О военной ситуации в Сирии (28 апреля – 5 мая 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 57 нарушений режима прекращения огня. Это несколько выше показателя предыдущей недели (52), что в целом не соответствует наметившейся было тенденции на снижение нарушений, зафиксированной за предыдущие несколько недель.

Как и ранее, российская часть представительства фиксировала нарушения главным образом в провинциях Латакия и Алеппо, турецкая – в провинциях Идлиб, Хама, Хомс. По прежнему российская часть фиксирует очень много нарушений в провинции Латакия, где действуют протурецкие формирования.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джеабхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Дамаск, Идлиб.

3 мая при взлете с авиабазы «Хмеймим» упал в Средиземное море истребитель Су-30СМ. Оба пилота погибли. По данным Минобороны РФ, огневого воздействия на самолет не было. По одной из неофициальных версий, управлявший полностью заправленной машиной пилот при взлете начал выполнять «бочку», и она зацепила крылом водную поверхность. Окончательные выводы о причинах, приведших к трагедии, сделает специальная комиссия, работающая в Сирии.

3 мая стало известно о прибытии на авиабазу «Хмеймим» нескольких самолетов штурмовой авиации Су-25СМ3, которые ранее не применялись в Сирии.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Хама, Хомс.

В ночь с 29 на 30 апреля ракетные удары были нанесены по сирийско-иранским объектам в окрестностях городов Хама и Алеппо. Позднее появилась информация, что речь шла о базах хранения неких баллистических ракет. В результате ударов погибли по меньшей мере 26 человек, главным образом — иранцев. Можно предположить, что удары были нанесены израильскими военными.

В течение недели продолжались активные боевые действия в ряде провинций страны.

В провинции Дамаск на юге столицы 29 апреля боевики, удерживавшие кварталы Ялда, Бабила и Бейт Сахем — они прилегают с востока к лагерю палестинских беженцев Ярмук, который удерживают боевики ИГ — пришли к соглашению с Дамаском об эвакуации. К исходу дня аналогичное соглашение было заключено и с боевиками в квартале Ярмук. При этом не уточнялось, с какими. Скорее всего, речь шла о боевиках группировки «Тахрир аш-Шам», также присутствовавших в квартале Ярмук.

Там же 29 апреля установлен контроль над кварталами Кадам, Аль-Асали и Аль-Джура, которые раньше удерживали боевики ИГ.

На юге Дамаска в ходе боев за лагерь палестинских беженцев Ярмук 3 мая правительственные войска вошли в квартал Абу Фоад, что к северо-западу от Ярмука. Уличные бои велись за каждое здание на улице Лубия.

В квартале Хаджар аль-Асвад 3 мая сирийские войска установили контроль над местным кладбищем, находящемся на юге квартала.

В тот же день началась эвакуация 5 тысяч боевиков и членов их семей из городов Ялда, Бабила и Бейт Сахем.

В течение 3 и 4 мая действия сирийских войск были направлены на изоляцию  формирований ИГ в кварталах Ярмук и Хаджар аль-Асвад.  В последнем из них 5 мая сирийские войска штурмом взяли несколько административных зданий. К исходу дня южная часть квартала Хаджар аль-Асвад была полностью освобождена от боевиков ИГ.

В провинции Дейр эз-Зор 29 апреля развернулись ожесточенные бои между сирийскими войсками и формированиями «Сирийских демократических сил» (СДС) на восточном берегу реки Евфрат. В ходе боев погибли по меньшей мере 6 бойцов СДС, которые поддерживает международная коалиция. По данным официального сирийского информационного агентства САНА, были освобождены 4 деревни на восточном берегу Евфрата к северу от г.Дейр Эззур.

1 мая поддерживаемые международной коалицией формирования СДС начали «решающее» наступление на позиции ИГ на востоке провинции, где ИГ на момент начала наступления контролировало примерно 10 населенных пунктов.

Одновременно после того, как сирийские войска установили контроль над несколькими населенными пунктами, ранее контролировавшимися СДС, по ним 1 мая нанесли удар самолеты международной коалиции, явно провоцируя на ответ российские средства ПВО. Тут же возобновились боевые действия между проправительственными силами и СДС.

На севере провинции Хомс после достижения мирного соглашения между Дамаском и рядом группировок некоторые организации к 4 мая  отказались придерживаться его. Речь, в частности, идет о группировках «Файлак ар-Рабаа», «Сирийский фронт освобождения», «Файлак аш-Шам» и «Рас ас-Софуф». Они сформировали новую коалицию под названием «Джейш ас-Сахаба» и тут же атаковали позиции правительственных сил в районах Вади аз-Захаб, Маримайн, Джабурин и Акрад ад-Дазания.

5 мая сирийские военные полностью восстановили движение на автотрассе Хама – Хомс, которая была закрыта в течение нескольких лет.

В провинции Хасеке  в течение 1 и 2 мая отмечена повышенная активность турецких войск и протурецких группировок в отношении формирований СДС. Это может говорить о том, что их следующая  операция будет именно в этом регионе.

Тем временем на юго-востоке провинции формирования СДС 4 мая атаковали позиции отрядов ИГ, выбив джихадистов из городов  Ад-Даху, Аль-Хасу и Хасун Баша.

В провинции Дераа 4 мая боевики ИГ атаковали позиции Сирийский свободной армии (ССА) в районе города Хайят. В свою очередь формирования ССА подвергли артиллерийскому обстрелу позиции ИГ в районах городов Джалин и Сахм аль-Голан.

В целом, близка к успешному завершению операция сирийских войск против формирований ИГ на юге Дамаска. В то же время после серии соглашений о выводе боевиков различных группировок из ряда районов страны увеличивается их численность в провинции Идлиб, и эту проблему рано или поздно придется решать.

52.26MB | MySQL:103 | 0,379sec