К итогам парламентских выборов в Ливане

Голосование на выборах в однопалатный парламент Ливана завершилось в 19:00 мск и начался подсчет голосов, который завершится к полуночи. Как ожидается, предварительные результаты выборов будут объявлены в понедельник утром. В списки для голосования было внесено свыше 3,6 млн граждан старше 21 года. За 128 депутатских мест вели борьбу 976 кандидатов, в том числе рекордное количество женщин — 111. На момент завершения голосования из регионов поступила информация о том, что явка в ряде избирательных округов превысила 50%, в Бейруте она составила ниже 40%.  Ливанский политолог Касем Кассир полагает, что по итогам голосования фавориты выборов — суннитское движение «Аль-Мустакбаль» и христианское Свободное патриотическое движение — потеряют прежнее число депутатских мест. «Для создания коалиции им придется искать союзников из числа мелких партий и независимых», — утверждает он. По мнению Кассира, шиитский тандем в составе движения «Амаль», которое возглавляет спикер парламента Набих Берри, и партии «Хизбалла» сможет вместе с просирийскими политиками создать блок из 40 депутатов. К вечеру 6 мая стало очевидно, что  кандидаты «Амаль» и «Хизбаллы» победили в избирательных округах на юге Ливана и лидируют в округе Баальбек-Хермель. В Баабде список «Хизбаллы», в который входило два христианина-маронита, завоевал четыре места. А в северном округе Згорта четыре депутатских мандата сохранила за собой просирийская партия «Марада» во главе с христианским политиком Сулейманом Франжье. То есть пока сработала легендарная шиитская солидарность и мобилизованность, что собственно и обеспечивает шиитам господствующие позиции в политическом  пространстве Ливана в последние годы.

Обозреватели при этом солидарны, что основную интригу выборам придает  новый избирательный закон. Его суть подчеркнул президент М.Аун в своей речи накануне выборов. По его словам, голосование впервые проводится на основе пропорциональной избирательной системы, что «позволит попасть в законодательный орган власти представителям всех религиозных общин и даже мелким партиям». «Это улучшит работу парламента и укрепит внутреннюю стабильность», — указал Аун. Новый закон о голосовании впервые отвергает принцип «победитель получает все» и делает больший упор на принцип пропорционального представительства. Это дает независимым кандидатам за пределами основных блоков шанс выиграть места, которые в противном случае были бы заблокированы более крупными партиями. И соответственно такая система стимулирует внешних спонсоров тех или иных блоков делать большую ставку именно на независимых кандидатов как в рамках формирования коалиций с их участием, так и минимизируя ущерб от потери электоральных голосов того или иного блока путем ввода в действие независимых авторитетных депутатов. В частности, совершенно точно на этом уже попытались сыграть КСА и ОАЭ, которые попытались поддержать в  Баальбеке независимого депутат-шиита в противовес  «Хизбалле». В этой связи отметим этот факт, поскольку он вновь свидетельствует о том, что Эр-Рияд все более активно отходит от своей прежней системы поддержки тех или иных сил, исходя прежде всего исключительно из принципа их конфессиональной принадлежности. Такой принцип уже исповедуется Саудовской Аравией в Ираке, где она активно начинает поддерживать «обиженных» шиитских деятелей типа Муктады ас-Садра, теперь это очевидно и в Ливане. То есть, КСА с очень большим опозданием начинает исповедовать в политике и поиске политических союзников принцип иранцев, которые ставят в первую очередь фактор «целесообразности», а во вторую  -«нужной конфессиональности». Новый закон безусловно дробит прежний принцип жесткой фракционности формирования парламента, но с другой стороны позволяет в принципе обходит регулярно возникающие патовые ситуации, когда отсутствие консенсуса между двумя основными блоками «8 марта» («Хизбалла», «Амаль», часть маронитов) и «14 марта» («Аль-Мустакбаль» и христиане, которые блокируются вокруг нынешнего премьера С.Харири) фактически блокируют работу правительства в рамках принятия тех или иных решений в политической и экономической сферах.

Блок «8 марта» в основу своей предвыборной агитации поставил несколько основных тезисов. Это традиционная антиизраильская риторика, которая усилилась на фоне последних по времени ударов израильских ВВС по иранским и ливанским целям в Сирии. Второй основной тезис — это финансовый кризис в стране и обвинения представителей альянса «14 марта» в коррупции, плохом состоянии сферы государственных услуг и кумовстве. При этом основной упор в обвинениях делается на компрометацию новой политической силы в блоке «14 марта» «Партии будущего». Шииты также сделали большой упор на обработку независимых кандидатов в рамках их дистанцирование от блокирования с конкурентами. Если коалиции «8 марта» удастся  обеспечить союз даже с очень небольшим количеством независимых депутатов, то «Хизбалла» с большей долей вероятности сможет доминировать в будущем кабинете министров. При этом премьером при всех раскладах останется  С.Харири. Это следует из принципа сохранения национального консенсуса, важность которого особенно подчеркнул президент М.Аун накануне голосования.   Большинство экспертов при этом сходится во мнении, что итогом выборов станет создание коалиции, которая будет устраивать шиитов и позволит им возможно фактически поставить под свой контроль будущее правительство. Этот момент может самым серьезным образом повлиять  на нынешний консенсус в отношении подхода к Ливану, который существует между Израилем, Саудовской Аравией, Францией и Соединенными Штатами. Этот консенсус до недавнего времени заключал в себе основной принцип по замораживанию активности «Хизбаллы» вместо того, чтобы напрямую противостоять ей. Такой вариант уже фактически признал Израиль. Результаты ливанских выборов подтверждают представление Израиля о том, что Ливан тождественен движению «Хизбалла». Такое мнение высказал в понедельник министр образования еврейского государства Нафтали Беннет, который входит в кабинет безопасности премьер-министра Биньямина Нетаньяху. «Результаты выборов в Ливане подтверждают наше представление об этом: «Хизбалла» равно Ливан», — написал Беннет на своей странице в сети «Твиттер». «Государство Израиль не будет делать разницы между суверенным государством Ливан и «Хизбаллой» и будет считать Ливан ответственным за любые действия, источником которых является его (Ливана — прим. ТАСС) территория», — добавил министр. Свободное патриотическое движение (СПД) и сторонники шиитской партии «Хизбалла» лидируют по предварительным итогам состоявшихся 6 мая выборов в однопалатный парламент Ливана. Об этом сообщила в понедельник телестанция «Аль-Манар», не приводя точных данных о распределении мест. По ее информации, движение «Аль-Мустакбаль», которое возглавляет премьер-министр Саад Харири, пока занимает третью позицию в списке лидеров.

В этой связи американские эксперты прогнозируют пропорциональное давление со стороны прежде всего американцев и французов в отношении Ливана в случае факта установления подавляющего доминирования «Хизбаллы» и ее союзников. Насчет Парижа рискнем не согласится в силу приоритетности для французов сохранения своего влияния в Ливане, а также многомиллионных контактов в рамках модернизации силового блока страны. В этой ситуации мы бы не стали так категорично разделять мнение о том, что Париж готов так просто уйти с ливанского направления в силу принципа солидарности с США. Скорее, он предпочтет занимать позицию основного посредника между коллективным Западом и ливанским руководством. При этом реакция Вашингтона на возможное усиление «Хизбаллы» практически однозначная. Скорее всего, будут приостановлены обещанные гранты о помощи Ливану.   Другие финансовые обязательства, которые совсем недавно были обещаны на конференциях по оказанию помощи Ливану в Париже и Риме  весной этого года, возможно, не будут выполнены, и санкции, которые до сих пор ограничивались отдельными лицами, могут быть применены в отношении большей части ливанской экономики. Более жесткие санкции могут иметь самые различные последствия, начиная с срыва разработки Ливаном газовых месторождений в Восточном Средиземноморье и кончая подрывом безопасности ливанских вооруженных сил. Саудовская Аравия также использует в этой связи различные рычаги экономического давления. Это прежде всего инициирование депортации из КСА многочисленных ливанских экспатриантов или ввод ограничения для  денежных переводов или инвестиций. Так опять же полагают американцы, но, на наш взгляд, этот сценарий маловероятен просто в силу серьезного ущерба для экономики самой Саудовской Аравии.

52.29MB | MySQL:106 | 0,648sec