Экономика как ключевой фактор на предстоящих выборах в Турции

Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) объявила, что свою предвыборную программу они опубликуют 25 мая с.г. Следует ожидать, что она должна включать в себя, в качестве основы, общую политику, меры и конкретные проекты в экономической сфере.

Накануне (см. ссылку: http://www.iimes.ru/?p=44238) по касательной была затронута тема того, какое влияние на турецкую экономику окажет выход США из так называемого СПВД с Ираном в связи с вытекающим из этого шага ростом мировых цен на нефть. При этом не только спасается сланцевый газ, но и оказывается серьёзнейшее давление на страны-импортёры энергоносителей, такие как Турецкая Республика, напрямую влияя на параметры турецкого бюджета, а также вызывая общий рост цен в стране.

И не только президент страны и его окружение, но и, в немалой мере, турецкое экспертное сообщество говорят о том, что на Турцию сейчас оказывается существенное экономическое давление с тем, чтобы «Эрдоган ушёл». При этом очень многие обращаются к турецким учебникам истории, приводя примеры того, что каждый руководитель Турции, который в прошлом запускал процесс сближения с СССР-Россией в лучшем случае в итоге заканчивал не слишком почётной отставкой, а в худшем — и военным переворотом. Проводя явные параллели между историей и нынешней деятельностью на своем посту президента Р.Т.Эрдогана.

Невзирая на так называемый «самолётный кризис» 24 ноября 2015 года, сложно отрицать, что первое-второе десятилетия 21-го века проходят в целом под знаком заметного потепления российско-турецких отношений и открытия новых страниц сотрудничества между Россией и Турцией, включая АЭС «Аккую», газопровод «Турецкий поток» и, теперь, с большой долей уверенности, хотя и не со 100%-й гарантией, можно говорить про системы ПВО С-400. Равно как про многое другое, о чем стороны ещё только пытаются договориться, не вынося на обозрение широкой публики.

Тут же верно и обратное: если оппозиционные Народно-республиканская партия (НРП) и Хорошая партия (ХП) одержат победу на выборах, то это будет, с весьма большой вероятностью, чревато быстрым разворотом страны в сторону США и Европы, вкупе с ревизией отдельных, наиболее тревожащих западные страны, договоренностей, «слабым звеном» в которых смотрятся поставки системы С-400. Проще говоря уход Эрдогана откроет окно возможностей между Западом и Турцией и породит в первом немалые надежды на то, что вторая оставит свои «амбиции и гонор» и вернется в свое «нормальное» состояние.

Так что, те, кто говорит про западное политическое и экономическое давление на действующую власть в Турции, имеют в своих руках достаточно веские аргументы. И если политическое давление на Турцию, в частности, антитурецкая пропаганда, относительно легко сглаживается турецкими СМИ, а оппозиционная пресса находится под «неусыпным надзором», то за результатами экономического давления – ростом цен — следит вся страна, каждый день заправляя бензином свои автомобили и, уже далеко не тихонько поругиваясь, совершая покупки в стремительно дорожающих супермаркетах.

Вопрос же заключается в том, какую экономическую модель продекларирует сейчас действующая власть и как она убедит народ в её работоспособности и необходимости затянуть пояса в «антиимпериалистической борьбе». И это «архиважно», поскольку, чем ближе выборы, тем чаще раздается в Турции мнение о том, что альянс правящей Партии справедливости и развития и правой Партии националистического движения на предстоящих выборах вполне может не добиться даже простого большинства в Меджлисе нового созыва. И все из-за серьёзных проблем в экономике.

А говоря о президенте Эрдогане высказывается мнение о том, что на президентских выборах он, впервые за свою политическую карьеру, может сильно недобрать до естественного для себя рейтинга 50%+ и, таким образом, дело может дойти до второго тура голосования. И это ставит под знак вопроса и второй тур, поскольку национальный лидер, который равен по масштабу своей личности основателю и первому президенту Турецкой Республики М.К.Ататюрку просто обязан выигрывать в первом туре голосования. В противном случае, выражаясь в киплинговских терминах, будет решено, что «Акела промахнулся».

Ключ же к убедительной победе или сокрушительному поражению на предстоящих парламентских и президентских выборах – это не политика (и так знают, что за границей у турок друзей нет, а кругом лишь одни враги, противники и недоброжелатели), а именно что экономика, а, точнее, понимание, что с ней будет дальше.

Именно в экономической сфере Эрдогану надо убедить население в том, что у него есть рецепт того, как избежать дальнейшего обвала цен и вывести страну на ту траекторию развития, на которой страна находилась в первом десятилетии двадцатого века. В качестве дополнительного аргумента, о чем о не может в итоге не сказать своим избирателям, — это то, что победа НРП-ХП на парламентских выборах будет означать неустойчивое коалиционное правительство, в основе которого — ситуационный альянс, отнюдь не обусловленный единством взглядов на ситуацию в стране и в мире. На этот случай, у президента Эрдогана, если он победит на президентских выборах, всегда остается в запасе козырь – возможность роспуска парламента с объявлением досрочных президентских и парламентских выборов, согласно принятым поправкам к основному закону страны.

55.75MB | MySQL:116 | 0,688sec