ходе операции «Оливковая ветвь» подвергаются сомнению со стороны Запада, но при этом встречают понимание на российском фронте, приводит к тому, что в отношениях с В.Путиным Р.Т.Эрдоган чувствует себя гораздо комфортнее. На самом деле нет никакой проблемы в том, что Турция в рамках своей традиционной многовекторности внешней политики грамотно реализует максимальное сотрудничество с Россией.

Обратил на себя внимание и тот факт, что накануне и в дни визита российского лидера в Турцию местная пресса писала о российской помощи оружием и золотом в дни освободительной войны, которую вел турецкий народ, о важном советско-российском вкладе в развитие турецкой экономики, который сыграл решающую роль в становлении молодой Турецкой Республики.  В предыдущие годы турецкая сторона предпочитала эти факты особо не афишировать, тем более в общенациональных СМИ.

В прошлом, как бы Турция ни была близка с Западом, у нее всегда была особая политика в отношении Советского Союза и в дальнейшем России. Такие критически важные инвестиции в тяжелую промышленность, как металлургический завод в Искендеруне, нефтеперерабатывающий завод в Алиага, алюминиевый завод в Сейдишехире, были реализованы при тесном сотрудничестве с Советским Союзом в 1960-е, 1970-е годы, когда у власти в Турции были правые правительства. При этом Запад отказал Турции в содействии по реализации этих проектов, а Советский Союз оказал всестороннюю широкомасштабную помощь в сооружении и эксплуатации этих объектов. Ряд турецких СМИ вспомнили, что в составе монумента «Республика» на главной площади в Стамбуле Таксим за скульптурами Кемаля Ататюрка, Исмета Инёню и Февзи Чакмака стоят статуи советских военачальников Фрунзе и Ворошилова. С этой точки зрения мы видим, что сегодня повторяется историческая модель.

Тем не менее, и в Москве должны учитывать это, в турецких политических кругах есть и такое мнение: «Мы должны развивать отношения с Россией, но не отрываться при этом от Запада… Мы ведем торг с Россией по поводу томатов, но, обратите внимание, половину всего своего экспорта мы осуществляем в Европу, половина внешних инвестиций у нас опять же из Европы».

В рамках визита российского лидера Анкаре прошел также и саммит России, Ирана и Турции по урегулированию ситуации в Сирии. «Очень хорошо прошли переговоры, очень насыщенные, в конструктивной атмосфере. Решили продолжать работу в формате «тройки», — заявил по его итогам помощник президента РФ Юрий Ушаков. Президенты вновь подтвердили свою решимость продолжать активное сотрудничество по Сирии и договорились о следующей встрече в Иране. «Решено провести следующий саммит в Исламской Республике Иран в мае по приглашению президента Хасана Роухани», — говорится в совместном заявлении глав государств.

«Выразив своё удовлетворение итогами первого года встреч в Астане, проведённых с января 2017 года, президенты подчеркнули, что формат Астаны был единственной эффективной международной инициативой, которая помогла уменьшить насилие в Сирии и способствовала миру и стабильности в арабской республике, придав импульс женевскому процессу с целью найти прочное политическое решение сирийского конфликта», — отмечается в итоговом документе.

Лидеры трех стран-участников призвали стороны конфликта в Сирии соблюдать резолюцию 2401 СБ ООН, предусматривающую прекращение огня по всей территории страны. Разумеется, обсуждалась и турецкая операция «Оливковая ветвь» в сирийском Африне. «Эта тема тоже обсуждалась, но обсуждение, я бы сказал, было деловое», — рассказал Ю.Ушаков журналистам. При этом помощник президента особо отметил, что при обсуждении этой темы «негативного ничего не было».

Россия, Иран и Турция отметили, что размежевание террористических группировок и вооружённой оппозиции в Сирии имеет первостепенную важность для защиты гражданского населения. Лидеры этих стран договорились об оказании гуманитарной помощи народу Сирии, оказавшемуся в ужасной ситуации, отметив при этом пассивность западных стран на этом направлении. «Три страны договорились предоставлять гуманитарную и медицинскую помощь сирийскому народу», — заявил президент Ирана, указав, что сирийцы остро нуждаются в медикаментах и продуктах питания.

Из внешнеполитических направлений деятельности турецкого руководства следует остановиться и на отношениях с Вашингтоном. У Турции сохранились разногласия с США, несмотря на предпринимаемые в этот период сторонами попытки их урегулировать. Так, МИД Турции заявил, что госдеп США в очередной раз разочаровал Анкару своим ежегодным докладом о правах человека. «В разделе доклада, посвященном Турции, утверждения и обвинения кругов, связанных с террористами, представлены как непреложная истина. Доклад составлен безответственно», — говорится в заявлении турецкого внешнеполитического ведомства.

«Турецкий раздел доклада Госдепа США, опубликованного 20 апреля 2018 года, содержит неприемлемые обвинения и претензии к Турции. Меры, принятые Турцией в рамках справедливой и законной борьбы с террористическими организациями ИГ, PKK/YPG, FETÖ и DHKP-C, представлены в форме, не отражающей сути происходящего. Несмотря на серьезную борьбу с терроризмом, Турция сохраняет приверженность ценностям демократии, правам человека и принципу верховенства закона. В частности, в Госдепе США проигнорировали борьбу Турции с террористическим течением Ф.Гюлена (FETÖ), сторонники которого предприняли попытку военного переворота», — отмечает МИД Турции.

«Не случайно доклад, в котором борьба с терроризмом называется «внутренним конфликтом», подготовлен в стране, в которой скрывается главарь FETÖ (Ф.Гюлен – авт.). Анкара ожидает, что страны, которые в действительности привержены правам и свободам, будут действовать ответственно в таких важных вопросах, как права человека, которые не должны политизироваться», — констатируется в заявлении.

«Таким образом, подтверждается уместность решения Анкары отказаться от сотрудничества в рамках подготовки доклада, который далек от того, чтобы называться беспристрастным и объективным. Кроме того, Турция рекомендует странам, выступающим с несправедливыми обвинениями в ее адрес, в первую очередь положить конец систематическим нарушениям прав человека по отношению к собственным гражданам», — говорится в заявлении МИД Турции.

Наряду с этим, президент Турции Р.Т.Эрдоган в интервью телеканалу NTV рассказал, какую угрозу стране представляют США. По его словам, угроза исходит от США в связи с тем, что американская сторона предоставляет оружие террористам. «Откуда же исходит угроза? Мы не можем покупать оружие у США на наши деньги, но, к сожалению, США и коалиция бесплатно передают оружие и боеприпасы террористическим организациям. Таким образом, угроза исходит прежде всего от этих наших стратегических партнеров», — сказал он.

Примечательно, что накануне Р.Т.Эрдоган провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом, в ходе которого они обсудили ситуацию в Сирии. «Президент Д.Трамп сегодня провел разговор с президентом Турции Р.Эрдоганом, чтобы обсудить текущий кризис в Сирии. Лидеры согласились поддерживать тесный контакт для урегулирования этой ситуации», — сообщила пресс-служба Белого дома. Вот и весь итог, что, по мнению турецких политологов, означает отсутствие реального продвижения в урегулировании всех спорных вопросов между двумя странами, о которых ранее мы неоднократно писали в предыдущих статьях.

Политика ювелирного лавирования Анкары между США и Россией была продемонстрирована в реакции на ракетные удары США, Великобритании и Франции по Сирии. После жесткой критики США и Запада в целом (поставки оружия террористам и т.д.) Анкара вслед за НАТО и ЕС однозначно поддержала удары «этих сотрудничающих с террористами стран» по Сирии, причём после телефонного разговора Р.Т.Эрдогана с

В.Путиным, в котором российский лидер заявил, что действия США и их союзников в Сирии грубо нарушают Устав ООН и основополагающие принципы международного права. «Российская и турецкая стороны исходят из того, что в свете произошедшего необходимо активизировать двустороннее взаимодействие, направленное на реальное продвижение процесса политического урегулирования в Сирии», — констатировали лидеры двух стран в телефонном разговоре.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о поддержке альянсом ударов США, Великобритании и Франции по Сирии. «Я поддерживаю действия, предпринятые США, Великобританией и Францией против объектов с химическим оружием», — подчеркнул Й.Столтенберг. Генсек отметил, что «это снизит возможности режима Асада по нанесению новых ударов против сирийского народа с применением химического оружия».

Й.Столтенберг, напомнив, что союзники по альянсу и ранее осуждали применение химического оружия в Сирии, отметил, что подобные атаки являются открытым нарушением норм международного права. «Использование химического оружия неприемлемо, и виновные должны ответить за содеянное. НАТО рассматривает применение химического оружия как угрозу международному миру и безопасности», — подчеркнул генсек альянса. По его словам, необходимо реализовать и соблюдать Конвенцию о запрещении химического оружия.

Председатель Европейского совета Дональд Туск также поддержал удары США, Великобритании и Франции по Сирии. «Удары США, Франции и Великобритании дают понять, что сирийский режим вместе с Россией и Ираном не может продолжать эту гуманитарную трагедию, по крайней мере, не платя за это», — заявил на своей страничке в соцсети Д.Туск. Глава Евросовета отметил, что ЕС будет поддерживать союзников и стоять на стороне правосудия.

И наконец Турция, как мы уже отмечали выше, считает оправданной военную операцию против режима Башара Асада.  Об этом заявил президент Р. Т.Эрдоган комментируя удары вооруженных сил США, Великобритании и Франции в Сирии. Президент подчеркнул, что страдания сирийцев, в том числе детей, пострадавших от химического оружия, невозможно игнорировать. Все причастные к химатаке должны понести суровое наказание. «Военная операция США, Великобритании и Франции продемонстрировала режиму Асада, усилившему давление на сторонников оппозиции, что бесчеловечные действия и атаки в Сирии не останутся без ответа», — сказал турецкий лидер.

Тем не менее, уже 28 апреля глава МИД Турции М.Чавушоглу заявил, что сирийский кризис должен быть урегулирован только политическим путем, а любое силовое его решение будет незаконно. «Наша цель (стран-гарантов астанинского процесса России, Ирана и Турции – авт. прийти к решению сирийского кризиса. Лучшее решение — это политическое. Любое силовое разрешение кризиса незаконно и не будет устойчивым», — констатировал турецкий министр.

На волне ракетной атаки против Сирии Анкара вновь публично вернулась к требованию ухода Б.Асада с сирийского политического поля. Сирию нужно спасти от режима Б.Асада, и он должен уйти, сказал глава МИД Турции М.Чавушоглу. По его словам, операция США, Франции и Великобритании в Сирии направлена против химических объектов. Многие политологи в эти дни вновь вспомнили, что в 2011 году, когда по всей Сирии прокатилась первая волна демонстраций против президента Б.Асада, Турция первоначально поддержала его, а не оппозиционные силы в стране.

А глава департамента международных связей администрации президента Турции Айше Сёзен Услуер 30 апреля в интервью газете «Хюрриет» заявила, что трехсторонний саммит между российским, иранским и турецким лидерами, а также важнейшая встреча президента Р.Эрдогана и его российского коллеги В.Путина в Анкаре в начале апреля свидетельствует об изменении стратегической идентичности Турции. Она отметила, что Турция не ощущает необходимость выбирать между Западом и Востоком, или между США и Россией. «Турция больше не видит своей внешней политики в рамках альянсов «холодной войны» или «Восток-Запад»», — сказала она. По её словам, Анкара уже давно предпочитает «диверсифицировать свои внешнеполитические выборы», ссылаясь на инициативы Турции в отношении Африки и Южной Америки.

При этом она добавляет, что диалог Турции с Россией и Ираном «является преимуществом для Запада», потому что «Запад сам не может наладить такой диалог» с этими странами. «Им (Западу – авт.)

известно, что они не смогут разрешить кризис в Сирии без них. Фактически, Турция служит мостом между Западом и этими странами (Турцией, Россией и Ираном – авт. )», — подчеркнула она.

52.42MB | MySQL:103 | 0,459sec