Иерусалим — столица Государства Израиль. Основные факты

Торжественное открытие американского посольства в Иерусалиме, которое состоится через неделю, знаменует собой начало нового этапа в истории этого древнего города. Если до сих пор весь мир на протяжении почти семи десятилетий игнорировал тот факт, что столица Государства Израиль это Иерусалим, то теперь ведущая мировая держава признала данный факт, символом чего, собственно, и является перевод посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Всему остальному миру, хочет он того или нет, придется отныне с этим считаться. В данном временном и событийном контексте представляет уместным дать краткий обзор основных фактов, касающихся статуса Иерусалима на протяжении его новейшей истории, последних полутора-двух столетий.

Выбор именно такого временного отрезка объясняется тем, что двести лет назад, в начале XIX века Иерусалим был еще, по сути, средневековым городом. Лишь в 50-е годы позапрошлого столетия христиане, а вслед за ними в 60-е годы и евреи начали селиться за пределами крепостных стен, положив началу иерусалимскому Новому городу. С этого начался стремительный процесс модернизации и роста Иерусалима.

Согласно официальным турецким данным 1880 года, то есть за год до начала национально мотивированной еврейской репатриации из Восточной Европы, организованной предшествовавшим политическому сионизму движением «Хибат-Цион» (по-русски его сторонников называли в то время палестинофилами), население Иерусалима составляло всего 31 тысячу человек, 54,5 % из которых были евреями.

Древняя история и мощная религиозная традиция естественным образом превратили Иерусалим в важнейший символ еврейского национального движения – сперва движения «Хибат-Цион», выдвинувшего лозунг возвращения еврейского народа на его историческую родину и создания в ней еврейских сельскохозяйственных поселений, а потом и политического сионизма, поставившего перед собой задачу возрождения еврейской государственности в Эрец-Исраэль. В этом смысле показательно то, что «Га-тиква» («Надежда»), написанная в 1878 году Нафали Герцем Инбером песня, ставшая сперва гимном сионистского движения, а затем и государственным гимном Израиля, заканчивается словами: «Еще не потеряна наша надежда, надежда двух тысячелетий жить свободным народом в нашей стране, стране Сиона и Иерусалима».

В 1910 году в Иерусалиме было уже 70 тысяч жителей, 64,3% которых составляли евреи. Трудности, вызванные Первой мировой войной, в частности голод и депортация турецкими властями евреев, являвшихся поданными стран Антанты, прежде всего, России привели к заметному сокращению еврейского населения Иерусалима. В 1922 году евреи составляли только 54,2 % населения города.

Несмотря на это, Первая мировая война стала поворотным пунктом в новейшей истории Иерусалима на пути к его превращению в столицу современного еврейского государства. Когда 11 декабря 1917 года в Иерусалим вступил британский фельдмаршал Эдмунд Генри Алленби, среди частей и подразделений, находившихся под его командованием, был и Еврейский легион, сражавшийся в составе британской армии против турок.

По итогам Первой мировой войны Эрец-Исраэль спустя века снова появилась на политической карте мира в качестве особой политической единицы в виде британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, одним из официальных языков которой (наряду с английским и арабским) стал иврит. Иерусалим стал столицей этой подмандатной территории. Уместно напомнить о том, что он не был столицей какого бы то ни было государственного образования с 1244 года, когда его захватили хорезмийцы, нанесшие поражение войску созданного западноевропейскими крестоносцами Иерусалимского королевства (после этого и до окончательного падения Иерусалимского королевства в 1291 году его столица находилась в городе Акко). В качестве первого главы британской администрации в Палестине/Эрец-Исраэль (верховного комиссара) в Иерусалим прибыл в 1920  году сэр Герберт Луис Сэмюэл, еврей по национальности и вероисповеданию. Такой выбор британского правительства был не случаен в свете знаменитой «декларации лорда Артура Бальфура» от 2 ноября 1917 года, в которой британское правительство обещало сионистскому движению создание «еврейского национального очага» в Палестине после победы над турками.

Во времена британского правления, в 20-е – 40-е годы в Иерусалиме были созданы важнейшие еврейские национальные учреждения, среди них Еврейский университет (открылся в 1925 году). В этом же городе размещались штаб-квартиры Еврейского Агентства (Сохнут) и фактического правительства еврейской общины Эрец-Исраэль – «Национального комитета».

Несмотря на то, что евреи составляли  большинство жителей Иерусалима, мэрами этого города британцы назначали только мусульман, ссылаясь на «историческую традицию», существовавшую во времена турецкого владычества. В результате массовых антиеврейских беспорядков 1929 года евреям пришлось покинуть свои дома и другую недвижимость, находившуюся в иерусалимских кварталах с преобладающим мусульманским населением. В ряде случаев евреями были оставлены целые микрорайоны. Британские власти оказались не в состоянии их защитить.

Знаменитая резолюция ООН от  29 ноября 1947 года о разделе британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль предусматривала превращение Иерусалима вместе с близлежащим Вифлеемом в особую политическую единицу, находящуюся под международным управлением, и не относящуюся ни к еврейскому, ни к арабскому государству. Как известно, арабы отвергли план раздела в целом как таковой. Сразу же после объявления о принятии упомянутой резолюции ООН на улицах Иерусалима начались бои между евреями и арабами, продолжавшиеся вплоть до подписания соглашения о перемирии в ноябре 1948 года.

По результатам войны город был разделен на еврейский («Западный») и арабский («Восточный») Иерусалим. При этом евреи лишись доступа в Старый город с его святынями, поскольку исторический Еврейский квартал был после продолжительной осады захвачен арабами. Гора Скопус с находящимися на ней кампусом Еврейского Университета, Национальной библиотекой и больницей «Хадасса» превратился в израильский анклав, доступ в который осуществлялся только колоннами, сопровождавшимися наблюдателями ООН. Арабам не удалось захватить Скопус, но на момент окончания боевых действий он был отрезан от Западного Иерусалима. Некоторые части Иерусалима (например, заброшенный квартал Мамила или бывший дворец британского верховного комиссара Палестины/Эрец-Исраэль, где разместилась штаб-квартира наблюдателей ООН) превратились в нейтральные демилитаризованные зоны, которые не контролировались ни евреями, ни арабами.

5 декабря 1949 года первый премьер-министр Государства Израиль Давид Бен-Гурион провозгласил Иерусалим столицей еврейского государства. После этого в Западный Иерусалим были переведены из «временной столицы», Тель-Авива все основные властные учреждения Израиля, прежде всего, Кнессет.  А в 1950 году Иорданское Хашимитское Королевство аннексировало Восточный Иерусалим вместе со всей территорией так называемого «Западного берега» (Иудеи и Самарии, пользуясь израильской терминологией), захваченного ею в ходе только что завершившейся войны.

В еврейской части Иерусалима осталось малочисленное арабское мусульманское население (1,1 тысяча человек по данным 1948 года), проживавшее в северной части разделенной линией прекращения огня деревни (ныне городской квартал) Бейт-Цафафа. Эти арабы стали гражданами Государства Израиль. В арабской части Иерусалима евреев не осталось совсем. Более того, проводившаяся иорданскими властями политика жесткой дискриминации христиан привела к их массовой эмиграции, в результате чего из 25 тысяч христиан, проживавших в городе в 1948 году, к 1967 году осталось только 12,6 тысяч.

Иерусалим оставался разделенным до июня 1967 года. После того, как Иордания вступила в войну, получившую позднее название Шестидневной, против Израиля на стороне Египта и Сирии, она была разгромлена, и Восточный Иерусалим вместе со всем Западным берегом перешел под контроль Израиля. Сразу же после Шестидневной войны Кнессетом был принят закон об аннексии Восточного Иерусалима (в отличие от Иудеи и Самарии, которые до сих пор остаются контролируемыми территориями и не рассматриваются Государством Израиль в качестве суверенной части своей территории).  Иерусалимским арабам, а также армянам, грекам, ассирийцам и представителям других малочисленных этнических групп, сохранившим иорданское гражданство, был предоставлен статус постоянных жителей Израиля, дающим и практически все права граждан, за исключения права на участие в выборах в Кнессет.

В 1980 году Кнессетом был принят Основной (рассматриваемый в качестве части будущей конституции) закон «Иерусалим – столица Израиля», в котором в частности было зафиксировано, что «весь объединенный Иерусалим является столицей Израиля». А в 1988 году Иордания официально объявила об отказе от своих претензий на Западный берег, включая Восточный Иерусалим, оставив за собой на уровне символа лишь финансирование мусульманского вакфа Иерусалима.

Уместно отметить, что в Норвежские соглашения середины 1990-х годов, на основании которых в Иудее, Самарии и секторе Газа была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), не распространяются на Иерусалим, и ПНА не имеет в этом городе никаких властных полномочий. Попытки ПНА действовать в Восточном Иерусалиме были жестко пресечены израильскими властями.

На сегодняшний день население Иерусалима составляет 865,7 тысяч человек (по данным 2015 года), 62,6% из которых составляют евреи, 35,9% — мусульмане (арабы и малочисленные цыгане), 1,4% — христиане. Процесс израилизации иерусалимских арабов зашел очень далеко, поскольку они уже полвека живут в ситуации, резко отличающейся от положения арабов Иудеи и Самарии (ныне ПНА), не говоря уже об Иордании. Несопоставимо более высокий уровень жизни, социальных гарантий и демократических свобод побуждает иерусалимских арабов, особенно молодежь делать выбор в пользу Израиля. Порядка 10% иерусалимских арабов уже натурализовались, хотя этот процесс очень не прост и требует отказа от иорданского гражданства, сдачи экзамена по ивриту, получение справки о лояльности и т.п. Этот процесс продолжается. Среди христиан он идет заметно быстрее, чем среди мусульман. К примеру, практически все иерусалимские армяне (около 3 тысяч) уже являются израильскими гражданами.

Подводя итог, можно констатировать, что основные доводы израильтян в пользу того, что Иерусалим являет столицей их и только их государства сводятся к следующим:

  1. Историческое право Государства Израиль как наследника древнееврейских государств – Израильского царства, а затем Иудейского царства, столицей которых был Иерусалим.
  2. Юридическое право Государства Израиль как единственного реально существующего правопреемника британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль, столицей которой был Иерусалим.
  3. Практическая невозможность нового раздела города, функционирующего как единый организм, а также желание населения Иерусалима – как евреев, составляющих на протяжении многих поколений устойчивое большинство, так и арабского меньшинства, сохранить Иерусалим как единый город под израильским контролем.
52.22MB | MySQL:103 | 0,490sec