Апогей палестинского «Марша возвращения»

Кульминационные дни «Марша возвращения» наступили, не подтвердив намерения палестинской стороны сделать акцию мирной, хотя с трудом можно предположить, что кто-то мог считать её таковой. Наиболее скептические прогнозы о 100 000 демонстрантов не оправдались, однако, цифры, характеризующие ситуацию на границе с Газой, выглядят пугающими. Так, по данным, опубликованным в ведущих израильских изданиях, количество участников марша в приграничной полосе составило в понедельник около 40 000 человек. Палестинские источники сообщают о 61 убитом и более 2700 раненых в столкновениях с израильскими силами безопасности. Вместо ставших привычными во время протестов прошлых недель 5-7 пунктов сбора палестинских активистов, намеревавшихся прорвать границу, на этот раз их было зафиксировано 12. Во вторник дополнительным поводом для эскалации напряженности стали похороны погибших, совпавшие с «Днем накбы».

Такая статистика, безусловно, провоцирует озабоченность международного сообщества, которое непременно отреагирует в свойственной ему манере созыва экстренных заседаний и попыток принять резолюции. Мало того, уже последовал типичный ответ в виде дипломатических санкций, вылившийся в отзыв Турцией и ЮАР послов из Израиля. Впрочем, стоит все же разобраться, насколько на самом деле опасной следует считать приведенные выше данные и последствия текущих событий.

Во-первых, как уже отмечалось ранее, палестинские источники не делают различий между погибшими, публикуя совокупные показатели, в которые входят и боевики. Так, в понедельник ЦАХАЛ сообщил об уничтожении группы из трех террористов, пытавшихся подготовить взрыв на границе в момент Открытия нового посольства США в Иерусалиме. Как сообщает пресс-служба ЦАХАЛа, предотвращение террористических актов стало одной из ключевых задач в рамках борьбы с палестинскими выступлениями. В официальном комментарии АОИ в этой связи отмечалось: «ЦАХАЛ действует со всей решимостью, чтобы предотвратить массовую террористическую деятельность, постоянно проводимую террористической организацией ХАМАС. Каждый акт террора будет встречен суровым ответом». Глава правительства страны Б.Нетаньяху эти действия поддержал, отметив военнослужащих за «приверженность защите израильских границ».

Во-вторых, основной задачей, обозначенной ХАМАСом, стал прорыв границы с последующим временным, учитывая боеготовность ЦАХАЛа, захватом израильской территории, который должен был символизировать право на возвращение. При этом вопреки данным ранее обещаниям руководящий состав группировки от личного участия в этом отказался. Своей главной целью они видели координацию действий, которые позволили совместить по времени прорыв границы и террористические атаки в Иерусалиме. Особенно резко на подстрекательства со стороны ХАМАСовцев, явно положенные в основу столь значительного числа жертв, отреагировал министр строительства и жилищной политики Й.Галант, назвавший ХАМАС «ангелом смерти» и пообещавший, что в случае продолжения насилия, Израиль может перейти к личному устранению лидера ХАМАСа в Газе Я.Синвара.

В-третьих, как и на протяжении предыдущих недель, Палестинская национальная администрация (ПНА) старательно пыталась использовать марш в Газе в собственных интересах, что приобрело особую актуальность с точки зрения возможности давления на США в день открытия американского посольства в Иерусалиме. Для этого по местному телевидению активно велись трансляции из Газы, что привело к протестам в ряде населенных пунктов. В их числе была сама Рамалла, Иерихон, Хеврон, а также КПП Каландия в Восточном Иерусалиме.

Однако очевидной оказалась рассогласованность действий по-прежнему враждующих палестинских фракций. Так, ПНА все же ориентировалась на противостояние Д.Трампу, стараясь задействовать для наглядности марш в Секторе, организованный под другим лозунгом. ХАМАСовцы, в свою очередь, для массовости пытались привозить демонстрантов с Западного берега, чем сокращали численность протестующих там, одновременно препятствуя формированию представления о централизованном восстании палестинцев. Эксперт центра стратегических исследований Бегин-Садат Г.Фриш, ранее комментируя ситуацию на Западном берегу на протяжении всего марша, отметил, что попытка завладеть общественным мнением там оказалась настоящим тестом для ХАМАСовцев, который, судя по всему, был провален. По мнению аналитика, палестинцы Западного берега предпочли все же смотреть демонстрации, а не участвовать в них, осознавая, что ничего благоприятного с точки зрения уровня жизни подобная активность не даст.

Любопытно, но американская администрация, видные представители которой приехали на церемонию открытия посольства в Иерусалиме, по-своему подошли к оценке виновных во всем произошедшем от протестов до общей ситуации в секторе. Так, старший советник президента США Д.Кушнер назвал протестующих препятствием, а не решением проблемы. Его коллега по подготовке ближневосточного урегулирования, официальный представитель Д.Трампа  на международных переговорах Д.Гринблатт еще накануне церемонии и всплеска протестов в статье, растиражированной израильской прессой, провел интересную грань между  явными и виновниками и представленными таковыми в СМИ. В последнюю категорию он записал не только Израиль и Египет, которых часто критикуют за невнимание к гуманитарной ситуации в Секторе и его блокаде, но и ПНА. В числе фактических причин сложной ситуации, на его взгляд, фигурирует лишь провальное управление ХАМАСа.

Таким образом, палестинский «Марш возвращения», несмотря на свою продолжительность и возросшее число жертв, к исполнению целей, лежащих в основе планов ХАМАСа, так и не привел. Несмотря на возгласы международного сообщества о непропорциональности израильского ответа, выгодный бартер Газе в итоге никто не предлагает, а единственным целесообразным предложением договориться пока так и осталась инициатива Египта, озвученная и отвергнутая накануне протестов. В соответствии с ней в обмен на сдерживание насилия жители Сектора могли получить открытие КПП Рафах и помощь в улучшении гуманитарной ситуации. Сейчас протестные акции переродились в свою традиционную форму стихийных провокаций и актов насилия, показав, что в основе их лежит подстрекательство со стороны неспособной исполнять свои полномочия палестинской власти, а не реальная борьба за некогда утраченные права и территории.

62.83MB | MySQL:102 | 0,526sec