Фетва как политическая проблема (Заметки о политическом исламе).Часть 3

Все без исключения государства в странах распространения ислама стремятся покончить с этой «анархией» фетв, в первую очередь – в социально-политической проблематике. Они стремятся централизовать и унифицировать, и, в качестве программы-максимум, монополизировать издание фетв. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, исключить издание фетв, идущих вразрез с политикой государства. Например, фетвы о разрушении христианских церквей в Египте целиком и полностью противоположны политике египетского государства на современном этапе, когда межрелигиозные отношения, во многом совпадающие с межэтническими, правительство А.Ф.ас-Сиси выстраивает под слоганом «Египетское семейство», под которым подразумевается мирное и конструктивное сожительство мусульман-арабов и христиан-коптов.

С другой стороны, эта государственная политика направлена на то, чтобы издавать общеобязательные фетвы, регулирующие (разрешающие, рекомендующие, запрещающие) вопросы, имеющие общегосударственное, касающееся всего общества, значение. Например, подобной фетвой могла бы быть такая, которая утверждала бы неисламский характер «Исламского государства»*, чей филиал под названием «Вилает Синая» имеется в Египте, и объявляла бы харамом, т.е. запретным участие мусульман в активности этой организации. Правда, подобная фетва остаётся в области мечтаний, а попытка объявить «Исламское государство»* неисламским, предпринятая муфтием Нигерии, была «Аль-Азхаром» пресечена[i]

Сформулированная выше триединая задача (централизовать, унифицировать, монополизировать) решается по преимуществу двумя способами. Во-первых, создаются специальные государственные органы, чьей задачей становится издание фетв. В Египте существует «Дом издания фетв» (араб. Дар аль-ифтаʼ), в Тунисе — Диван издания фетв (араб. Диван аль-ифтаʼ), в Алжире — «Комитет издания фетв» (араб. Хайʼа аль-ифтаʼ), имеющий отделения в вилаях (областях) страны. Такие органы создаются при формировании государственной системы, куда входит и Министерство по делам религий или по делам ислама, и Министерство вакфов и т.п. Издание фетв может быть одной из функций государственного органа, занимающегося религиозными делами. В Турции всем суннитским исламом занимается Управление по делам религии, известное как Диянет, – государственный орган, созданный в 1924 г. и предусмотренный конституцией Турции (статья 136). Диянет подчиняется премьер-министру, в нём служат 100 000 человек, получающих жалование от государства. Годовой бюджет Диянета — 2 млрд долларов, что превышает бюджет турецких министерств иностранных дел, энергетики и экологии вместе взятых.

Есть один курьёзный пример из области издания прогосударственных фетв органами, называемыми «Дом издания фетв». В Ливии существует организация с таким названием — «Дом издания фетв» (араб. Дар аль-ифтаʼ), которую возглавляет ас-Садик аль-Гарьяни, называемый катарскими СМИ, например, «Аль-Джазирой», «генеральным муфтием Ливии». Но эта организация мнимо-ливийская: она имплантирована в этой стране Катаром, на содержании которого и находится этот «генеральный муфтий Ливии». Аль-Гарьяни тоже издаёт фетвы и делает заявления в интересах государства. Но не Ливии, а Катара. Из недавних фетв – в марте 2018 г. заявление к президентским выборам в Египте о том, что «коррупционные деньги» Саудовской Аравии и ОАЭ якобы привели к ликвидации якобы законной власти в Египте – имеется в виду отстранение от власти «брата-мусульманина» М.Мурси[ii].

Во-вторых, для решения этой триединой задачи (централизовать, унифицировать, монополизировать) формируются контролируемые государством или переводятся под контроль государства уже имеющиеся объединения религиозных учёных-улемов, наделяемые правом и обязанностью издавать фетвы. В Марокко существовал Высший совет улемов (англ. Higher Council of Religious Scholars, CSO), который единственный был наделён правом издавать фетвы. В 2013 г. Марокканский Высший совет улемов издал фетву, согласно которой мусульманин, отказавшийся от ислама и перешедший в другую религию, должен быть подвергнут смертной казни. Четыре года ушло на то, чтобы реформировать этот Высший совет улемов, сменить его состав, и в феврале 2017 г. он издал новую фетву по этому вопросу – запрещающую убийство мусульманина, отошедшего от ислама и принявшего другую религию[iii].

Новосоздаваемые или преобразованные старые органы по изданию фетв проводят государственную политику в отношении ислама. Показательный пример: турецкая организация Управление по делам религии (Диянет), которая была создана турецкими кемалистами для реализации политики секуляризации и контроля за религиозной сферой, отметилась в феврале 2018 г. изданием фетвы, согласно которой люди, принимающие пищу левой рукой, являются шайтанами (тур. şeytanlar). (До этого за шесть месяцев Диянет издало фетвы: запрещающую приобретать лотерейные билеты, покупать биткоины, работать в увеселительных заведениях, красить мужчинам волосы в чёрный цвет.) Эта фетва принята в русле проводимой эрдогановским государством в Турции политики реисламизации. И совсем не исключено, что в угоду Катару, с которым у Турции «медовый месяц», тому Катару, который претендует на то, чтобы (в отличие от Саудовской Аравии) проповедовать «истинный» ваххабизм.

Фетва о левшах-шайтанах основана на соответствующих хадисах Пророка Мухаммада. И тут Диянет полностью соответствует исламским (шариатским) положениям. (Кстати сказать, шариатским нормам соответствует и марокканская фетва об убийстве мусульманина, отошедшего от ислама.) Но государственные или прогосударственные органы по изданию фетв, проводя линию государства в отношении религии ислама, вынуждены расходиться с исламом (шариатом) в том случае, когда государство проводит политику модернизации или назревших (а то и перезревших) социально-экономических реформ.

Как Диван издания фетв Тунисской Республики пришёл в противоречие с Кораном

В августе 2017 г. либеральный премьер-министр Туниса Беджи Каид ас-Себси заявил, что женщина должна быть равной мужчине в обязанностях и правах и она вправе получать такую же долю наследства, что и мужчина. В настоящее время в Тунисе женщина, в соответствии с шариатским принципом, может получить только половину доли мужчины в наследстве, т.е. подвергается дискриминации по гендерному признаку, по признаку принадлежности к женскому полу.

Тунисский Диван издания фетв (араб. Диван аль-ифтаʼ) выступил на своей официальной страничке в Фейсбуке в поддержку идеи ас-Себси –

Это заявление имело статус фетвы, поскольку всё, что исходит от (из) Дивана издания фетв, является фетвой. Но назвать фетвой этот текст Диван не мог: в нём был проигнорирован Коран, который содержит в себе однозначный ответ на подразумеваемый вопрос («Какова должна быть доля женщины в наследстве по отношению к доле мужчины?»). И этот ответ полностью противоречит и премьеру ас-Себси, и Дивану издания фетв: не равная мужской доля, а половина.

Это заключение тунисского Дивана издания фетв названо «заявлением». Употреблено то же слово, что и в заявлении Комитета великих улемов КСА (см. выше), который утверждает, что Комитет великих улемов никогда не издавал «ни фетв, ни заявлений, ни решений», запрещающих саудовским женщинам водить автомобиль». Высшие религиозные органы, в частности, государственные институты, издающие фетвы, применяют форму заявления, когда не могут найти доводы правоты своего суждения ни в Коране, ни в Сунне, ни в мнениях религиозных авторитетов прошлого.

 

Ярчайшим примером такого обхода шариатских правил издания фетвы является случай с вводом американских войск на Аравийский п-в в 1990 г. В начале августа 1990 г., через несколько дней после оккупации иракскими войсками Кувейта, король Саудовской Аравии Фахд бен Абд аль-Азиз Ааль Сауд обратился к США за защитой, и американцы предложили разместить свои войска на территории королевства для отражения возможной агрессии Ирака против Саудии. Уже 7 августа того же года первые американские подразделения начали прибывать на территорию Саудовской Аравии.

С позиций ваххабизма это было абсолютно неприемлемо. Дело в том, что Аравийский полуостров, или, как его называют в арабском мире, Остров арабов (араб. Джазира аль-араб), является территорией, на которую не должна ступать нога «неверного» или «многобожника» (араб. мушрик). Есть абсолютно ясные хадисы хадисы Пророка Мухаммада на этот счёт, входящие в «золотой фонд» ваххабизма: «Не бывать двум религиям на Острове Арабов», «Я [непременно] изгоню иудеев и христиан с Острова Арабов и оставлю здесь только мусульман». Самое главное, ваххабиты считают, что последними словами Пророка Мухаммада, его завещанием, были: «Изгоните многобожников с Острова Арабов!» Американцы для ваххабитов являются «многобожниками» (христиане, которых большинство среди американцев, веруют в Святую Троицу, что мусульмане расценивают как «многобожие») и даже «неверными» (грань между «многобожником» и «неверным» в сознании ваххабитов очень тонкая, чтобы не сказать отсутствующая), не говоря уж о том, что они «крестоносцы» (на армейских знамёнах американцев, как правило, размещены кресты).

Конечно же, саудовские власти знали обо всём этом. Они стали давить на высшую религиозную инстанцию в королевстве – Комитет великих улемов, чтобы он издал фетву, разрешающую присутствие войск «многобожников», или «неверных» на Земле Двух Святынь. В публикациях можно встретить утверждение, что ваххабитские улемы такую фетву издали. Но это не вполне верно. Они просто не могли издать подобную фетву, игнорируя ясные и известные всякому саудовцу заветы Пророка Мухаммеда, процитированные выше. 14 августа 1990 года 17 ведущих богословов королевства выступили с заявлением, в котором выражалась поддержка решения короля Фахда призвать в страну войска США и их союзников для предотвращения иракской агрессии. При анализе текста этого заявления[iv] бросается в глаза, что там нет ни одной цитаты из Корана или Сунны. (Очень важный момент: это заявление подписали не все члены Комитета великих улемов, оно было не от имени Комитета как такового. Тем самым, процитированное выше заявление нынешнего, на март 2018 г. руководителя Комитета великих улемов, дезавуирует или делает ничтожным и это заявление.)

Аравийцы, ветераны войны в Афганистане, на тот момент уже объединённые в неформальное движение «Аль-Каида» и своей кровью и кровью своих товарищей «оплатившие» защиту исламских земель в Афганистане, в соответствии с ваххабитскими принципами, не могли принять такое развитие событий. Произошла вещь труднопредставимая: аравийские моджахеды, остававшиеся на тот момент в созданных Усамой бен Ладеном афганских тренировочных лагерях («Ас-Сиддик», «Аль-Фарук» и «Зу-ан-Нурайн»), объявили «неверными» (подвергли такфиру) саудовский королевский режим и верховного муфтия королевства шейха Бен База, который был среди подписантов «Заявления 17-ти» и не воспротивился нарушению установок ваххабизма относительно неприкосновенности для «многобожников» и «неверных» Земли Двух Святынь. (Как курьёз отметим, что некоторые ваххабитские улемы изловчались, чтобы обойти прямые указания Пророка на недопустимость присутствия на Острове арабов американских солдат и пытались трактовать выражение Джазира аль-араб («Остров арабов») в узком смысле — как ту часть Аравийского полуострова, где нет иностранных войск. В принципе такая трактовка слова джазира возможна: так, например, северный район Ирака называется Эль-Джазира, хотя там никаких островов нет. Есть районы, называемые Эль-Джазира, на суше и в других арабских странах. Но эта уловка не сработала.)

Арабские «афганцы» оказались в жёсткой оппозиции к религиозному истеблишменту королевства, который, за исключением тех, кто не подписывал печально знаменитое «Заявление 17-ти», утратил для них всякий авторитет. Религиозным авторитетом для арабских «афганцев», объединённых под крышей «Аль-Каиды», стал Усама бен Ладен, религиозная образованность которого была достаточно высока. Учась в университете на инженера, бен Ладен прошёл обязательный в королевстве курс религиозных наук. Бен Ладен стал издавать фетвы по самой острой проблеме — об оккупантах Земли Двух Святынь. В 1996 году он опубликовал свою первую из наиболее громких фетв — «Объявление войны против американцев, оккупирующих Землю Двух Святынь». По сути дела, это было объявление войны американцам — на Аравийском полуострове и везде в мире. Лозунгом «Аль-Каиды» стали слова Пророка Мухаммада: «Изгоните многобожников с Острова Арабов!» Именно эти слова и стали лозунгом так называемой «Битвы при Манхэттене» (араб. Газва Манхаттан) — так аль-каидовцы называют теракт 11 сентября 2001 года, который планировался как удар в самое сердце Соединённых Штатов.

Преодолеть «анархию» в издании фетв до сих пор не удаётся. И не удастся, т.к. ислам – крайне децентрализованная религия. (Поэтому абсолютной утопией являлся призыв, сделанный в 2003 г. Мухаммедом аль-Мухтаром аль-Махди, главой «Шариатской Ассоциации Следующих Писанию и Мухаммедовой Сунне» — араб. Аль-Джамʻийя аш-Шарʻийя ли-ль-амилин би-ль-Китаб ва-с-Сунна аль-Мухаммадийя, объединяющей часть учёных «Аль-Азхара», создать всемирный центр издания фетв.) В арабских странах всё чаще и громче звучит лозунг секуляризма, реализация которого позволила бы решить не только проблему фетвовой «анархии», но и многие другие.

[i] См.: А.А.Игнатенко. Шейхи «Аль-Азхара» признали «Исламское государство» исламским, или Как «Аль-Азхар» запрещает вооружённую борьбу против «Исламского государства» // ИБВ, 15 декабря, 2014 г. — http://www.iimes.ru/?p=22964.

[ii]http://www.aljazeera.net/news/arabic/2018/3/12/%D8%A7%D9%84%D8%BA%D8%B1%D9%8A%D8%A7%D9%86%D9%8A-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A7%D9%84-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D9%85%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D8%AA%D9%8A-%D9%88%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%B9%D9%88%D8%AF%D9%8A-%D9%8A%D9%82%D8%AA%D9%84-%D8%A7%D9%84%D9%84%D9%8A%D8%A8%D9%8A%D9%8A%D9%86-%D9%88%D8%A7%D9%84%D9%8A%D9%85%D9%86%D9%8A%D9%8A%D9%86

[iii] https://www.moroccoworldnews.com/2017/02/207505/moroccos-high-religious-committee-says-apostates-should-not-be-killed/

[iv] http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-25691.html

52.37MB | MySQL:108 | 0,488sec