Ситуация в Марокко: апрель 2018 г.

1 апреля марокканские власти объявили, что предупредили Совет Безопасности ООН о «серьезных» случаях проникновений бойцов сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО в «тампонную» зону в сахарских провинциях, которая находится между международно признанной границей Западной Сахары и марокканской оборонительной стеной, возведенной по периметру этой территории.

Как заявил на пресс-конференции глава МИД Марокко Насер Бурита, «имеют место провокации и маневры Фронта ПОЛИСАРИО, поощряемые Алжиром с тем, чтобы изменить статус этой «тампонной» зоны, находящейся с начала 1990 годов под надзором ООН».

Дальше пошли угрозы. «Если ООН не готова прекратить эти провокации, Марокко не откажется от ответственности за положение дел и не потерпит возможного изменения статуса этой территории».

Считается, что Марокко контролирует 80% территории Западной Сахары, Фронт ПОЛИСАРИО — 20%, между ними находится «тампонная» зона, контролируемая «голубыми беретами» — наблюдателями Миссии ООН в Западной Сахаре.

Ранее Марокко обвиняло Фронт ПОЛИСАРИО в совершении вылазок в «тампонную» зону в районе Гергерат на границе с Мавританией. С марта такие же вылазки отмечены в районах Тифарити и Бир Лахлу на востоке сахарских провинций.

Уже 2 апреля ООН опровергло данные Марокко о внедрении боевиков Фронта ПОЛИСАРИО в «тампонные» зоны. По версии Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso), «не было зафиксировано никаких движений воинских формирований на северо-востоке» сахарских провинций.

«Эти провокации продолжаются уже некоторое время. Марокко не останется безучастным к ним. Марокко отреагирует на них решительно и всеми способами, имеющимися в его распоряжении», — предупредил министр.

Министру ответил представитель сепаратистов при Миссии  ООН в Западной Сахаре М`хамед Хедад, утверждавший, что своими демаршами «Марокко пытается создать фон для выхода из процесса мирного урегулирования».

4 апреля в Нью-Йорке скончался представитель Фронта ПОЛИСАРИО при ООН в статусе наблюдателя 64-летний Ахмед Бухари. Это произошло спустя день после того, как СБ ООН фактически отверг обвинения Марокко в том, что сепаратисты из Фронта ПОЛИСАРИО якобы пытаются проникнуть в «тампонные» зоны. Считается, что причиной смерти А.Бухари стало его пристрастие к курению, повлекшее за собой рак легких.

Также 4 апреля глава МИД Марокко Н.Бурита вновь потребовал от ООН и Алжира оказать давление на Фронт ПОЛИСАРИО с тем, чтобы он прекратил вылазки в «тампонную» зону.

9 апреля в администраттивнном центре сахарских провинций городе Эль-Аюн было организовано действо, которое в марокканских условиях возможно только с ведома Рабата. В Эль-Аюне в тот день прошла массовая манифестация, «призванная показать всему миру», что Марокко едино в части, касающейся его единства.

Шествие возглавил премьер-министр, представитель исламистской Партии справедливостти и развития (ПСР) Саадэддин аль-Османи. «Цель этого шествия — послать послания как внутри страны, так и за ее пределами о том, что мы мобилизованына защиту марокканского суверенитета и территориальной целостности в рамках единого фронта под эгидой монарха», — заявил премьер. По итогам мероприятия в администраттивном центре Западной Сахары появилась «Декларация Эль-Аюна» из 15 пунктов.

23 апреля в ООН появился проект американской резолюции по Западной Сахаре, согласно тексту которого стороны сахарского конфликта должны «возобновить переговоры без каких-либо предварительных условий» с тем, чтобы прийти к «взаимоприемлемому политическому решению», ведущему к «самоопределению» сахарцев. Проектом предлагалось продлить на один год мандат Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso), который истекал в конце апреля. Незадолго до этого Рабат предложил Алжиру также присоединиться к прямым переговорам по западносахарской проблеме, однако последний ответил отказом, пояснив свое решение тем, что этот конфликт является «конфликтом между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО».

Американский проект резолюции также содержал требование к сторонам конфликта «воздерживаться от любых действий, способных дестабилизировать ситуацию или угрожать мирному процессу». В нем подчеркивалась неприемлемость существующего статус-кво.

Участники Совбеза ООН получили тексты проекта американской резолюции по Западной Сахаре 26 апреля. День спустя она  была принята, однако мандат миротворцев был продлен на 6 месяцев. При голосовании три страны — Китай, Россия и Эфиопия — воздержались. Со своей стороны Марокко поддержало резолюцию СБ ООН, отметив ее «позитивное содержание». В распространенном 27 апреля заявлении главы МИД Марокко Насера Буриты отмечалось, что «именно Алжир вооружает Фронт ПОЛИСАРИО и принимает его на своей территории, именно Алжир финансирует его,  а также мобилизует весь свой дипломатический аппарат на поддрыв территориальной целостности королевства». Марокко высказалось также за содержащееся в резолюции требование к Алжиру предусмотреть «регистрацию жителей лагерей сахарцев близ Тиндуфа».

В свою очередь в Алжире заявили, что сокращение до 6 месяцев мандата миротворцев побудит две стороны начать 5-й раунд переговоров в «самые короткие сроки».

2  апреля в Касабланке вступил в завершающую стадию судебный процесс в суде первой инстанции на 54 активистами протестного движения «Хирак», которое своими акциями в регионе Рифа держало в напряжении королевство в период с конца 2016 года по середину 2017г.

Среди главных обвиняемых — лидер движения «Хирак» Насер Зефзафи, наиболее известные активисты движения Мухаммед Джеллуль и Набиль Ахемджик. Всем им по выдвинутым обвинениям теоретически может грозить высшая мера наказания.

Уже 9 апреля Н.Зефзафи предстал перед судом. Это было его первое публичное появление после ареста почти год назад. С ходу обвиняемые отвергли обвинения в сепаратизме, одновременно утверждая, что речь идет о политическом процессе.

Яркий оратор, он утверждал, что «обвинения в сепаратизме нацелены на то, чтобы помешать нам разоблачить мафиозное лобби». «Благодаря смелости движения «Хирак» мы продемонстрировали самым высоким властным инстанциям страны то, что политические конфликты» стояли за задержкой в реализации программ развития региона Рифа, за что министры и высокие должностные лица были уволены монархом.

Еще одна абсолютно правильная в марокканских условиях цитата от Н.Зефзафи – «послание монарха (об увольнении чиновников) совпадает с требованием движения «Хирак»». По его оценке, процесс над ним и его сподвижниками идет вразрез с установками монарха. Показательно, что председатель  суда не стал прерывать его.

16 апреля Н.Зефзафи в ходе судебного процесса вступил в откровенную перепалку с судейскими, которые представили в качестве доказательства выдвинутых против него обвинений запись его разговора с активистами на берберском языке. «Перевод разговора ошибочный, и обвинения лишены оснований», — заявил он. Одновременно он заявил, что некоторые из его «признаний» были выбиты под пытками, что вызвалл волнуу возмущения в зале суда.

В апреле начались приговоры в отошении активистов и другого протестного района — бывшего шахтерского города Джерада, что на северо-востоке Марокко. На процессе, проходившем в Уджде, трое активистов получили от 10 до 19 месяцев тюрьмы строгого режима, четвертый получил шестимесячный срок.

В середине марта этого года арест этой четверки вызвал новую волну протестов в Джераде.

Согласно официальной версии, первые трое были осуждены за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Эта версия не выдерживает никакий критики. Разве можно находиться за рулем втроем?

27 апреля Коалиция марокканских правозащитных организаций (CMIDH, в ее сооставе 21 организация) призвала к прекращению уголовного преследования участников акций протеста в Джераде и освобождению всех заключенных. В документе содержалось также обращение к властям с призывом прекратить нагнетать «климат террора».

10 апреля король Марокко Мухаммед VI, состояние здоровья которого вызывало вопросы после операции на сердце в Париже в конце февраля, был принят президентом Франции Эмманюэлем Макроном. О содержании встречи ничего не сообщалось. Известно, что она состоялась накануне встречи Э.Макрона с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом. Также известно, что встреча с марокканским монархом не фигурировала в повестке дня президента Франции.

Днем ранее в Париже состоялась встреча между Мухаммедом VI, саудовским наследным принцем и премьер-министром Ливана Саадом Харири.

54-летний марокканский монарх не был в своей стране с 26 февраля. Перед этим его появление на публике в Марокко относится к концу января. В социальных сетях появились даже «информации» об его кончине.

Мухаммед VI, в собственности которого во Франции имеется целый замок, регулярно бывает в этой стране. Он правит в Марокко с июля 1999 года, когда скончался его великий отец Хасан II, современник таких людей, как Черчилль, Рузвельт и Сталин.

В любом случае монарх вернулся в Марокко лишь вечером 16 апреля. Его  самолет приземлился в Касабланке, хотя уже на следующий день у него были запланированы официальные мероприятия в Фесе.

16 апреля Евросоюз дал «зеленый свет» началу переговоров с Марокко относительно заключения нового соглашения о морском рыболовстве, которое должно будет учитывать недавнее решение Европейского суда относительно действия этого соглашения в водах сахарских провинций. Старое соглашение истекает 14 июля 2018г.

В конце февраля Европейский суд вынес вердикт, согласно которому «необходимо уточнить географическую сферу действия» соглашения о рыболовстве, которое должно якобы учитывать интересы сахарцев.

С учетом известной позиции Марокко, ЕС рискует остаться без нового соглашения, хотя, согласно новым предложениям ЕС, «возможно расширить положения существующего соглашения при определенных условиях». Понятно, что такая оговорка оставляет самые широкие возможности для торга, в том числе политического.

62.83MB | MySQL:102 | 0,488sec