Ситуация в Ливии: апрель 2018 г.

Главная новость месяца из Ливии пришла 26 апреля, когда в  страну после почти 30-дневного отсутствия возвратился командующий претендующей на название Ливийской национальной армии (ЛНА, подчиняется восточному «правительству» страны) 75-летний фельдмаршал Халифа Хафтар. За время отсутствия его успели похоронить все, кому это было не лень, однако масштаб этой фигуры заставляет думать о том, что было бы с Ливией, если бы слухи об его кончине подтвердились.

Но сначала про 26 апреля. Хафтар вернулся в свою вотчину – Бенгази. Как было официально объявлено, он находился на госпитализации в Париже. И вернулся в Ливию, по его словам, в «добром здравии». Точные даты и причины госпитализации фельдмаршала остались неизвестными. Но можно предположить, что это не было случайно – слишком много врагов он заработал, став фактическим союзником России, Египта, Иордании и ОАЭ. При этом он пренебрег интересами западных стран, Катара и происламистской Турции, поддерживающих правительство национального согласия (ПНС) в Триполи, а такое, как правило, не прощают.

Первая официальная информация о госпитализации фельдмаршала прозвучала 14 апреля из уст его официального представителя Ахмеда аль-Месмари, подтвердившего прозвучавшие ранее сообщения в прессе. Согласно этому заявлению, в ходе зарубежного турне Х.Хафтар почувствовал недомогание и был вынужден обратиться к французским врачам. Он не уточнил дату госпитализации фельдмаршала.

В период отсутствия в Ливии Х.Хафтара его замещал начальник штаба ЛНА генерал Абдерраззак ан-Надхури. Случайно или нет, 18 апреля на него было совершено покушение в Бенгази с помощью заминированной машины. В результате покушения генерал не пострадал.

В начале апреля ряд мировых СМИ озаботился судьбой сына М.Каддафи – Сейф аль-Ислама. После ареста в ноябре 2011г. его удерживала одна из Зинтанских бригад бывших повстанцев, она же его вроде бы освободила в июне 2017 г. После исчезновения 45-летнего Сейф аль-Ислама стали циркулировать всевозможные слухи о нем, вплоть до того, что он якобы был убит. При этом очевидно, что возможны любые варианты, поскольку его не видели с июня 2014 г., когда в режиме видеоконференции шел судебный процесс над ним

Тем не менее о Сейф аль-Исламе вспомнили недавно, когда бывшего президента Франции Николя Саркози обвинили в том, что он якобы использовал ливийские деньги при финансировании предвыборной кампании в 2007 г. Никто не забыл его слова в эфире телеканала «Евроньюс» в 2011 г., когда он сказал следующее: «Именно мы финансировали его кампанию».

В любом случае еще в июле 2015 г. он был приговорен в Ливии заочно к смертной казни, однако этот приговор никак не повлиял на него и одну из Зинтанских бригад – фалангу «Абу Бакр ас-Седдик». Остается в силе и запрос Международного уголовного суда (МУС) об его выдаче в связи с выдвинутыми против него обвинениями в совершении преступлений против человечности при подавлении массовых выступлений ливийцев в начале 2011 г.

2 апреля в интервью французскому информационному агентству АФП один из полевых командиров «зинтанских» Мухтар аль-Ахдар заявил, что Сейф аль-Ислам продолжает оставаться в заключении. Тут же представитель Военного совета Зинтана сообщил следующее: «Даже если он не узник, ему некуда бежать, поскольку он разыскивается МУС и ливийским правосудием». Поэтому все больше признаков того, что по состоянию на начало апреля Сейф аль-Ислам находился в Зинтане. Причем он не является узником в прямом смысле этого слова, а находится в «охраняемой резиденции», что можно трактовать как домашний арест. Это не помешало его представителю заявить 19 марта в Тунисе, что Сейф аль-Ислам будет баллотироваться на предстоящих президентских выборах в Ливии.

«Зловещая ливийская рука» 12 апреля дотянулась и до  … Украины, где было объявлено о начале расследования в связи с информацией о том, что прежние ливийские власти якобы финансировали избирательную кампанию бывшей премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Речь шла о сумме в 4 млн евро. Не исключено, что эта «информация» появилась в связи с планами Ю.Тимошенко баллотироваться на предстоящих в 2019 году на Украине президентских выборах.

4 апреля в Ливии произошло еще одно более чем многозначительное событие. Суд второй инстанции Триполи вынес оправдательный приговор Саади Каддафи – третьему сыну М.Каддафи – по делу, в котором Саади обвинялся в предумышленном убийстве в 2005 г. тренера футбольной команды «Аль-Иттихад» из Триполи Башира ар-Райяни. В то время Саади был одним из игроков этой команды и мечтал о спортивной карьере. Затем, как утверждают злые языки, не без помощи Сильвио Берлускони, он отметился на скамейке запасных в таких итальянских клубах, как «Удинезе» и «Сампдория».

Суд по всему, на этом судебные злоключения Саади, которого Нигер выдал Ливии 6 марта 2014 года, не завершились. Он также обвиняется в участии в репрессиях при подавлении народного восстания в начале 2011 года. Этот судебный процесс раз за разом переносится, судя по всему, из-за отсутствия доказательств.

Тема футбола применительно к Ливии в апреле зазвучала еще раз, когда страну посетила миссия ФИФА на предмет изучения вопроса о возможности отмены запрета на проведение международных матчей на территории страны. Он был введен в 2011 г. в разгар гражданской войны, отменен в апреле 2013 г., и снова введен несколько месяцев спустя. Из-за этого запрета сборная Ливии и клубы вынуждены были играть международные встречи вне пределов национальной территории, и в частности, в Тунисе.

2 апреля находящееся в Триполи правительство национального согласия (ПНС) объявило о начале операции против формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) на западе страны. Операция получила условное наименование «Шторм Родины». Ее возглавил глава ПНС Фаиз Сарадж как верховный главнокомандующий сил, лояльных Триполи. При объявлении это операции впервые прозвучало новое название «Силы по борьбе с терроризмом» (FLA, Force de lutte antiterroriste), которым, судя по всему отводилась главная роль в этом действе. Подчеркивалось, что операция будет проводиться в районах городов Мисурата, Бани Валид, Тархуна, Мсиллата, Аль-Хомс, Злитан.

Известно, что FLA были созданы еще в январе 2017 г. Их основные формирования базируются в районе Аль-Хомса, прибрежного города, находящегося в 100 км к востоку от Триполи. Командует этим формированием «маршал» Мохаммед аз-Зиин.

Ранее сообщалось, что в декабре 2016 г. формирования ПНС при поддержке американской авиации выбили отряды ИГ из города Сирт, после чего уцелевшие джихадисты отошли на крайний юг страны. Американская авиация регулярно наносит удары по ним.

3 апреля в Чаде официальный источник сообщил, что Ливия, Нигер, Судан и Чад договорились о «координации действий» их вооруженных сил в борьбе против «транснациональной преступности» в зоне Сахеля. Соответствующая договоренность была достигнута по итогам встречи министров обороны, внутренних и иностранных дел четырех стран. В ней также участвовали начальники генштабов и разведок «четверки».

В ходе встречи констатировалось, что «юг Ливии превратился в очаг серьезных угроз» для четырех стран. Там были замечены «террористические организации», «всевозможные контрабандисты», а также «вооруженные группы, действующие против соседних стран». В итоговом коммюнике встречи отмечалось, что практические действия по проведению совместных операций будут определены позднее. На первом этапе речь идет об обмене информацией.

5 апреля в Ливии под эгидой Миссии ООН в этой стране Manul стартовали консультации на предмет подготовки конференции по национальному диалогу, призванной прекратить раскол между двумя правительствами страны, сидящими в Триполи и Тобруке. Эта конференция должна предварять президентские выборы, которые пока планируется провести в текущем году. До этого также планируются такие мероприятия,  как референдум по проекту будущей конституции и принятие нового избирательного закона. Сроки их проведения пока не определены, что заставляет предположить, что во всех случаях речь не будет идти о 2018 годе.

10 апреля в Женеве был опубликован доклад ООН, согласно авторам которого тысячи мужчин, женщин и детей содержатся в Ливии в заключении в нечеловеческих условиях. В роли тюремщиков и палачей для них выступают различные вооруженные группы бывших повстанцев. По данным ООН, по состоянию на октябрь 2017г. только в официальных тюрьмах, находившихся в ведении Министерства юстиции Ливии, находились около 6,5 тысяч человек. Никаких данных о том, сколько человек находились в местах лишения свободы, подчиненных министерствам обороны и внутренних дел, не имелось. Тем более ничего не известно о тюрьмах, находящихся в ведении многочисленных бригад бывших повстанцев.

Доклад никак не затрагивал еще одну категорию узников ливийских тюрем – незаконных иммигрантов. Впрочем, по данным официальных властей, их число за последний год заметно сократилось – с более чем 27 тысяч в мае 2017 г. до 5,2 тысяч в апреле с.г. Это позволило закрыть примерно 20 официальных концлагерей – будем называть это своими именами, а не политкорректными центрами заключения.

В любом случае очевидная болезнь Х.Хафтара поставила вопрос о возможной преемственности власти в ЛНА, равно как о тех персоналиях, которые могут прийти ему на смену. В этой связи представляется, что покушение на начальника Генштаба ЛНА было организовано неспроста.

52.2MB | MySQL:103 | 0,491sec