О выходе США из СВПД и его последствиях

После нескольких месяцев угроз, спекуляций и слухов президент США Дональд Трамп, наконец, объявил решение по ядерной сделке с Ираном. 8 мая он заявил о выходе из соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) в связи с опасениями, что сделка не является достаточно всеобъемлющей и не нацелена на блокирования «дестабилизирующой региональной деятельности» Ирана. По оценке американских экспертов, этот шаг является существенным изменением политики США в отношении Ирана и вызывает ряд вопросов о ситуации, которая потребует тщательного мониторинга в ближайшие месяцы. Причем с неоднозначным для Соединенных Штатов результатом. В данном случае отметим, что какого-то кардинального изменения политики Вашингтона на иранском направлении во время президентства Трампа не произошло. Произошла просто официальная констатация этой политики, прочем в явном разрезе с точкой зрения своих союзников по «атлантической солидарности». И это самый главный безусловно положительный для России результат. Европе теперь придется определяться. Причем не на словах, а на деле. Администрация президента США Дональда Трампа рассчитывает на то, что союзники в Европе со временем возобновят действие своих санкций против Ирана, отмененных после принятия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Об этом заявил во вторник в эфире телеканала «Фокс ньюс» помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Это оговорка советника по национальной безопасности означает в принципе только одно: Вашингтон не планирует сейчас давить на ЕС в жесткой форме, выставляя многомиллиардные штрафы европейским компаниям за их активность на иранском рынке. Но в таком случае возникает простой вопрос — каков тогда смысл этого шага Трампа? Оказаться в изоляции и проверить еще раз на прочность механизм своего «атлантического партнерства»? Представляется, что речь в данном случае идет о совокупности мотивировок: экономической и политической. В первом случае речь идет о стимулировании повышения цен на нефть, что спасает сланцевый рынок США, а во втором — о воссоздании системы полного политического доминирования Вашингтона в западном сообществе. Вот этот момент как-то политологами игнорируется, а ведь СВДП — это в принципе самая серьезная попытка американцев (выход из Парижского соглашения по климату, и перенос посольства из Тель-Авива в Иерусалим — это только проба пера) восстановить свое полное и безоговорочное доминирование над своими союзниками, а вернее — одна из последних попыток вцепится и трансформировать эту уходящую систему монополярного мира. Причем трансформировать ее путем попытки пересмотра основных условий «атлантической солидарности», которая базируется на одном принципе: «политическое подчинение Европы в обмен на отсутствие трат с ее стороны на безопасность плюс экономические преференции». В данном случае надо выбирать что-то одно, а попытка совместить эти два варианта и лишить ЕС экономических и военных преимуществ в рамках экономии своих собственных средств на эту сферу с требованием полной политической подотчетности — дело неблагодарное. СВДП — это момент истины для такой системы, и в этом случае американцы сильно рискуют. Именно реакция и практические действия ЕС в данном случае станут четким индикатором дальнейшей развилки в мировой политике. Либо система американского доминирования возвращается, либо уходит фактически безвозвратно, пусть и не обвально. Выходя из СВДП, США не просто сужают рынок для своих союзников: они фактически ставят на кон судьбу своей валюты как единственного средства оплаты нефтяных сделок, поскольку в случае игнорирования санкций американцев со стороны абсолютного большинства мировых игроков, эта система безусловно начнет шататься. Действия США закладывают мину под нынешнюю экономическую систему и ВТО, что означает, как минимум, ее трансформацию. Вот о чем идет речь, а не  об угрозе региональной войны, как поспешили заявить некоторые российские эксперты. Угроза войны в данном случае нами оценивается как малореальный вариант развития ситуации, поскольку уже очевидно, что все остальные участники сделки выработали единую позицию по этому вопросу. А именно сохранение условий СВДП без американцев. «Президент [Трамп] дал европейцам шанс исправить недостатки этой сделки. Она является несостоятельной, так как эти дефекты затрагивают основы данного соглашения», — пояснил Дж.Болтон. С точки зрения помощника президента Трампа, США и их союзники в Европе едины в понимании важности недопущения попадания ядерных вооружений в руки Тегерана, однако в их позициях «присутствуют незначительные расхождения». Не то, чтобы «незначительные», а совершенно принципиальные. «Задача заключается не в том, чтобы сохранить в силе эту сделку, а в том, чтобы не позволить Ирану заполучить ядерные вооружения и средства их доставки. СВПД не столько содействовал достижению этой цели, сколько облегчал задачу Ирану», — утверждал Болтон. Он выразил надежду на то, что Вашингтон в конечном счете поставит Тегеран в такое положение, при котором «наши европейские друзья поладят [с США] и возобновят действие своих санкций» в отношении Ирана. Помощник президента США по национальной безопасности в среду утром проведет консультации по следующим шагам в отношении соглашения об иранской ядерной программе со своими коллегами из Великобритании, Германии и Франции. В то же время он высказался в пользу заключения нового соглашения. То есть «нагнуть» Европу на следование своей линии поведения, поскольку достигнуть никакого нового соглашения в той редакции, которая бы устроила всех участников СВДП, нереально. И пока это не получается.  Лидеры Великобритании, Германии и Франции Тереза Мэй, Ангела Меркель и Эмманюэль Макрон после заявлений Трампа призвали всех участников сделки продолжать ее всецело выполнять. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран не откажется от СВПД и продолжит соблюдать свои обязательства. В МИД РФ указали, что Москва разочарована шагом Вашингтона, и назвали решение Трампа ширмой для сведения политических счетов с Ираном. Как мы сказали выше, суть проблемы гораздо более глобальна. Таким образом, налицо пока солидарный курс Европы на неприятие позиции Вашингтона. И теперь многое будет зависеть от результативности попыток американцев убедить европейцев принять их условия игры в рамках разработки текста нового соглашения. И в этой связи особо отметим, что любой шаг Европы на этом направлении будет отвечать интересам Москвы. В случае ее открытой оппозиции американцам в рамках своей экономической активности на иранском рынке — это лишний гвоздь (пусть и не последний) в гроб «атлантической солидарности». В случае прогиба под американцев, Россия получит господствующий тренд на повышение мировых цен на углеводороды и безусловный крен Тегерана в орбиту своих наиболее верных региональных союзников. Причем вне зависимости от настроений иранской элиты.
В своем заявлении Трамп изложил план по восстановлению всех приостановленных первичных и вторичных санкций в отношении стратегических секторов экономики Ирана, включая жизненно важные нефтяной и финансовый секторы. План также включает введение персональных санкций в отношении физических и юридических лиц и мониторинг зарубежных активов, за чем будет следить Министерство финансов США. Оно выпустило инструкции, отметив, что санкции вступят в силу через 90 или 180 дней и начнутся либо 6 августа или 4 ноября в зависимости от конкретной санкции. В конечном счете именно к 4 ноября Соединенные Штаты восстановят все санкции, которые они ввели в отношении Ирана до СВПД. Однако ни одна из санкций, снятых Европейским союзом или Советом Безопасности ООН после подписания ядерной сделки, не будет реанимирована. То есть, США вновь берут тайм-аут для убеждения европейских союзников в правильности своей позиции. И в этой связи опять же рискнем предположить, что это у них не получится. По крайней мере, в той степени, которые предполагаются в Вашингтоне. Иранская ядерная сделка привела к отмене так называемых вторичных санкций, которые ограничивали иностранные компании, в том числе европейские и азиатские, от ведения бизнеса с Ираном. Однако большинство сделок между американскими компаниями и Ираном оставались при этом под запретом в связи с т.н. «первичными санкциями», не связанными с СВПД. Это, кстати, еще одна причина нынешней позиции Вашингтона по теме сделки. Повторим, что Европейский союз сразу же отметил, что он по-прежнему считает это соглашение критически важным для обеспечения региональной и глобальной безопасности, и что он по-прежнему привержен этому соглашению, включая положение о смягчении санкций в отношении Исламской Республики. Это уже более осмысленная и акцентированная позиция, нежели чем ранее сделанные заявления на эту тему европейскими лидерами. В этой связи американские аналитики прогнозируют принятие Брюсселем мер по минимизации эффекта введенных американцами санкций, в частности принятия на уровне ЕС законов, которые поставят бизнес с Ираном под европейскую юрисдикцию. Плюс получение соответствующих разрешений по линии ВТО. Собственно до ноября будут продолжаться консультации между Вашингтоном и Брюсселем именно на эту тему. В случае отсутствия компромисса ЕС вполне может бросить перчатку своим американским партнерам. В этой связи американцы полагают, что несмотря на общую позицию ЕС, юридическая неопределенность и риск штрафных санкций со стороны Вашингтона заставят многие европейские компании соблюдать определенные санкции США. Мы совсем не уверенны в этом, если Брюссель и ЕС выразят в этой связи четкую позицию по защите европейского бизнеса. Тем более, если угроза торговых пошлин США на европейскую сталь и алюминий станет практикой. Это скорее всего американцы не смогут ничего противопоставит такой позиции. Но в любом случае выигрывает Москва и Пекин, которые начнут доминировать в случае ухода ЕС на иранском рынке. По оценке экспертов, успех санкций будет зависеть от того, насколько они повлияют на экспорт иранской нефти. Как мы уже говорили, штрафы, которые грозят за покупку иранской нефти, вступят в силу в конце 180-дневного периода, 4 ноября. Любая страна, которая хочет избежать этого, должна резко сократить такие операции. Государственные и казначейские ведомства США вместе с директором Национальной разведки (DNI) определят, сократила ли каждая страна импорт иранской нефти к концу этого периода и включают ли такие меры окончание контрактов, более низкие объемы закупки и любое процентное сокращение. Исходя из политики администрации при резиденте Б.Обаме, необходимым для освобождения от штрафов было сокращение объемов закупки на 18-20 процентов. При экспорте Ираном примерно 2,5 млн баррелей в день это приведет к падению примерно на 500 000 баррелей в день, если санкции будут высокоэффективными. В любом случае это будет намного меньше, чем 1 млн баррелей в день, на который сократился нефтяной экспорт Ирана в 2012 году из-за санкций. И достижение такого уровня сокращения практически нереально в силу позиции ЕС, КНР, России и Индии. При этом в Белом доме просчитывают следующие варианты ответа Ирана. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна рассматривает СВПД как сделку между Ираном и пятью другими странами — Китаем, Францией, Германией, Россией и Великобританией — и что он дал указание министру иностранных дел Джаваду Зарифу провести консультации с этими странами о путях продолжения соглашения. Но если эти переговоры провалятся, то по заверению Роухани, Тегеран готов будет возобновить свою ядерную программу. Рискнем предположить, что второй вариант не пройдет, и стороны практически уже договорились продолжать следовать условиям СВПД без американцев. И это самый плохой для Вашингтона вариант. Поскольку Соединенные Штаты больше не являются стороной соглашения, рассмотрение этого вопроса в совместной комиссии СВПД является бессмысленной стратегией. Помимо переговоров с Европейским союзом, Иран в основном имеет три стратегии. Они включают немедленное прекращение действия СВПД и возобновление части его ядерной программы; отмену дополнительного протокола, который предоставляет инспекторам Международного агентства по атомной энергии более легкий доступ к его ядерным объектам; и выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. На наш взгляд, ни один из них реализован сейчас не будет. Прежде всего в рамках серьезной эскалации отношений Ирана с ЕС. А оторвать ЕС от США в рамках формирования единого подхода к иранской проблеме на сегодня ключевая сторона стратегии Тегерана. Какие риски для экономики Ирана в таком случае? Американцы полагают, что весомые, с чем бы мы не торопились. Достаточно вспомнить «разорванную в клочья» российскую экономику. Главными вызовами для Тегерана в данном случае остаются все те же проблемы: безработица среди молодежи, девальвация риала. При этом интересно, что многие опросы свидетельствуют о том, что значительное число иранцев не заметили серьезного улучшения в экономической сфере по мере заключения СВПД. Иранский риал упал с 36 000 до доллара США в сентябре 2017 года до 60 000 в апреле нынешнего года из-за предположений о том, что Соединенные Штаты могут повторно ввести санкции. Хотя иранский Центральный банк и спецслужбы провели жесткий курс в отношении валютных трейдеров, вынуждая перейти их на фиксированный курс (официальный курс 42 000 риалов к доллару), курс обмена на черном рынке упал сейчас до 70 000 риалов. Колебания курса валюты, рост цен на хлеб и куриное мясо, а также дальнейшие протесты станут критическими индикаторами воздействия санкций. В этой связи курс Вашингтона очевиден — удушить режим в ИРИ путем инспирирование социальных волнений. При этом американские эксперты отмечают, что введение санкций, как не парадоксально, положительно скажутся на развитии внутренней тяжелой промышленности в стране, а также резко качнет Иран в сторону развития контактов в экономической сфере с такими партнерами, как Китай, Россия, Катар и Индия.

62.86MB | MySQL:102 | 0,556sec