Соперничество между Неджефом и Кумом и его влияние на иракские выборы. Часть 2

Иранские религиозные круги неоднократно пытались сгладить противоречия с Али ас-Систани и вернуть этого авторитетного клерикала в свой лагерь. Обычно посредником в таких делах выступает 69-летний аятолла Махмуд Хашеми Шахруди, уроженец Неджефа, получивший религиозное образование и много лет проживший в Ираке. В настоящее время Махмуд Хашеми Шахруди возглавляет Совет по  целесообразности принимаемых решений, один из ключевых институтов в системе власти в ИРИ.  Аятолла Хашеми Шахруди считается доверенным лицом рахбара Али Хаменеи. Некоторые иранские аналитики даже выдвигают предположение о том, что А.Хаменеи хотел бы видеть его своим преемником. Возможен и другой вариант. Если Систани покинет этот мир раньше Хашеми Шахруди, высшее духовенство Ирана может попытаться продвинуть его на роль духовного лидера иракских шиитов. В прошлые годы Хашеми Шахруди часто встречался с Али ас-Систани. Однако в свой последний приезд в марте с.г. аятолла Систани не принял своего иранского гостя. Иранский аятолла попытался сгладить неловкость от этого казуса, написав в своем отчете о поездке, что «цель посещения Ирака была сугубо частная – поклониться гробницам святых Имамов и священным местам, и не подразумевала официальных мероприятий».

Иракские наблюдатели считают, что очередное охлаждение в отношениях Систани с религиозной элитой ИРИ лежит в плоскости предстоящих 12 мая парламентских выборов в Ираке. Скорее всего аятолла Систани не настроен поддерживать ни блок «Аль-Фатих», состоящий из полевых командиров «Аль-Хашд аш-Шааби», ни коалицию «Правовое государство» бывшего премьера Нури аль-Малики. Необходимо отметить, что отношения духовного лидера иракских шиитов с Нури аль-Малики долгое время являются натянутыми. Али ас-Систани считает Н.аль-Малики во многом ответственным за захват Мосула террористами из «Исламского государства» в 2014 году. Он во многом содействовал уходу Н.аль-Малики с поста премьер-министра летом того же года. 13 июля 2014 года Али ас-Систани в одной из проповедей призвал Нури аль-Малики «как можно скорее способствовать формированию правительства во главе с новым премьер-министром, пользующимся широкой народной поддержкой» (то есть завуалированно призвал уйти в отставку). С августа 2014 года Малики лишился поддержки со стороны верховного лидера (рахбара) ИРИ А.Хаменеи, но несмотря на это продолжает сохранять тесные отношения с рядом иранских политиков, лоббирующих его интересы в Тегеране.

Али ас-Систани и Нури аль-Малики почти одновременно  начали создавать вооруженные формирования «Аль-Хашд аш-Шааби» для отражения атаки террористов из «Исламского государства». 14 июня Нури аль-Малики предложил создать шиитское ополчение, так как армия после сдачи Мосула проявила свою полную ненадежность. Тремя днями позже последовала фетва аятоллы Али ас-Систани о создании народного ополчения. Однако и здесь подходы двух политиков сильно отличались. Систани с самого начал настаивал на том, чтобы «Аль-Хашд аш-Шааби» подчинялось иракскому правительству. В 2016 году он лоббировал принятие закона о придании «Аль-Хашд аш-Шааби» статуса национальной гвардии. В то же время Нури аль-Малики старался, чтобы отряды ополчения были лояльны лично ему и верховному лидеру ИРИ Али Хаменеи. Неслучайно на роль одного из наиболее влиятельных командиров «Аль-Хашед аш-Шааби» был выбран Абу Али аль-Мухандис, старый товарищ Малики по Партии исламского призыва, тесно связанный с КСИР.

В настоящее время одним из фаворитов предвыборной кампании считается, согласно проводимым в Ираке опросам, блок «Аль-Фатих» («Победитель»), представленный кадрами «Аль-Хашед аш-Шааби». Его лидерами являются руководитель «Бригады Бадр» и бывший министр Хади аль-Амири, тесно связанный с генералом иранского КСИР Касемом Сулеймани, и Хумам аль-Хаммуд. Ядром этой коалиции считаются шиитские милиции «Лива аль-Бадр», «Асаиб Ахль аль-Хакк» и «Харакат ан-Нуджаба».  Популярность этого блока среди шиитов Ирака обусловлена победами «Аль-Хашед аш-Шааби» над «Исламским государством». По мнению иранского политолога Саида Мусави Хальхали, блок «Аль-Фатих» может занять 50 мест в парламенте. За него проголосуют большинство жителей южных провинций Ирака: Неджефа, Кербелы, Васита, Басры. По мнению лидера «Асаиб Ахль аль-Хакк» Кайса аль-Хазали, «будущий премьер-министр Ирака будет назначен депутатами от «Аль-Фатих» или назначен после согласования с нашим блоком». Считается, что блок «Аль-Фатих» в наибольшей степени пользуется иранской поддержкой. Хади аль-Амири в одном интервью заявил, что «блок «Аль-Фатих» является совсем другим проектом, чем «Аль-Хашед аш-Шааби». В конечном итоге это проект исламской революции, проект Имама Хомейни».

По мнению Х.аль-Хальхали, другими двумя наиболее перспективными предвыборными коалициями являются «Наср аль-Ирак» («Победа Ирака») нынешнего премьер-министра Хайдера аль-Абади и «Аль-Ватанийя» («Патриотическая») Айяда Аллауи. Блок Хайдера аль-Абади может завоевать от 50 до 60 мест в новом парламенте. Популярность нынешнего иракского премьера объясняется несколькими факторами. Во-первых, победой над террористической организацией «Исламское государство». Во-вторых, срывом отделения Иракского Курдистана после референдума о независимости в октябре прошлого года и возвращением контроля над районами, прежде захваченными курдами, прежде всего над Киркуком. В-третьих, борьбой с коррупцией, начатой Х.аль-Абади, пусть она и носит половинчатый и непоследовательный характер. Минусами коалиции Х.аль-Абади являются то, что ее списки кандидатов в депутаты состоят из малоизвестных, а то и вовсе неизвестных в Ираке людей, а также то, что предвыборный блок не имеет четкой программы.

Коалиция «Аль-Ватанийя», по оценкам иранского эксперта, может набрать от 40 до 50 мест. За нее будут голосовать сторонники светского курса и представители суннитской общины.  Сам Айяд Аллауи является светским шиитом, в прошлом активистом партии Баас, а затем диссидентом, прожившим 25 лет в Великобритании. В 2004 году он был временным премьер-министром Ирака, считается наиболее прозападным из иракских политиков. За него будут голосовать в основном в Багдаде и в западных провинциях Ирака, населенных суннитами.

А вот другие политические партии и движения, скорее всего, потерпят поражение и существенно уменьшат свое представительство в парламенте. Это касается и традиционных партий, которые до недавнего времени считались в Ираке  «делателями королей». Коалиция «Правовое государство» Нури аль-Малики, по оценкам Х.аль-Хальхали, способна набрать не более 20 мандатов. Нури аль-Малики, как и Хайдер аль-Абади, является одним из лидеров Партии исламского призыва («Да’ава»). В начале 1980-х годов эта шиитская исламистская партия подверглась жестоким репрессиям со стороны режима Саддама Хусейна и ее деятели, оставшиеся в живых, эмигрировали. При этом они разделились на две фракции в зависимости от стран изгнания. Политики, поселившиеся в Иране и Сирии, составили «восточную фракцию», а уехавшие в Великобританию и страны Скандинавии – «западную», более умеренную. Политические расхождения между Н.аль-Малики и Х.аль-Абади позволили иракским экспертам говорить о неминуемом расколе Партии исламского призыва. Однако в последнее время между двумя политиками интенсифицировались контакты. Предметом переговоров является создание совместной фракции после выборов для того, чтобы сохранить за партией место премьер-министра. Партия национальной мудрости (бывший Высший исламский совет Ирака) Амара аль-Хакима сможет завоевать только от 8 до 10 мест и окончательно маргинализируется, а движение Муктады ас-Садра в союзе с коммунистами от 10 до 15 мест.

Таким образом, в отличие от прошлых выборов, когда шиитские партии шли в парламенте единым фронтом (Иракский национальный альянс), сейчас каждая из крупных партий будет действовать порознь. Ни одна из них не наберет устойчивого большинства, что существенно затруднит формирование нового правительства. Да и сам новый кабинет министров вряд ли будет долговечным. В то же время позитивными моментами являются общий патриотический подъем в Ираке, что уменьшает влияние зарубежных игроков, и определенная нормализация отношений между шиитской и суннитской общинами.

52.19MB | MySQL:103 | 0,469sec