О проведении реформ по улучшению качества жизни в Саудовской Аравии

Власти Саудовской Аравии запустили проект стоимость 35 млрд долларов, направленный на улучшение качества жизни. Об этом сообщила в четверг газета «Араб ньюс». По ее данным, за реализацию масштабных планов по улучшению социо-культурной среды королевства отвечает Совет по экономическим вопросам и развитию страны во главе с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом. План был утвержден совместно со стратегией «Видение – 2030», автором которой выступил 32-летний кронпринц-реформатор. В числе приоритетных задач проекта «Качество жизни – 2020»: развитие спорта среди молодежи, а также культуры и искусства. Ожидается, что к 2020 году на территории королевства будут возведены 45 кинотеатров, 16 театров, 42 библиотеки, «остров культуры и искусств» в Джидде на побережье Красного моря и художественный комплекс в столице, Эр-Рияде. Как отмечает издание, проект обеспечит 346 тысяч рабочих мест, доход составит 1,9 млрд саудовских риалов (около 506 млн долларов). Ранее в Эр-Рияде заявили о готовности вложить 64 млрд долларов в развитие сферы развлечений. За последние месяцы руководство страны дало старт строительству «города-развлечений» на 8 млрд долларов, в ближайшие годы в королевстве откроется первая опера, кино уже стало доступно широкому зрителю спустя 40 лет перерыва. Все эти преобразования являются частью плана «Видение – 2030», направленного на развитие не нефтяных секторов экономики и трансформацию общества. В рамках кампании экономических и социальных реформ, направленных на подготовку Саудовской Аравии к будущему, лидеры королевства будут продолжать пересматривать роль ислама в общественной жизни — стратегию, которую они использовали в своих интересах много раз раньше. По оценке американских аналитиков, реализация этого амбициозного плана поможет монархии централизовать власть, снизить влияние клерикального класса, относительно успокоить молодежное население и снизить для них привлекательность воинствующих экстремистских группировок, а также заверить иностранных союзников и торговых партнеров в том, что Саудовская Аравия не является убежищем для экстремизма. Пока Саудовская Аравия пытается в основном изменить свой имидж, как внутри страны, так и за рубежом. Наследный принц Мухаммед бен Сальман уже реализовал целый ряд социальных реформ, в том числе и разрешение женщинам заниматься бизнесом и управлять автомашиной без опекуна и меры по снижению веса религиозной полицию. Он также объявил о планах избавить школы и университеты королевства от влияния радикальной исламистской мысли. В данном конкретном случае молодой кронпринц входит в очевидный клинч с радикальным духовенством. Ислам всегда был важным источником легитимности для монархии Саудовской Аравии, и в настоящее время наследный принц пытается сформировать новую концепцию саудовского ислама в соответствии со своими стратегическими целями. Изменение роли ислама в общественной жизни дает Сальманам ряд преимуществ по сравнению со своими основными оппонентами в рядах королевской семьи. Во-первых, это позволит королю укрепить свое правление. Саудовская монархия не имеет официально механизма контроля над собой со стороны сторонних инструментов, но королевская семья и клерикальный класс традиционно имели некоторую степень влияния в этой сфере. Сначала в рамках антикорупционной кампании король и его сын постарались минимизировать это влияние на принятие решений со стороны влиятельных членов королевской семьи. При этом клерикалы продолжали оставаться в качестве последнего неофициального ограничения власти короля. Нынешние попытки ослабить практику применения исламского права в общественной сфере и поощрение более спокойной религиозной практики уже бьет именно по этому механизму сдерживания. И первый шаг в этом направлении — уменьшение полномочий религиозной полиции по обеспечению соблюдения стандартов общественного поведения. В результате авторитет клерикалов начинает сжиматься, и в данном случае кронпринц надеется прежде всего на молодежь. В этой ситуации учитывается факт последних социальных опросов. Исходя из них, молодые подданные, рожденные после 1980 года, выросли в среде, сильно отличающейся от среды их родителей, бабушек и дедушек. Технический прогресс и вызванные им спокойные культурные изменения являются постоянной чертой их жизни, подвергая их воздействию иностранного образа жизни и культуры в более молодом возрасте. В результате молодое поколение больше ориентируется в своей жизни на общемировые культурные и социальные тенденции. Согласно этом уже исследованию, 62% молодых людей в регионе Персидского залива считают, что религия играет слишком большую роль в повседневной жизни. Это предопределяет опору кронпринца на молодежь. При этом разыгрывается очень интересный тезис. Чтобы максимизировать выгоду от своих нынешних заигрываний, король и наследный принц, по оценке американских экспертов, будут использовать «Братьев-мусульман» в качестве козла отпущения, сваливая на них все элементы избыточной религиозной политики, жесткие религиозные законы и фундаменталистскую школьную программу. По оценке американцев, возложение вины на эту группу также поможет укрепить легитимность короля, дав ему козырь в рамках борьбы с могущественными священнослужителями. Сам по себе этот тезис американских аналитиков дает всю картину представления экспертного сообщества США в отношении саудовских реалий. Дело в том, что «Братья-мусульмане» всегда считались в ваххаббитском КСА угрозой чуть поменьше, чем Иран после 1979 года. На них невозможно ничего «свалить», поскольку они никогда ничего не определяли в КСА. Там все определяли ваххабиты, а сваливать на них неудачи чреваты последствиями. Кроме того, сужение влияния клерикалов означает по факту отказ саудитов от своего главного инструмента распространения и усиления своего влияния в мусульманском мире. Это т.н. «исламистский фактор», или, проще говоря, использование джихадистов в как наконечника копья укрепления своего влияния. Рискнем предположить, что этого не произойдет просто в силу того, что у КСА просто нет иной альтернативы: его вооруженные силы показали свою неспособность воевать успешно в рамках локальных конфликтов, а попытки создать некие надарабские силы под своей эгидой потерпели крах. И поддержка УОР КСА в Сирии и Йемене откровенных джихадистов лишние тому свидетельство. В этой связи рискнем предположить, что религиозные реформы Эр-Рияда будут носить очень косметический характер. Король и наследный принц не будут пытаться изменить основные ценности своей страны, не только из-за страха публичной реакции, но и из-за отсутствия какой-либо альтернативы этой единственной скрепы своего государства. При этом слишком кардинальные религиозные реформы однозначно вызовут раскол между консерваторами и условно либералами, особенно между сельским и городским населением. Все это вкупе с непопулярными экономическими реформами вынуждает короля и кронпринца действовать очень осторожно, дабы не повторить печальный опыт иранского шаха. Тем более, что подавить до конца оппозицию в королевской семье очевидно не удалось. Примерно тоже самое ожидает Сальманов и в рамках попыток ограничить влияние клерикалов. Тем более, что основной задачей в этих двух случаях является максимальная концентрация власти в своих руках, а не проведение каких-то действительно фундаментальных изменений в устройстве КСА.

52.26MB | MySQL:103 | 0,525sec