Ирак: реконструкция Мосула в преддверии парламентских выборов

Спустя почти год после освобождения иракскими правительственными войсками Мосула, некогда являвшегося одним из главных оплотов террористов «Исламского государства» (запрещено в России) в Ираке, гуманитарная ситуация в городе и прилегающих районах в целом постепенно стабилизируется. Однако анализ гуманитарных потребностей и тенденций последних месяцев свидетельствует о неоднозначности происходящего процесса реконструкции, перспективы которого тесно увязаны с предстоящими 12 мая с.г. парламентскими выборами.

С одной стороны, после июля 2017 года Мосул медленно, но верно встал на путь реконструкции и восстановления, как социальной инфраструктуры, так и общественно-политической жизни. Предпринимаются меры по восстановлению функционирования муниципальных служб, воссозданию местной полиции и службы безопасности, окончательному обезвреживанию районов от мин и других взрывчатых веществ. Процесс разминирования Мосула затрудняется массивным разрушением жилого фонда, в результате чего большая часть снарядов и мин находится глубоко под обломками зданий, которых в городе более 11 млн тонн. Полным ходом идёт подготовка к проведению первых после освобождения всеобщих выборов в муниципальный Совет Мосула, что призвано стать ключевым шагом по легитимизации власти и укреплению верховенства закона. Эти позитивные перемены, в частности, отмечал в ходе своего недавнего визита в Мосул Ян Кубиш, специальный представитель генерального секретаря ООН в Ираке. Он, в частности, пообещал в течение 2018 года открыть представительство ООН в этом городе.

С другой стороны, благоприятные условия для полной репатриации и возвращения гражданского населения в Мосул ещё предстоит создать. Процесс добровольного и безопасного возвращения внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) в Мосул запущен, но пока не в полном объеме. Статистика ООН свидетельствует, что в целом по Ираку свыше 2 млн ВПЛ уже вернулись в свои дома с момента начала вооруженного конфликта в 2014 году. В том числе, по состоянию на февраль 2018 года, около 50% из 1 млн жителей Мосула, ранее покинувших город, вернулись обратно.

При этом ещё 2 млн ВПЛ по всему Ираку по-прежнему остаются в местах временного размещения либо размещены среди местных общин, в том числе несколько сотен тысяч беженцев из Мосула. Более того, с февраля текущего года наблюдается обратная картина: вернувшиеся ранее жители Мосула, особенно западной части города, стали вновь возвращаться обратно в лагеря временного размещения. В частности, в лагеря, расположенные к востоку от Мосула вновь продолжают прибывать беженцы, и их численность на апрель-май уже вновь превышает количество репатриантов. Кроме того, порядка 4,5 тысяч семей вернулись из Мосула в Иракский Курдистан. Как правило, многое из этих внутренне перемещённых лиц, решивших вернуться обратно в лагеря, отмечают в качестве главного фактора отсутствие гарантий безопасности и защиты в Мосуле. Речь идёт в первую очередь о межплеменных и межэтнических распрях, страхе быть отвергнутыми местными общинами, а также опасениях беженцев быть обвинёнными в причастности к «Исламскому государству». В частности, неправительственные организации, такие как Amnesty International, в своих оценочных докладах фиксируют насилие со стороны иракских сил безопасности к вернувшимся из лагерей женщинам, которых априори подозревают в ранее имевших место связях с «Исламским государством», даже если не имеется доказательств и эти женщины являются невиновными. Такая политика не содействует ускорению репатриации в Мосул.

Важным сдерживающим фактором для возвращения беженцев является также экономическая составляющая. Разрушенная войной экономика Мосула  пока не может предложить репатриантам устойчивый доход и занятость в некогда многомиллионном, втором по величине городе в Ираке. Отсутствие инвестиций сдерживает процесс восстановления, и многие предприятия Мосула с потенциалом создания новых рабочих  мест пока простаивают. Кроме того, засуха и дефицит дождей в начале 2018 года привели к сокращению ожидаемого фермерами урожая, что также негативно сказывается на экономической ситуации в Мосуле.

Отдельно следует отметить, что ухудшение взаимоотношений между центральной властью в Багдаде и региональным правительством Иракского  Курдистана после неудавшегося референдума в сентябре 2017 года негативно сказывается и на финансировании Мосула, где традиционно преобладало курдское население, несмотря на этническое разнообразие города. Багдад дал четко понять, что курдскому региону рассчитывать на щедрые ассигнования из национального бюджета на восстановление экономки не приходится. В частности, из одобренного 3 апреля федерального бюджета Ирака на 2018 год в размере 88 млрд долларов США, Иракскому Курдистану достанется лишь скромная доля в размере 12%, хотя изначально планировалось дать курдам 17% бюджета. Этого будет крайне недостаточно с учетом того, что основные разрушения, совершенные «Исламским государством», как раз пришлись на  Мосул, а значительная часть курдского населения Мосула — по различным оценками порядка 600 тысяч человек — продолжает временно размещаться на территории Иракского Курдистана. Не удивительно, что вслед за проведением международной донорской конференции по Ираку в Кувейте, по итогам которой доноры пообещали выделить 30 млрд долларов на восстановление иракской инфраструктуры и экономики, правительство Иракского Курдистана организовало отдельную донорскую конференцию для мобилизации ресурсов именно на восстановление региона. А предстоит сделать многое: восстановить все городские службы и инфраструктуру, включая системы водоснабжения и здравоохранения, а также продовольственную цепочку. Да и обеспечение гуманитарных потребностей внутренних переселенцев потребует значительных финансовых ресурсов.
Думается, гуманитарная ситуация в Мосуле во многом привязана к политическому процессу в Ираке. Многое будет зависеть от новой конфигурации власти по итогам предстоящих 12 мая общенациональных парламентских выборов в стране. В частности, политика новых властей Багдада в отношении курдского населения и в сфере межэтнических отношений в целом станет решающим фактором для процесса восстановления Мосула и перспектив гуманитарной ситуации в регионе. Важным моментом также будет позиция официального Багдада после выборов по распределению бюджетных средств и потоков финансирования на восстановление разрушенной экономики Ирака и в особенности Мосула как наиболее пострадавшего от военных действий города. Сбалансированное распределение между центральной и региональной властями доходов от экспорта нефти является одним из ключевых аспектов стратегии иракского правительства. Восстановление экспорта нефти из богатого ресурсами Мосула является важнейшим залогом скорейшей реконструкции региона. В частности, Багдад уже запустил тендер для иностранных инвесторов по восстановлению крупного предприятия из 11 блоков по добыче и переработке нефти (с потенциальным оборотом 100 тысяч баррелей в день) со сроком подачи заявок до 15 мая. Этот проект может стать одним из спусковых крючков для восстановления динамичного экономического роста Мосула, тем более в контексте благоприятной ценовой конъюнктуры на глобальных энергетических рынках.

62.84MB | MySQL:102 | 0,636sec