О возможности нового витка кризиса в отношениях между США и Турцией

Как сообщило турецкое проправительственное издание Daily Sabah председателем Комитета Сената США по вооруженным силам подготовлен законопроект, который просит администрацию Дональда Трампа предоставить исчерпывающий отчет по американо-турецким отношениям в сфере обороны и передать его в Конгресс. Предлагаемый законодательный акт блокирует поставку вооружений в Турцию до тех пор, пока упомянутый отчет не передан, в течение 60 дней после вступления законопроекта в силу.

Издание New York Times уточняет, что речь идет о ежегодном билле в оборонной сфере на 2019 год общей стоимостью в 717 млрд долл., который предусматривает набор мер в отношении России, Китая и Турции. При этом, согласно проекту документа, меры в отношении России и Китая носят сдерживающий характер, а в отношении Турции – временный ограничительный характер, который на последующем этапе может вылиться в конкретные санкционные меры.

Вот как пишет об этом американское издание: «Хотя Турция является союзником (США – В.К.) по НАТО, но отношения между Анкарой и Вашингтоном в последнее время ухудшились. Турция поддержала борьбу США против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), но все больше беспокоится о поддержке США курдских бойцов в Сирии… NDAA (то есть, National Defense Authorization Act – В.К.) находится в нескольких шагах от того, чтобы стать законом. Окончательная версия законодательного акта будет компромиссом, достигнутым позднее в течение этого года, в результате переговоров между Палатой представителей и Сенатом по разным версиям законопроекта, утвержденным в двух палатах».

Итак, можно констатировать довольно симптоматичную, хотя и не уникальную ситуацию, в которой под американские санкции грозит попасть «образцовый партнер» США на Ближнем Востоке. Как указывает Daily Sabah, подобные ситуации возникали в прошлом и раньше: Турция уже закрывала для американцев военную базу в Инджирлике в 1970-х годах, как ответ американское оружейное эмбарго в отношении Турции, последовавшее за кипрским кризисом 1974 года.

В данном случае, как пишет турецкое издание, речь может идти об обеспокоенности американской стороны закупками Турцией у России систем ПВО С-400 (здесь очевидным образом, пропущен целый ряд прочих обстоятельств, отягощающих двусторонние отношения, в т.ч. мало связанных с Россией – В.К.). При этом, авторами материала действия американской стороны расцениваются, в первую очередь, в качестве сигнала в адрес Турции, нежели попытки довести дело до конкретных санкций. Впрочем, возможно, что краткосрочно будут заблокированы поставки отдельных позиций ОПК. Хотя руководитель турецкой компании ASELSAN уже высказался в том духе, что Турция – важный партнер проекта создания истребителя F-35 и без неё проект, попросту, рухнет.

На самом деле, как справедливо напоминает Daily Sabah, Фонд по укреплению турецких вооруженных сил (TSKGV) был, как раз, создан по следам оружейного эмбарго США 1970-х годов, равно как и постепенно отпочковавшиеся от него такие компании, как Turkish Aerospace Industries (TAI), ASELSAN, İŞBİR, ASPİLSAN, HAVELSAN и ROKETSAN.

Подробно эта история описывается на официальной интернет-странице TSKGV. Но её результатом стало то, что упомянутые компании не только заметно продвинулись каждая в своем сегменте внутри страны, но и стали, если не глобальными, то региональными игроками в своей продуктовой линейке, осуществляющими поставки и создающими СП в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Насколько глубок сегодняшний кризис, который разворачивается между США и Турцией? И какова его возможная продолжительность?

Во-первых, кризис замешан на личном неприятии Р.Т.Эрдогана на Западе и получивших широкое распространение антиэрдогановских настроениях. Смена дискурса в отношении Эрдогана на Западе невозможна, напротив, антиэрдогановская риторика стала одним из инструментов зарабатывания политического капитала, особенно, в Европе. Не чета антироссийской пропаганде, конечно, но, с другой стороны, и не слишком уступает.

Во-вторых, в основе кризиса – целый ряд принципиальных расхождений между США и Турцией, о которых мы не раз говорили на страницах Института Ближнего Востока (ИБВ), включая и упомянутые выше поставки Россией системы ПВО С-400. Причем, позиция Турции здесь – железная: она пытается получить у России те технологии, которые ей не предоставляет Запад и США, в частности.

В общем, поскольку расхождения носят принципиальный характер, то преодоление турецко-американского кризиса в обозримой перспективе не представляется возможным. И замораживание поставок ряда позиций американского ОПК в Турцию смотрится абсолютно реальным.

На самом деле, турецкое руководство к введению антитурецких санкций, по крайней мере, морально готово. Это, в частности, следует из так называемого «предвыборного манифеста» Р.Т.Эрдогана, который 6 мая с.г. несколько раз сказал фразу про 100%-ую независимость страны в сфере ОПК. Понятно, что достичь этой независимости без технологического донора (не говоря уже о значительных инвестициях в производственные возможности – В.К.) невозможно. И перед Россией, после С-400, открывается окно возможностей для того, чтобы укрепить свои позиции на турецком оружейном рынке.

52.25MB | MySQL:103 | 0,902sec