Ситуация в Алжире: апрель 2018 г.

11 апреля страшная катастрофа произошла в Алжире, где сразу после взлета разбился военно-транспортный самолет Ил-76 ВВС АНДР. Погибли 257 военнослужащих и членов их семей. Она стала самой тяжелой по последствиям среди происходивших с алжирскими самолетами за последние 20 лет. Немедленно на место катастрофы вылетел начальник Генштаба Национальной народной армии Алжира генерал Ахмед Салах Гаид. Самолет выполнял рейс по маршруту Буфарик (30 км к югу от Алжира) – Тиндуф – Бешар. Он упал в 100 метрах от забора, ограничивающего контуры авиабазы в Буфарике.

Алжирские СМИ в этой связи отметили преклонный возраст самолетов военно-транспортной авиации ВВС Алжира и возможные проблемы в поддержании технической готовности алжирских самолетов.

В России самолеты типа «Ил» считаются и являются одними из самых надежных.

В тот же день президент АНДР Абдельазиз Бутефлика объявил о 3-дневном трауре в стране в связи с гибелью алжирских военных.

3 апреля в Алжире с визитом побывал глава правительства Испании Мариано Рахой. В этой связи представляется интересным заявление сопровождавшей его госсекретаря Испании по торговле Марии Луизы Понсела, согласно которой Алжиру для привлечения иностранных инвестиций необходимо смягчить законодательство в этом вопросе и снять барьеры на импорт некоторых товаров. Откровеннее не скажешь. Речь идет о том, что во многие свои проблемы Алжир создал сам, действуя по принципу «только мы».

Речь, в частности, идет о принципе 51/49, согласно которому в любом совместном проекте доля алжирских компаний должна быть больше 51%. Что касается импорта, то его объем из Испании упал на 11% из-за введения Алжиром определенных ограничений.

Известно, что годовой объем торгового оборота между двумя странами превысил 7 млрд евро. Испания является 3-м по значимости получателем алжирских товаров (главным образом – углеводородов) и 5-м поставщиком. В Алжире работают или пытаются делать это 450 испанских компаний.

Со своей стороны алжирский премьер Ахмед Уяхья признал, что если в начале 2000 годов в стране работали свыше 500 испанских компаний, затем некоторые из них были вынуждены уйти.

Примерно эти же обвинения в адрес Алжира повторила 10 апреля еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, заявившая, что АНДР не соблюдает торговые соглашения с ЕС, что, по ее словам, способствует интересам Китая. Она предупредила, что в сложившейся ситуации «необходимо найти решения, иначе придется предлагать дополнения к соглашению, призванные урегулировать проблемы». Еврокомиссар проинформировала, что ЕС ведет диалог с Алжиром на этот счет.

В апреле продолжилось начавшееся еще в ноябре прошлого года протестное движение будущих врачей. 3 апреля власти попытались решить конфликт, сформулировав свои предложения по выходу из кризиса, однако они были отвергнуты представителями интернов.

Главное требование участников акции – отмена обязательной «гражданской службы» в удаленных районах продолжительностью от 1 до 4 лет, а также 12-месячной военной службы, обязательной для всех алжирцев мужского пола. Понятны мотивы этой категории алжирцев – быстрее перейти к работе за деньги. В Алжире для будущих врачей 7 лет уходит на получение общего медицинского образования, 4 – 5 лет – на обучение по одной из 67 специальностей.

В частности, власти предложили сократить время «гражданской службы» до 1 года, ввести надбавки за работу в удаленных районах, а также нормы «обязательного» предоставления служебного жилья при выполнении этой функции. Главное требование бастующих осталось прежним – полная отмена «гражданской службы». Им в ответ можно предложить лишь одно – введение платы за медицинское образование, поскольку государство не обязано нести расходы за их подготовку.

4 апреля президент Алжира Абдельазиз Бутефлика провел частичные перестановки в правительстве страны, поменяв 4 министров. Мотивы происшедших изменений не были указаны в сообщении канцелярии главы государства.

В частности, министр торговли Мухаммед Бенмеради уступил свое место Саиду Джеллабу, выходцу из этого ведомства. С января 2017 г., когда скончался бывший министр торговли Бахти Белаиб, это уже четвертое изменение во главе данного министерства.

Ранее, в период с 2010 по 2014 гг., М.Бенмеради уже был «вечным» министром, возглавляя ведомства то промышленности, то туризма, то труда.

В ведении Министерства торговли находится сверхделикатная проблема отмены поддержания государством цен на ряд товаров первой необходимости.

На пост министра по отношениям с парламентом вернулся уже бывший в составе кабинета Махджуб Бедда. Он сменил на нем Тахара Хауа. Первый из них побывал на посту министра промышленности в период с мая по август 2017 г.

Должность министра по делам молодежи и спорта получил Мухаммед Хаттаб, занимавший до этого пост вали города Беджаия. Он сменил на этом посту Эль-Хади ульд Али, занимавшим министерский пост с 2015 г. Он был известен тем, что конфликтовал с президентом Олимпийского комитета Алжира и главами нескольких спортивных федераций.

Пост министра туризма и художественных промыслов получил Абделькадер Бенмессауд, занимавший до этого должность вали города Тиссемсильт. Он сменил на этом посту Хассена Мармури.

Ранее 11 профсоюзов в государственных сферах образования и медицины призвали трудящихся к забастовке 4 апреля. В назначенный день эта акция не была подержана теми, к кому адресовался этот призыв. Организаторы акции выступали с требованием «защиты покупательной способности» подопечных.

9 апреля 81-летний глава АНДР осчастливил граждан этой страны своим появлением на публике по случаю церемоний открытия после ремонта мечети Кетчауа в столице страны и расширения сети станций метро. Кадры национального телевидения зафиксировали А.Бутефлику в инвалидной коляске, одетого в официальный костюм из трех элементов.

Мечеть Кетчауа была закрыта в 2008 году после разрушительного землетрясения, происшедшего пятью годами ранее. Ее ремонт, финансировавшийся Турцией, шел 3 последние года. В период колонизации мечеть, построенная в эпоху Османской империи, была местом отправления культа христиан.

Состояние здоровья находящегося во главе Алжира уже 19 лет А.Бутефлики вызывает многочисленные спекуляции на этот счет. Его появление на публике совпало по времени с призывом главы правящей в Алжире партии Фронт национального освобождения (ФНО) Джамеля ульд Аббеса к главе государства баллотироваться на 5-й мандат на назначенных на 2019 год президентских выборах.

А.Бутефлика является почетным председателем ФНО.

Неделю спустя руководство ФНО поддержал премьер-министр А.Уяхья. А 21 апреля ФНО повторил свой призыв. 28 апреля эта партия фактически обновила свой призыв, объявив о формировании молодежной организации «поколение Бутефлики» на базе шести студенческих движений.

10 апреля глава алжирской дипломатии Абделькадер Мессахель заявил в Париже, что его страна поддерживает идею возобновления прямых переговоров между участниками сахарского конфликта – Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО, однако отказывается участвовать в них непосредственно. «Алжир поддерживает законные права сахарского народа», однако конфликт в Западной Сахаре «не является проблемой между Алжиром и Марокко», утверждал он.

Ранее в течение нескольких недель Марокко обвиняло сепаратистов в совершении вылазок в тампонную зону между международно признанными границами сахарских провинций и «марокканской стеной». Сепаратисты отвергли эти обвинения, равно как Миссия ООН в Западной Сахаре заявила, что не фиксировала каких-либо перемещений войск.

27 апреля Алжир заявил, что принял к сведению новую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая продлила на 6 месяцев срок действия мандата Миссии ООН в Западной Сахаре, который истекал 30 апреля. Обычно мандат продлевался на один год.

14 апреля Алжир присоединился к тем странам, которые осудили авиаудары западной коалиции по Сирии. Как заявил премьер-министр АНДР А.Уяхья, Алжир «может только сожалеть в связи с ударами, нанесенными в момент, когда международное сообщество ожидало отправки комиссии, которая должна была проверить информацию об использовании химического оружия» в Сирии.

В целом, ставка ФНО и ряда политиков на дальнейшее использование имени А.Бутефлики объяснима, однако она вряд ли оправдана в условиях, когда жизнь не стоит на месте. И, как представляется, быть готовым к преемственности власти надо всегда, чтобы потом не пришлось решать дополнительные проблемы.

52.23MB | MySQL:103 | 0,476sec