К вопросу о налаживании отношений между Турцией и Узбекистаном

В период с 29 апреля по 1 мая с.г. состоялся трехдневный официальный визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Узбекистан и его встреча с президентом страны Шавкатом Мирзиёевым. Турецкого президента в поездке сопровождала представительная делегация членов правительства и  деловых кругов.

Сразу стоит отметить, что между Турцией и Узбекистаном, после прихода нового узбекского президента ко власти, в декабре 2016 года наблюдается заметное оживление в отношениях в очевидных попытках обеих сторон к их перезагрузке, после продолжительного периода прохладности и даже конфликтов.

Происходящее в настоящее время оживление отношений заметно, в частности, с точки зрения торгового оборота между двумя странами: если в 2009 году он составлял около 693 млн долл., то в концу 2017 года достиг 1,5 млрд долл. При этом, Узбекистан является одной из тех стран региона, с кем у Турции – отрицательное сальдо взаимной торговли (в 2017 г.: -143 млн долл.), что, разумеется, не отражает потенциала турецкого бизнеса в стране и не может удовлетворять турецкую сторону.

В подведение итогов визита в Узбекистан турецкого президента, достаточно отметить, что двумя сторонами было подписано 25 (!) соглашений, что является весьма значительной цифрой, даже если речь идет о подписании просто рамочных, то есть, необязывающих соглашений, содержащих лишь намерение сторон сотрудничать в той или иной области.

Как заявил узбекский президент на совместной пресс-конференции с Р.Т.Эрдоганом, сторонами достигнуты принципиальные договоренности об инвестициях в 50 проектов на общую сумму около 3 млрд долл. Лишь только по линии турецкого ведомства мягкой силы – Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (ТИКА) при аппарате премьер-министра – планируются инвестиции в Узбекистан на сумму в 60 млн долл. (ТИКА – инвестирует, как правило, в различные объекты социальной и культурной сферы, а также оказывает помощь жителям противоположной стороны – В.К.).

Упомянутые соглашения охватывают многие сферы двустороннего сотрудничества, включая энергетику и горнодобывающую отрасль, строительство электростанций на угле и природном газе на основе модели ГЧП (государственно-частное партнерство – В.К.) и нового международного терминала аэропорта г. Ташкент, кредитное соглашение по инвестпроектам, строительство турецкого делового центра в Ташкенте, открытие нового офиса турецкого банка Ziraat, сотрудничество между ведомствами стандартизации двух стран, сотрудничество в сфере религиозного туризма, лесного хозяйства, высшего образования, взаимодействие в сфере науки, технологий и инноваций, культуры, подготовки сил безопасности и борьбы с преступностью, борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, соглашение о взаимной выдаче и проч.

Отдельно стоит отметить, что Узбекистан отменил для граждан Турции визовые ограничения – теперь они смогут въезжать в страну на срок до 30 дней. Сторонами поставлена задача по увеличению торгового оборота в ближайшие годы более чем в три раза – до 5 млрд долл. И, наконец, сторонами был учрежден Совет сотрудничества высшего уровня, как, скажем, в отношениях с Россией.

Отметим, что 4 мая пресс-секретарем турецкого президента И.Калыном в главном проправительственном издании Турции Daily Sabah была опубликована статья под заголовком: «Турция и Узбекистан открывают новую страницу». В заголовок вынесен тезис: «Турецкая позиция в западном альянсе, как члена НАТО, не препятствует открытию ею стратегических регионов мира. Это объясняет, почему она повысила свою внешнеполитическую активность в Африке, на Ближнем Востоке, Центральной Азии и Латинской Америке».

И.Калын указывает на историчность состоявшегося визита в Узбекистан – «одну из ключевых стран региона Центральной Азии, расположенную на исторических тюркских землях», что подчеркивает рост значимости центральноазиатского региона и связям с государствами, там расположенными, во внешней политике Турции.

К числу стран, с которыми, по словам И.Калына, у Турции – прекрасные отношения, автор относит Азербайджан, Казахстан, Киргизию и Туркменистан с момента «провозглашения ими независимости в начале 1990-х годов». Связь с Узбекистаном «была утеряна по различным причинам», однако, она восстанавливается, а сам «Узбекистан начинает играть ту роль на карте мира, которую он заслуживает». При том, что страна, одновременно, является важнейшим центром классической исламской и тюркской культуры и цивилизации.

Итак, подводим черту: Турция закладывает ещё один важный фундаментный камень в отношения с государствами Центральной Азии. Совершенно справедливым следует признать утверждение И.Калына об успехах страны на этом направлении, где она занимает одно из лидирующих положений в целом ряде областей, в первую очередь, в сфере строительства инфраструктурных объектов, а также торговли. Это – не те сферы, где Россия может являться для нее конкурентом (просто по причине ярко выраженного сырьевого профиля российской экономики – В.К.), здесь у Турции наблюдается конкуренция скорее с Китаем. Что же до конкуренции между Россией и Турцией, то она проходит по линии цивилизационного выбора центральноазиатских государств и здесь им, скорее, оказывается ближе тюркский мир, чем советское наследие, которое в целях повышения национального самосознания нередко преподносится в бывших советских республиках с позиций «оккупации независимых государств».

38.89MB | MySQL:87 | 1,040sec