Что говорят в Иране о судьбе СВПД?

За неделю до принятия президентом Дональдом Трампом решения о перспективах участия США в ядерном соглашении с Ираном, в Исламской Республике продолжается широкая общественная дискуссия. Сошлемся на нескольких ее участников. Близкое к Корпусу стражей исламской революции (КСИР) информационное агентство «Фарс» перепечатало пост известного иранского блогера Ахмада Зейд-Абади о судьбе СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий), заключенного, как известно в июле 2015 г. между Ираном и 6 международными посредниками в лице США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Блогер рассуждает на тему о том,  какую позицию ныне выбирают страны Европы, являющиеся подписантами этого крайне важного для судеб мира документа. Он считает, что Великобритания, Франция  и Германия склоняются к тактике расширения существующего соглашения, что уже сейчас вызывает острое неприятие Ирана. В свете этого, считает иранский блогер, вопрос о выходе США из соглашения превращается во второстепенный. По сути, Европа хотела бы вновь усадить Иран за стол переговоров, в результате которых на свет может появиться СВПД-2. Это, предполагает Зейд-Абади, как раз то, чего добивается президент США Д.Трамп, угрожая выходом своей страны из венских договоренностей.

Понятно, рассуждает иранский блогер, что если Тегеран втянется в новую фазу переговоров, СВПД будет  обречен на  уничтожение, причем это будет сделано не только руками США, но и их западных союзников. Поэтому вопрос состоит в том, пойдет ли Иран на то, чтобы согласиться на новую фазу переговоров, причем неважно, будут ли они касаться внесения поправок в существующий текст договора или его расширения за счет других аспектов. Иран, констатирует Зейд-Абади,  категорически против  любого вида переговоров, независимо от того, чего они могут касаться.  «При этом Европа, как нам кажется, уверена, что для Ирана другого пути просто нет». Однако, считает иранский блогер, если Иран вопреки своему желанию вынужден будет пойти на новый раунд переговоров, это будет означать для него коренное изменение  политических установок, или другими словами – базовое переустройство  существующего режима. Поэтому, заключает блогер, трудно допустить, что Иран согласится на вступление в новый переговорный марафон. Но так же трудно представить, что будет, если Иран не пойдет на это.  Что он сделает в этом случае, какое решение примет? Будет ли он обращать внимание на то, верны ли подписанным соглашениям его визави? Или он, по примеру США, также покинет СВПД? Одностороннее выполнение  соглашений, хоть оно и успокоит ситуацию, будет сигнализатором слабости, точнее – немощи, Ирана, и поэтому вряд ли возможно. В таком случае, предполагает блогер, для Ирана единственным возможным решением является выход из венских договоренностей. В нынешней ситуации в ближневосточном регионе, пишет А.Зейд-Абади, это будет сопровождаться  беспрецедентным экономическим и дипломатическим давлением. Каждое из возможных решений, по мнению Зейд-Абади, для Ирана представляется трудным и болезненным, но принимать его придется.

На эту же тему рассуждает и  известный деятель фундаменталистского лагеря, главный редактор одной из старейших иранских газет – «Кейхан» — Хоссейн Шариатмадари. Шариатмадари задается вопросом: разве на сегодня имеется тот СВПД, по поводу которого можно ломать копья? Трамп, считает он, не дискутирует по поводу текста первоначального документа. «Президент США  мечтает о том, чтобы добавить к существующему оригиналу положения об ограничении нашей национальной ракетной программы и о завершении нашего присутствия на просторах ближневосточного региона, нежели отказаться от венских договоренностей. Но у наших стран разные подходы к этому документу. Если для нас это трагедия, то для них – грандиозное достижение, причем очень выгодное».

Рассуждая в своем интервью о многочисленных дискуссиях по поводу возможного выхода США из СВПД, объявление о котором может последовать 12 мая, Шариатмадари касается того, как воспримет Иран такое решение. «Друзья мои, — вопрошает он, — о каком договоре вы дискутируете? Разве на сегодня остался тот СВПД, из которого можно выйти или остаться в нем? Америка буквально растоптала свои обязательства, вытекающие из этого документа, она уничтожила все принятые договоренности. Наши люди, ответственные за ядерные проблемы, до сих пор раздумывают над тем, выйти или не выйти из ядерного соглашения. Но они не задумываются над тем, существует ли оно вообще, и есть ли на самом деле предмет разговора».

Анализируя сущность СВПД, Х.Шариатмадари отмечает, что для Ирана важна такая главная составляющая венских договоренностей, как обязательство Запада снять  санкции. Они, однако, не только не сняты, но к ним прибавлены десятки дополнительных. Что же еще должно случиться, чтобы  хоть что-то осталось от подлинного СВПД? «Обама лишил нас без единого выстрела атомной программы, а Трамп идет по пути отмены ракетной программы, «угрожая нашим доверчивым лидерам ее полной остановкой». СВПД достался им легко, и они так просто от него не откажутся, ибо в СВПД для США таится много важного.  Как пишет Х.Шариатмадари, США и Европа хотят одного – самоубийства Исламской Республики Иран, ибо «лишение нас ракетной программы как защитного барьера перед происками врагов как раз и сходно самоубийству». «А убрать нас из региона, о чем также мечтают враги Ирана, равносильно тому, чтобы отсечь от тех, кто нуждается в нашей помощи, тех сил сопротивления, которым мы помогаем».

Обратим внимание еще на один аспект политических дискуссий в стране. Он связан с возможными изменениями в правительстве как следствии выхода США из СВПД.  Информация об этом растет с каждым днем.  Интернет-сайт «Хабарнамэйе Гуййа» назвал это «большой хирургической операцией».  Правительство, пишет сайт, уже рассмотрело возможные изменения. Скорее всего его покинет Генеральный директор Центральноого банка ИРИ Валиолла Сейф, на которого возлагают ответственность за валютный кризис в стране. Это тем более актуально, что утром 3 мая на валютных торгах было зафиксировано историческое падение местной валюты, и туман перешагнул отметку в 6000 за доллар. Своих постов лишатся также  министр здравоохранения Газизаде Хашеми,  министр дорог  и городского строительства Аббас Ахунди, министр сельского хозяйства Махмуд Ходжати. На этом настаивают обе главные фракции парламента – как фундаменталисты, так и реформисты.   Реформистский интернет-сайт «Калеме» написал в истекшую пятницу 4 мая, что с выходом США из СВПД в Иране еще более обострится экономический кризис, что заставляет правительство принимать некие решения. На сайте иранского информационного агентства рабочих в ту же пятницу было высказано, что в разных слоях общества зреет отчаяние, и в обращении к президенту было высказано пожелание «перетряски» кабинета с тем, чтобы вернуть народу надежду на лучшее.

Таким образом, в стране пытаются спрогнозировать, какой окажется ближайшая перспектива в развитии СВПД, как Иран вынужден будет реагировать на его изменения, к каким логичным шагам он должен быть готов уже сегодня, что сулит ему период «после 12 мая».

52.26MB | MySQL:103 | 0,516sec