Израильские эксперты о меняющемся раскладе сил на Ближнем Востоке и развитии конфликта между Израилем и Ираном

За последние дни ряд ведущих израильских специалистов опубликовали свои оценки относительно возможных сценариев развития конфликта между Израилем и Ираном. Большинство из них сходятся во мнении, что на данном этапе Исламская Республика не заинтересована в эскалации. Вместе с тем конфронтация еврейского государства с ИРИ на сирийской территории пока не завершена, и, вероятно, будет долгой.

Эксперт по шиитскому движению, доктор Уди Голдберг в своей статье на портале новостей Ynet утверждает, что региональный расклад Ближнего Востока полностью меняется. Поэтому итогом сегодняшней ситуации в регионе может стать неизбежное и полномасштабное столкновения, но возможен неожиданный поворот событий, который позволит его избежать.

По мнению автора региональный расклад сил на данном этапе выглядит следующим образом: с одной стороны – Иран и его сторонники по всему Ближнему Востоку, а также Европа, которые больше заинтересованы в предотвращении войны. С другой стороны, Израиль, США и Саудовская Аравия со своими сторонниками, которые уверенны, что иранская угроза настолько существенна, что готовы идти до конца ради ее предотвращения.

«Президент Ирана Хасан Роухани понимает, что ему придется встать перед выбором – идти твердо до конца по идеологической линии против внешних врагов, рискуя довести собственный народ до восстания, или пойти на идеологический компромисс ради улучшения жизни своих граждан» — утверждает автор. Он считает, что к недавним словам Роухани о желании предотвратить эскалацию конфликта в регионе можно относиться с недоверием, но, вместе с тем, «можно увидеть в них попытку предотвратить невыгодную Ирану войну».

По мнению Гольдберга, Корпус стражей исламской революции (КСИР) так же опасается, что в случае отказа от войны он потеряет смысл своего существования.  В противном случае он может не выдержать гонку вооружений или пострадать от ударов антииранской коалиции.

С другой стороны, президент Д. Трамп уверен, что все заинтересованы использовать США в своих целях. Б.Нетаньяху уверен, что Иран действительно стремится уничтожить евреев. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман полагает, что его противники внутри государства пытаются вырвать у него престол.

На данном этапе, по мнению автора, не представляется возможным оценить вероятность эскалации конфликта. Тем не менее он считает, что война между Ираном и Израилем не завершена.

Авторы редакционной статьи в издании «Гаарец» считают, что Израиль не может позволить себе вооруженный конфликт одновременно на нескольких фронтах. По этой причине они призывают израильское правительство действовать предельно осторожно в нынешнем противостоянии с Ираном.

Авторы публикации считают израильскую атаку на иранские и сирийские объекты на территории Сирии, уничтожение арсеналов ракет и сокращение военного потенциала режима Асада верным шагом для обеспечения безопасности Израиля.  Однако они отмечают, что «подобная стратегия требует осторожного и взвешенного подхода. Нельзя допустить, чтобы эскалация привела к масштабной войне». Помимо этого, Израилю необходимо учитывать также и интересы России, которая стремится сохранить режим Асада в Дамаске.

Военный обозреватель Амос Харель в своей публикации в издании «Гаарец» утверждает, что на данном этапе, военная программа Ирана в Сирии отброшена на несколько месяцев назад, как следствие израильской атаки на иранские и сирийские объекты. «Как считают в ЦАХАЛе, речь идет о самой мощной атаке не только за последнее время, но за последние четыре десятилетия. Бомбардировкам подверглись около пятидесяти иранских целей в Сирии»,- говорится в статье. Так же автор отмечает, что Россия была осведомлена об ответной реакции со стороны Израиля.

Амос Харель предполагает, что этот сильный удар заставит иранцев остановиться и пересмотреть свою стратегию в конфликте с еврейским государством. «Израиль продемонстрировал и возможности разведки, и военную мощь, продолжив серию атак, приписываемых ему в последние месяцы — но уже в совсем других масштабах», — пишет он.

Автор отмечает, что Иран сейчас подвержен сразу нескольким сдерживающим факторам, главные из которых — его относительная слабость в Сирии и опасения непредсказуемой реакции Дональда Трампа, сразу после того, как он вывел США из ядерного соглашения. Вместе с тем он предупреждает, что в «экстренном» случае Иран может применить совершенно иную стратегию и задействовать в конфликте с Израилем группировку «Хизбалла». В таком случае столкновения на северной границе Израиля приобретут уже совсем иной характер, вплоть до повторения событий Второй ливанской войны.

Военный обозреватель Янив Кубович в своей статье, которая так же опубликована в издании «Гаарец» говорит о новой стратегии израильского военного руководства, которая заключается в признании ответственности за военные атаки на территории Сирии. Израиль почти незамедлительно признал атаку в Сирии в ночь с 9 на 10 мая, в ходе которой ВВС ЦАХАЛа уничтожили десятки целей, куда вошли иранские разведывательные объекты, военные лагеря и склады оружия, военные форпосты и так далее.

Янив Кубович отмечает, что армейское командование полагает, что после этой воздушной атаки текущий раунд обмена ударами между Израилем и Ираном закончился. Однако имеет смысл продолжать поддерживать высокий уровень готовности на северной границе, так как конфронтация с Ираном на сирийской земле, вероятно, будет долгой.

Так же он отмечает, что многие аналитики считают, что Тегеран не будет действовать против Израиля в ближайшем будущем, а предпочтет сосредоточить свои усилия на контактах и взаимодействии с европейскими странами. «Кроме того, в армии и в политическом руководстве опасаются, что Иран может действовать против Израиля за рубежом и в ограниченных боевых операциях на границе», — пишет эксперт.

Янив Кубович так же приводит предположение военного руководства Израиля, в соответствии с которым, в отличии от мнения Амоса Хареля, на данном этапе Иран не будет использовать «Хизбаллу» против Израиля. По оценкам армейской разведки, «Хизбалла» возможно предпочтет действовать против Израиля только с сирийской территории и небольшими силами, чтобы восстановиться после семилетней гражданской войны, в ходе которой она потеряла две тысячи боевиков.

62.85MB | MySQL:102 | 0,563sec