Очередная попытка прорыва морской блокады сектора Газа

В ряде западных, а вслед за ними и в израильских СМИ было сообщено в воскресенье утром, что новая «флотилия солидарности» с палестинцами вышла из норвежского порта Берген в направлении контролируемого исламистским движением ХАМАС сектора Газа. Эта акция получила название «Заплыв свободы». Ее инициаторами стали активисты радикально-левых организаций из различных стран Скандинавии. Правительства скандинавских государств не имеют отношения к этой акции, хотя официальные представители Норвегии и Швеции неоднократно подвергали резкой критике политику Израиля в отношении палестинских арабов и в частности в отношении сектора Газа.

Уместно напомнить, что блокада сектора Газа была установлена Израилем и Египтом в июне 2007 года, после того, как власть в Секторе была захвачена ХАМАСом, превратившим его фактически в независимое исламистское государственное образование. Поскольку ХАМАС открыто декларирует, что он не признает права еврейского государства на существование в каких бы то ни было границах,  считает себя находящимся в постоянном состоянии войны с Израилем. Ракетные и минометные обстрелы израильской территории из сектора Газа несколько раз за прошедшие годы приводили к проведению ЦАХАЛом широкомасштабных операций против террористов на территории Сектора. Израильтяне разрешают доставку коммерческих и гуманитарных грузов в сектора Газа, однако настаивают на том, чтобы они проходили проверку на предмет обнаружения оружия, военного снаряжения или материалов для их производства. Одним из проявлений этой политики является и морская блокада Газы судами ВМС Израиля.

Пропалестинские активисты в европейских странах не согласны с этой политикой Израиля, а потому раз за разом пытаются прорвать морскую блокалу Сектора. Однако пропагандистский эффект имеет для них не меньшее значение, чем реальный прорыв блокады. Поэтому предполагается, что прежде, чем направиться к Гибралтарскому проливу по пути в Газу, новая «флотилия солидарности» совершит заходы в целый ряд портов Швеции, Дании, Германии и Нидерландов для того, чтобы провести в них пропагандистские антиизраильские акции. Как было сообщено, флотилию возглавляет судно под норвежским флагом – это первый такой случай в истории флотилий солидарности с сектором Газа. В прошлом упомянутое судно занималось рыбной ловлей в Северном Ледовитом океане. Активисты «Заплыва свободы» мобилизовали через социальные интернет-сети деньги на ремонт этого старого рыболовецкого судна и присвоили ему арабское название «Аль-Дауа» («Возвращение»). В данном названии содержится очевидный намек на сопровождаемую насилием акцию «Марш возвращения», проводимую уже несколько недель по инициативе ХАМАСа у пограничного забора, отделяющего сектор Газа от суверенной территории Государства Израиль. К флагману «Заплыва свободы» присоединились более мелкие суда.

Как было заявлено организаторами, на различных этапах «Заплыва свободы» на борт судов будут подниматься среди прочего и израильские граждане, поддерживающие «снятие израильской блокады с Газы». Не сообщается, идет ли речь о евреях (этого исключить нельзя, поскольку имеются еврейские левые радикалы, обладающие израильским гражданством) или только об израильских арабах. Эти израильские граждане должны будут «предоставлять активистам информацию о происходящем в Секторе».

15 мая, в день, который будет отмечаться арабами и антиизраильскими левыми радикалами в качестве «Дня накбы», то есть катастрофы (поскольку в ночь с 14 на 15 мая 1948 года была провозглашена независимость Государства Израиль), корабль «Аль-Дауа», согласно заявленному организаторами плану, должен встать на якорь в шведском порту Гетеборг, где будет проведена церемония «Дня накбы», с массовыми демонстрациями (несомненно, активнейшее участие в этих демонстрациях примет многочисленная и агрессивная иммигрантская мусульманская община, проживающая в Швеции ) с требованием права на возвращение палестинских арабских беженцев войны 1948-1949 гг. и снятия израильской морской блокады с сектора Газа.

Государство Израиль твердо проводит политику, согласно которой судам, принимающим участие в акциях такого рода, не позволяют входить в территориальные воды еврейского государства и достигать сектора Газа, поскольку израильтяне рассматривают такие акции в качестве провокации. Участникам «акций солидарности» с сектором Газа предлагается направлять суда с гуманитарной помощью для жителей Сектора в близлежащий  израильский порт Ашдод и разгружать их там с тем, чтобы после проверки груза израильскими таможенными службами он был доставлен в сектор Газа по суше.

В случае необходимости израильтяне готовы применить силу. В этой связи уместно напомнить о том, что в мае 2010 года несколько судов «флотилии солидарности» вышли из турецких портов в направлении сектора Газа. На их борту находились сотни антиизраильских активистов, в том числе члены турецких исламистских организаций. В ночь на 31 мая 2010 года, на подходе к сектору Газа бойцы спецназа ВМС Израиля («Шаетет 13») захватили все эти суда вне израильских территориальных вод. На борту судна «Мави Мармара» они натолкнулись на ожесточенное сопротивление с применением холодного оружия, в результате чего 10 израильских бойцов получили ранения различной степени тяжести. В ответ израильтянами был открыт огонь. 9 турецких антиизраильских активистов было убито, 20 ранено и сопротивление было подавлено. Захваченные суда были отбуксированы израильтянами в ашдодский порт.

Инцидент на судне «Мави Марамара» вызвал серьезнейшую напряженность в двусторонних отношениях между Турцией и Израилем. Однако это никак не повлияло на политику еврейского государства в отношении «флотилий солидарности», пытающихся прорвать морскую блокаду сектора Газа. После событий мая 2010 года имели место еще несколько подобных акций, хотя и заметно меньшего масштаба и существенно менее агрессивных. Все они не достигли берегов Газы. Израильтяне всегда действовали одинаково: принимавшие участие в «заплывах солидарности» суда останавливались и сопровождались в ашдодский порт. После этого иностранные активисты, находившиеся на их борту, высылались из Израиля. В ряде случаев антиизраильские активисты утверждали, что их суда были повреждены еще в порту выхода или уже в открытом море так, что они не смогли двигаться по маршруту в Газу. Хотя никаких доказательств предъявлено не было, ответственность за это активисты пропалестинских организаций возлагали на израильские силовые структуры.

Как бы то ни было, нет никаких оснований ожидать, что на этот раз события будут развивать по принципиально иному сценарию.

52.19MB | MySQL:103 | 0,474sec