Палестинский «Марш возвращения»: продолжение протестных действий и первые оценки

Пусть и будучи вытесненным в значительной степени на второй план ближневосточной повестки дня из-за всплеска интереса к иранской проблематике, палестинский «Марш возвращения» продолжается. Чуть больше недели остается до Дня накбы, когда, как обещали организаторы из ХАМАСа протестные акции должны набрать свою пиковую мощь. В этой связи главным практическим вопросом в преддверии пятничного «дня гнева» оставалось то, предпочтут ли митингующие взять небольшую передышку и подготовится к беспрецедентному напору на Израиль в обещанную дату или решат наращивать свою ударную силу постепенно.

До настоящего момента последовательность в действиях участников марша прослеживалась преимущественно с точки зрения информационного противоборства, где вдохновляющие толпу боевики стремились делать все, чтобы усилить традиционное для таких случаев международное давление на Израиль, продиктованное подозрениями в непропорциональном применении государством силы. Данная практика сохранилась и на этот раз. Темой нынешней протестной пятницы в свете прошедшего Дня труда стала безработица и экономическая ситуация в секторе. По данным Палестинского статистического бюро, порядка 40% местных жителей сегодня не имеют работы, попадая таким образом в полную зависимость от иностранной помощи. Главным посланием, которое должно было быть передано таким образом, кажется, должна стать демонстрация причин гуманитарного кризиса в секторе Газа. В этой связи абсолютно неоправданной и необоснованной выглядит провокация, устроенная с палестинской стороны КПП Керем- Шалом, в результате которой был нанесен ущерб инфраструктуре доставки в Газу из Израиля топлива. Как сообщалось в комментарии, распространенном пресс-службой ЦАХАЛа: «это циничная акция, нанесшая ущерб благополучию жителей Газы, а также гуманитарным усилиям, предпринятым Израилем и другими странами».

В преддверии пятницы основные опасения с израильской стороны были по-прежнему связаны с использованием воздушных змеев, к которым прикреплены бутылки с зажигательной смесью. Помимо этого ЦАХАЛ предостерег израильтян, сообщив, что на этот раз в качества «опасного груза» к ним может прикрепляться и взрывчатка. Они сегодня воспринимаются, пожалуй, как одна из основных явных угроз. В этой связи как сообщили израильские СМИ, прорабатывается возможность более жесткого ответа на их запуски. В качестве предполагаемых вариантов сообщается об ответном огне в сторону запуска воздушных змеев, а также использовании беспилотных летательных аппаратов, способных сбить их еще в воздухе.

По предварительным оценкам, сделанным в преддверии пятницы, число участников марша не должно было превысить показатели прошлых недель. В итоге эти прогнозы оправдались, а палестинские и израильские источники сообщили, что к границе вышли от 7 000 до 10 000 человек. Также палестинская сторона сообщила, 431 палестинец был ранен, при этом среди пострадавших фигурировали дети. Стоит, однако, отметить, что указанные цифры явно не отражали нужного ХАМАСовцам эффекта. В этой связи в большинстве публикаций, прежде всего тех, что распространялись в пятницу до полудня, упоминались погибшие и пострадавшие за все недели демонстраций.

Стоит сказать, что, учитывая продолжительность протестной акции, зачастую в центре внимания уже преимущественно не сами события, а их анализ. Так, Информационный центр по изучению терроризма имени Меира Амита еще в конце апреля подготовил обзор, в котором сосредоточился на том, кем именно были палестинцы, погибшие во время марша[i]. Опираясь на более раннюю статистику, по данным в которых в списке убитых значилось еще 32 человека (по последней палестинской статистике их более 40), эксперты сообщают, что 18 из них были членами террористической группировки ХАМАС (9 представителей боевого крыла, 9 – аффилированных членов); 10 представителей ФАТХа (2 из боевого крыла); двое принадлежат к Демократическому фронту освобождения Палестины, по одному члену палестинского «Исламского джихада» и Народного фронта освобождения Палестины. Мало того, как подчеркивают составители отчета, сама палестинская статистика, публикуемая подконтрольным ХАМАСу Министерством здравоохранения в Газе, на которую опираются мировые СМИ и зарубежные эксперты при анализе потерь во время акции, с методологической точки зрения предопределяет ложное восприятие. Она не учитывает и не имеет целью показать, кем именно являются убитые, что заведомо сделано для того, чтобы в глазах общественности они  выглядели мирными жителями.

Институт исследования средств массовой информации Ближнего Востока (MEMRI) в преддверии новых выступлений подготовил обзор публикаций, распространяемых палестинской стороной в медиа-пространстве. Анализ включает в себя последнее выступление главы ПНА М.Аббаса, в котором он называет Израиль чужеродным образованием в регионе и оправдывает ненависть к евреям, а также интервью с участниками протестов, среди которых несовершеннолетняя девочка, заявляющая о том, что охотно готова в рамках протестов лицом к лицу встретиться с израильскими военными. В задачи центра не входит формулирование выводов, однако, представленная систематизация публикаций и заявлений свидетельствует, что все они направлены на подстрекательство к борьбе, оправдание которой выдается за т.н. «джихад меча».

Таким образом, можно констатировать, что «Марш возвращения» по-прежнему не демонстрирует обещанной разрушительной силы, исходя из чего, снижаются ожидания относительно вероятности масштабной акции в День накбы. Это подтверждают и оценки ЦАХАЛа, в соответствии с которыми ситуация на границе с Газой не относится к стратегической угрозе, а первостепенное значение имеет борьба с конкретными проявлениями в виде попыток нанести ущерб приграничным сооружениям и воздушными змеями с горючими веществами. Вместе с тем растет число акций и заявлений подстрекающего характера, явно направленных на то, чтобы переломить негативную для ХАМАСа тенденцию развития протестов.

[i] Подробнее см.: Analysis of the Identities of Gazans Killed During the «Great Return March» // The Meir Amit Intelligence and Terrorism Information Center at the Israeli Intelligence Heritage and Commemoration Center. 25.04.2018. 18 p.

 

52.22MB | MySQL:103 | 0,541sec