О стратегии Израиля в ситуации на границе с сектором Газа

Ситуация на израильской границе с сектором Газа, обострившаяся 30 марта с началом инициированного ХАМАСом «Марша возвращения», не теряет своего накала, имеет резонанс в мире в связи с очередной гибелью палестинского подростка,  остается напряженной, требующей от ЦАХАЛа усиленной круглосуточной концентрации и напряжения.

Все идет по плану исламистов, изначально рассчитавших беспорядки у израильского «забора безопасности» на полтора месяца. По их задумке кульминация акций протеста жителей анклава должна прийтись на середину мая, когда Соединенные Штаты будут открывать свое посольство (14 мая) в Иерусалиме в рамках празднования Израилем 70-летия государственности. Следующий день по «палестинскому календарю» является юбилеем национальной катастрофы – Накбы.

По мнению генерал-майора (в отставке) Гиршона Хакоэна, старшего научного сотрудника Центра стратегических исследований Бегин-Садат, когда дело доходит до защиты границы Газы от физической угрозы, поставленные перед начальником Генштаба и командующим Южным военным округом конкретные задачи решаются исправно. Однако этого не достаточно для отражения попыток ХАМАСа превратить события у израильской границы с сектором Газа в стратегическое достижение[i].

На протяжении поколений евреи испытывают экзистенциальное беспокойство, и потенциал экзистенциальной опасности стал основным критерием, с помощью которого израильское руководство склонно оценивать угрозы, степень их стратегичности. Так, исходя из этого критерия, премьер-министр Ицхак Рабин, при содействии экспертов по безопасности в свое время определил, что терроризм не является для Израиля экзистенциальной угрозой.

 

Действительно, когда государство стоит перед лицом наземного наступления регулярных армий, то опасности, связанные с терроризмом, не говоря уже о событиях, происходящих в настоящее время вдоль границы с Газой, не рассматриваются как экзистенциальные. Однако ХАМАС использует эти события в качестве трамплина для будущего стратегического достижения, которое может иметь серьезные последствия.

Стратегическая угроза требует стратегического реагирования, которое предполагает подготовку многоплановой кампании, проводимой на национальном уровне, с привлечением всех государственных ресурсов и использованием всех возможностей. Такого рода стратегический ответ, по мнению Хакоэна, должен включать следующие аспекты.

Во-первых, необходимо идентифицировать изменения в реальности и воспринимать новые тенденции. События вдоль «забора безопасности» являются видом новой боевой операции против Израиля, которую ХАМАС проводит непосредственно и централизованно. В глазах общественности кампания с хорошо продуманным сценарием представляется в виде безоружного гражданского сопротивления. Однако все действо организовано ХАМАСом, которое изощренно пользуется инструментами новой войны с целью воздействия на три сферы восприятия: палестинскую, израильскую и международную.

ХАМАС, обладая впечатляющим профессиональным мастерством и находясь во взаимодействии с глобальными сетями, включая элементы политической кампании  «Бойкот, изоляция и санкции» (BDS), прилагает особые усилия по направлению потока событий в социальные сети. В качестве первого этапа стратегической оценки ситуации изменения оформлены в виде новой кампании, в данном случае – придуман бренд «Марш возвращения» (палестинских беженцев в свои дома, когда-то оставленных ими на территории Израиля). ХАМАС никогда не принимал принцип «двух государств», который лежит в основе соглашений Осло. Значит очевидный брендинг кампании, означающий попытку уничтожить Израиль (что является подлинным значением лозунга «возвращения» в палестинском и арабском дискурсе) и не спровоцировавший возмущения со стороны международного сообщества, должен заставить израильское руководство заняться выработкой эффективной контрстратегии.

Во-вторых, необходимо концептуализировать новую ситуацию и выработать общий теоретический подход. С целью противодействия критике ЦАХАЛа со стороны израильских крайне левых сил и западного общественного мнения, необходимо разработать теоретическую основу, адаптированную к вызовам в виде новой войны.

Напомним, что с момента начала столкновений на израильской границе с сектором Газа, в самом Израиле со стороны правозащитных организаций и «левых» (партия МЕРЕЦ) звучали требования провести расследование гибели 16 палестинцев и призвать к ответственности виновных военнослужащих ЦАХАЛа. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман парировал встречным предложением «создать комиссию по расследованию гибели полумиллиона человек в Сирии, десятков тысяч в Ливии, Судане и Йемене». Министр отнес МЕРЕЦ к тем силам, которые «давно не представляют интересы Израиля, а отстаивают в Кнессете интересы палестинцев».

По словам Либермана, по меньшей мере, 11 из 16 погибших были явно действующими боевиками, а 90% из 40 000 участников «Марша возвращения» были активистами или должностными лицами ХАМАСа и членами их семей. «Это люди, которые под видом ненасильственного шествия пришли, чтобы ударить по «забору безопасности» и прорваться через израильскую границу – это нарушение суверенитета, и любая страна реагировала бы решительнее»[ii].

Хакоэн считает, что за последнее десятилетие использование гражданских лиц в качестве оперативной хитрости сыграло важную роль в зонах конфликтов. В качестве примера он приводит российское правительство, которое, по его мнению, использует местных сепаратистов из гражданского населения для управления боевыми действиями на территории украинской Донецкой области. Точно так же Пекин использует тысячи гражданских рыболовецких судов в попытках распространить свой суверенитет на Южно-Китайское море. Комбинация открытого использования гражданского населения и завуалированного задействования военной системы в качестве вспомогательного удара прикрывает эту новую форму ведения войны. На Западе это описывается как «гибридная война». Хакоэн считает, что российские военные теоретики, которые видят преимущество в двусмысленности, связанной с одновременным использованием гражданских лиц и военных, относятся к этому явлению как к «войне нового поколения».

Так, российские власти привлекли внимание общественности к лекции, прочитанной начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым в российской Академии военных наук в январе 2013 года. В настоящее время, по словам Хакоэна, в военной среде она известна как «доктрина Герасимова». «В лекции описывается modus operandi  (образ действия), русских, очевидно, в кампании в Грузии (2008), Крыму и на Украине. «В этих кампаниях преднамеренно и эффективно использовалось сочетание военной силы и действий гражданского населения. Например, в боях в Грузии российские бронетанковые войска смогли проникнуть на север страны благодаря усилиям ориентированных на Россию грузинских абхазов, которые на подготовительном этапе захватили тоннели и мосты скоростной автомагистрали, ведущей в Тбилиси».

На этом фоне образы, поступающие из мест столкновений вдоль забора в Газе, не должны интерпретироваться как силы ЦАХАЛа, подавляющие гражданский протест. Это должны быть силы ЦАХАЛа, защищающие детские сады и гражданское население кибуцев Нахал-Оз и Кемер-Шалом, которые находятся чуть ли не в 200 метрах от «забора безопасности» под непосредственной угрозой со стороны террористических организаций в гражданском обличье.

Пересмотренная теоретическая база с новых позиций поможет дать отпор ложным обвинениям, направленным против солдат Армии обороны Израиля. Появится возможность объяснить, например, потенциальную угрозу, которой подвержены израильские мирные жители в приграничных поселениях, казалось бы, в виде безоружных агрессивных протестующих и как эта угроза оправдывает правила применения вооруженной силы.

С помощью новой теоретической базы можно будет разъяснить причину безальтернативности использования снайперского огня, и почему нелетальное оружие и стандартные средства разгона гражданских демонстраций в данном случае не применимы.

В-третьих, необходимо будет адаптировать организационную структуру к изменению. Новый вызов требует переоценки совместимости существующей организационной структуры с изменяющейся реальностью. Израиль уже проводил такую ​​переоценку при подготовке к одностороннему размежеванию с Газой летом 2005 года. Наряду с организацией подразделений и объединенных систем управления для ЦАХАЛа и полиции Израиля, в министерствах были созданы административные органы для решения широкого круга вопросов, выходящих за рамки компетенции военных. Аналогичным образом, продолжающаяся кампания вдоль границы с сектором Газа требует проведения специальных организационных мер на национальном уровне.

Хотя обязанности начальника Генштаба и командующего Южным военным округом четко определены и исполняются профессионально, необходимо изменить организационный подход в соответствии с требованиями сложившейся психологической ситуации со всеми ее юридическими, дипломатическими и общественно-дипломатическими аспектами.

Разумеется, команда пресс-секретаря ЦАХАЛа, Министерство иностранных дел и аппарат в канцелярии премьер-министра по связям с общественностью могут по-прежнему нести ответственность за сферу восприятия ситуации. Тем не менее, по мере того как вызовы становятся более серьезными, требуется создание специальной новой организации для мобилизации всех возможностей Израиля на национальном уровне.

И наконец, в-четвертых, необходимо планировать и направлять усилия в соответствии со стратегической целью. Операция такого масштаба требует точного и преднамеренного соответствия стратегической цели, которая должна постоянно пересматриваться по мере развития кампании. Это также потребует нового плана по облегчению гуманитарной ситуации в секторе Газа, а также нового политического подхода, который рассматривал бы Газу как де-факто государство и стремился бы, в соответствии с интересами Израиля, укрепить статус Сектора в качестве независимого политического образования, отделенного от Палестинской национальной администрации в Рамалле.

Хакоэн полагает, что подготовку на национальном уровне к реализации требуемых стратегических мероприятий – в вышеуказанных четырех областях – еще только предстоит провести. В свете новых угроз со стороны ХАМАСа, которые, вероятно, в ближайшие недели будут только возрастать, трудно переоценить срочность такой подготовки.

Генерал-майор Г. Хакоэн определенно выражает мнение большей части израильского общества и армии. Правила игры меняются постоянно, но остаются неизменными базовые ценности, присущие тому или иному обществу. Хакоэн предлагает профессиональные действия израильского командования адаптировать под меняющиеся вызовы со стороны внешних и внутренних врагов Израиля посредством использования «зарубежного опыта», определенных структурных изменений и усовершенствованием работы государственного пропагандистского аппарата.

[i] Хакоэн, Г. Беспорядки у «забора безопасности» в секторе Газа как боевая операция // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 03.05.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/gaza-border-fence-riots/ (на англ. яз.)

[ii]Либерман о «Марше возвращения»: «Мы не будем сотрудничать с какой-либо комиссией по расследованию» // 10-й канал. 01.04.2018. URL: https://www.10.tv/news/159418 (на иврите)

52.27MB | MySQL:103 | 0,656sec