Иранские СМИ о последствиях выхода США из СВПД

8 мая президент США Дональд Трамп, не дожидаясь окончания назначенного срока, объявил о выходе Соединенных Штатов из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. По мнению Белого дома, подписанная сделка не сдерживает Иран от создания ядерного оружия. Главный союзник США на Ближнем Востоке Израиль со своей стороны представил некие документы, доказывающие разработку ядерного оружия в рамках проекта «Амад», раздобытых разведывательными службами. Вместе с тем, Д.Трамп заявил о готовности продолжить переговоры для заключения нового договора.

Президент Ирана Х.Роухани в своем обращении к народу сообщил, что Иран намерен продолжить консультации с остальными членами СВПД для сохранения договора в действии, а верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи  предупредил о готовности Ирана возобновить ядерную программу по обогащению урана.

Последние месяцы власти ИРИ прикладывали усилия для поддержания собственной валюты – риала. Президент Роухани в одном из своих выступлений заявил, что «недели и месяцы назад мы пришли к выводу, что Трамп не был лоялен международным обязательствам, и мы приняли необходимые решения для наших экономических интересов». В том числе речь идет о валютных вопросах. Он заверил иранских граждан в том, что экономический рост и стабильность рынка будет продолжаться. Он оценил поведение Д.Трампа как психологическую войну и экономическое давление на иранский народ.

Под угрозой санкций на сегодняшний день находятся те европейские компании, которые работают с Ираном и имеют крупные капиталы в США. За долгие годы санкций Вашингтон и их союзники успели хорошо изучить слабые места иранской экономики и готовы нанести по ним удар. Несмотря на то, что иранская экономика носит название «экономика сопротивления», вред от санкций ожидается более тяжелый, чем до СВПД. В первую очередь подобным слабым местом является банковская сфера. Любая экономическая деятельность — будь то краткосрочные или долгосрочные инвестиции, производство, распределение – зависит от  банковской системы. Поэтому ожидается, что первый пакет санкций будет принят против иранских банков.

Вторая важная сфера иранской экономики – нефтяной сектор. В последние годы, особенно в период санкций, инвестиции в нефтяную промышленность Ирана резко сократились. По этой причине производственные мощности в этой части иранской экономики не выросли наряду с региональными и международными соперниками. Отмена санкций позволила Ирану вернуть конкурентоспособность на энергетическом рынке, однако после возобновления санкций иранский рынок сбыта сырой нефти перейдет в распоряжение конкурентов, т.к. США грозятся санкциями по отношению к тем странам, которые не сократят импорт иранской нефти. Европейские нефтяные компании также могут пострадать. Французская компания Total заключила крупный контракт с Ираном на 5 млрд долларов, а British Petroleum работает с Национальной иранской нефтяной компанией в деле эксплуатации газового месторождения Рам.

Пострадают и такие авиакомпании, как Airbus и Boeing, которые после подписания СВПД заключили контракт на продажу около 200 самолетов Ирану, после восстановления санкций могут потерять около 40 миллиардов долларов, т.к. лицензии, выданные на сотрудничество с ИРИ, будут аннулированы.

Выход США из ядерной сделки может иметь тяжелые последствия не только для экономики Ирана, но и безопасности страны и региона в целом. Иранские источники предлагают различные сценарии дальнейшего развития событий. Если до того все иранское руководство находилось в состоянии неопределенности, то на сегодняшний день, как заявляют экономические эксперты, ситуация прояснилась и возможно предпринимать действия для обхода санкций.

Согласно информационно-аналитическому агентству Mehr, иранские предприниматели и бизнесмены ждали окончательного решения Дональда Трампа, т.к. если бы он продлил срок действия СВПД еще на три месяца, то неопределенность экономической картины продлилась бы на неизвестный срок, и эта неопределенность для многочисленных контрактов лишь усугубляет экономическую ситуацию. На сегодняшний день задача для экономистов ИРИ ясна, и, несмотря на то, что решение США может вызвать издержки для иранской экономики, условия дальнейшей деятельности более понятны.

В последние месяцы иранская экономика оказалась в состоянии застоя, поскольку многие европейские компании приостановили свои контракты с Ираном в ожидании решения Д.Трампа. После заявления о продлении санкций европейские компании должны сделать свой выбор – либо остаться в Иране и продолжить выполнять свои обязательства по ранее заключенным контрактам, либо покинуть страну. Иранское руководство со своей стороны готово предоставить привилегии в сфере импорта ряду компаний с целью удержать их присутствие на рынке.

Перед иранскими властями на сегодняшний день стоит целый ряд задач по сохранению иранской экономики. Одной из предупредительных мер стало решение Центрального банка ИРИ по введению онлайн-системы NIMA (согласно персидской аббревиатуре — Интегрированная система для операций в твердой валюте). Если в начале иранского года (21 марта 2018 года) курс доллара в Иране доходил до 60000 риалов, то после внедрения системы курс упал до 42000 риалов, что иранские эксперты оценивают как положительный результат системы NIMA. Аналитики считают, что в ближайшее время курс доллара и других валют не повысится, т.к. пока неизвестно решение иностранных компаний о дальнейшей деятельности в Иране, пишет Khabar-on-line.

В прошлом месяце Иран обнародовал план перехода от доллара США к евро в качестве валюты для международных транзакций. Как сообщил глава Центрального банка Ирана Валиолла Сейф, этот план будет реализован сразу после утверждения правительства. «Изменение валюты тразакций  — очень серьезно. Это разумно, потому что это будет иметь первостепенное влияние на экономику», — сказал В.Сеиф.

По данным международные СМИ, учитывая тот факт, что цены на нефть достигли самых высоких уровней за последние несколько лет, у Тегерана есть достаточная валюта для предотвращения краха риала. На сегодняшний день резервные средства Ирана составляют 112 млрд долларов.

По словам председателя Тегеранской палаты Масуда Хансари, правительство разработало несколько сценариев в случае выхода США из СВПД. Он также отметил, что неопределенная ситуация создавала дополнительные сложности для инвесторов, но в нынешних условиях ситуация прояснилась. На вопрос: может ли Иран в противовес США пойти на сближение с Европой и Китаем, М.Хансари ответил, что нельзя игнорировать тот факт, что европейцы обеспокоены решением Д.Трампа,  и некоторые из европейских банков также могут испытывать давление со стороны США. Тем не менее, небольшие банки продолжают взаимодействовать с Ираном. Для разработки всеобъемлющей программы дальнейшего сотрудничества необходимо учитывать все условия.

Председатель комиссии по энергетике Торгово-промышленной палаты и промышленности Тегерана Реза Падидар сказал в своем интервью агентству Mehr: «Те страны, которые не имеют зависимости от США и меньше страха перед осуществлением сотрудничества установят связи с Ираном. Первые из них — это китайцы, которые являются пионерами в этой области (инвестиций) и хотят инвестировать в иранскую экономику. Сейчас в некоторых нефтехимических проектах присутствуют русские и турки». Он сообщил, что из Европы он лично получил два предложения от Румынии, которая хочет инвестировать в развитие нефтяной промышленности Ирана. По его мнению, выход США из соглашения не означает, что мир заблокирует свои связи с Исламской Республикой.

Эбрахим Бахадорани, старший советник Тегеранской палаты торговли, промышленности, шахт и сельского хозяйства, сказал в своем комментарии репортеру Mehr, что решение Д.Трампа создает новые проблемы для Ирана в отношениях с европейцами и американцами, долларовые переводы и доступ к производителям становятся более сложными, но правительство должно вести достойную политику для решения этих проблем.

Ялда Рахдар, председатель комиссии по конкуренции и приватизации Торгово-промышленной палаты Ирана, в свою очередь сказал, что до окончательного решения Д.Трампа многие европейские компании находились в состоянии ожидания и практически никакой экономической деятельности и конкретной работы не предпринималось, и возможно, ситуация была хуже, чем от санкций. Он сообщил, что европейские компании заинтересованы в сотрудничестве с Ираном и с ними заключены удобные для обеих сторон контракты.

Отреагировал на решение Белого дома нефтяной рынок. Цены на нефть зафиксировали рост. В частности нефть марки Brent достигла цены 76 долларов за баррель. Республиканцы, имеющие свои нефтяные компании, пытаются использовать сложившуюся ситуацию. Однако, как было сказано выше, для Ирана повышение цен не принесет пользы в связи с сокращением экспорта. С целью заполнить недостающие объемы, Д.Трамп предупредил КСА о необходимости увеличить объемы добычи нефти в этой стране. Неизвестно, насколько это решение может быть принято, поскольку ОПЕК соглашается поддерживать уровень производства 30,5 млн баррелей в день для всех членов организации до конца этого года, и решение продолжить или отменить это соглашение ОПЕК зависит от всех членов организации. Естественно, рост цен на нефть для богатых нефтью стран, включая Иран, может стать выигрышным билетом, поскольку увеличатся валютные доходы страны, пополняя валютные резервы, считает агентство Tabnak.

Санкции против Ирана будут возобновлены в течение 180 дней. Первый пакет будет принят уже в июне. Директор исследовательского центра Меджлиса ИРИ Казем Джалали в интервью агентству ISNA сообщил, что еще задолго до подписания СВПД в Иране существовало несколько подходов к ядерной сделке. Первый из них был «романтичным»,  который рассматривала сделку как открытие всех дверей прогресса и развития для страны. Основой такого видения было то, что корень всех иранских проблем лежит в отношениях между Исламской Республикой и Западом, и особенно Соединенными Штатами. Другой взгляд был «нигилистическим», который считал это пустым соглашением без каких-либо достижений и позитивных результатов для Ирана. В этом отношении другая сторона — Запад и особенно Соединенные Штаты, выиграли от сделки, а Иран был абсолютным неудачником. Сторонники этого подхода считали команду переговорщиком во главе с главой МИД Мохаммадом Джавадом Зарифом предателями.  Третий — «реалистичный» взгляд, согласно которому СВПД не «чудо», а соглашение, по которому ИРИ идет на большие уступки, чтобы избежать падения экономики.

По его мнению, два радикальных подхода не помогут оценить реальность и обеспечить интересы Ирана. При первом подходе Иран должен не предпринимать никаких действий и согласиться на проведения новых переговоров. Однако, нет никаких гарантий, что США будут верны новому договору. По второму подходу следует отказаться от всех условий СВПД. Подобного мнения придерживаются и некоторые члены правительства, однако этот подход приведет к аннулированию всех соглашений с Европой. Аналитик считает, что Ирану следует продолжать реально оценивать сложившиеся условия и принимать соответствующие решение для противостояния санкциям по отдельным областям экономики, продолжая сотрудничество со странами, готовыми сохранить достигнутые соглашения с ИРИ.

52.39MB | MySQL:103 | 0,523sec