О роли НКО во внутриполитическом ландшафте Турецкой Республики в преддверии досрочных президентских и парламентских выборов (продолжение)

В опубликованном накануне на сайте ИБВ материале мы затронули тему турецких НКО и того влияния, которые они оказывают на внутриполитическую ситуацию в стране (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=44319).

Буквально в двух словах ситуацию можно описать следующим образом: невзирая на многократное усиление в стране контроля за открытием и деятельностью различных некоммерческих общественных организаций, начавшееся с волнений в стране на площади Таксим в 2013 году и получившее большой размах после попытки военного переворота летом 2016 г., НКО продолжают оставаться в Турции влиятельной силой.

При этом, НКО решают целый ряд важнейших задач: а) создают условия для консолидации и диалога внутри различных отраслей турецкой экономики, б) создают условия для консолидации и диалога внутри различных сегментов турецкого общества, в) обеспечивают создание интеллектуального продукта с максимальной вовлеченностью экспертов (в виде отчетов о состоянии того или иного вопроса и планов, программ и предложений к руководству страны), г) дают возможность наиболее влиятельным НКО заявлять о своих интересах руководству страны и лоббировать их на самом высоком уровне.

На внешнеполитической арене НКО являются выразителями интересов турецкого бизнеса. Тем самым, разделяя с торговыми представительствами Турецкой Республики за рубежом ответственность за реализацию целевых показателей, скажем, за показатели товарооборота с той или иной страной.

В отличие от Российской Федерации, у которой торговые представительства, по сравнению с советскими временами, практически полностью лишены своих прежних полномочий и не могут влиять на частный бизнес, но задачи им до сих пор, нередко, ставятся руководством страны таким образом, как будто СССР ещё существует. В этом смысле, турецкий опыт государственно-частного партнёрства между властью и экономическими НКО можно считать весьма успешным и достойным, как минимум, пристального изучения.

Те, кто попробует все же приравнять, к примеру, деятельность Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (TÜSİAD) с её ближайшим аналогом — Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) – довольно быстро отметят принципиальную разницу.

РСПП – это, в массе своей, представители крупного олигархата в первом поколении, заметную роль в мотивации которых играет, кроме сохранения состояний от возможных до сих пор неожиданностей, лоббирование своих корпоративных интересов и попытки интегрироваться в окружающую Россию действительность. В случае TÜSİAD мы говорим о турецкой буржуазии в нескольких поколениях, которые не столь озабочены сохранением своих состояний (впрочем, заметно меньших, чем у российских коллег – В.К.), имеют куда как более прозрачные трудовые биографии, более мозолистые руки и устаканившееся мировоззрение.

Отдельно стоит отметить и тот факт, как реагирует на турецких лидеров TÜSİAD турецкое общество. В значительной мере – это уважаемые в обществе люди, проделавшие длинный путь с самых низов, и являющиеся нередко авторитетами, не только по праву миллионов на банковских счетах, но и по моральному праву. Уж, как минимум, раздражения в турецком народе они не вызывают. Надо ли говорить какие-то слова об уровне того авторитета, которым пользуется отечественный олигархат у российского населения, когда у вторых при упоминании о первых отчетливо возникает перед глазами образ вил?

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что взятая на вооружение турецким руководством политика по преференциям для нового анатолийского бизнеса (т.н. «анатолийские тигры») в противовес традиционному стамбульскому бизнесу привела к быстрому сколачиванию состояний новыми людьми. За быстрый взлет и несоответствие между общечеловеческим уровнем и состоянием банковского счета их окрестили «джет (т.е. реактивным – В.К.) сообществом». Но все равно их состояния и метод их получения не идут ни в какое сравнение с российскими «лихими 90-ми».

Так что, представители делового сообщества Турции пользуются в стране заметным авторитетом и в эти дни особую важность приобретает то, какие сигналы они пошлют населению.

Очень показательно то обращение, которое было опубликовано в сети интернет со стороны 27-ми ведущих членов Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (DEİK) с ясным посланием о том, что «сила страны – в её разнообразии», с призывом всех к ответственности перед следующими поколениями: «Даже если мы – разные, если мы достигаем той же самой точки, следуя разными путями, мы, по-прежнему, отдаем себе отчёт в том, что никто не сможет помешать нашему пути, если мы работаем в гармонии. Это то, чем мы все похожи, при том, что мы все отличаемся друг от друга».

Новый руководитель DEİK Наил Олпак отметил, что эта организация принципиально отличается от тех же Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (TÜSİAD) и Независимой ассоциации промышленников и предпринимателей (MÜSİAD), которые очевидно «представляют вполне определенный взгляд на мир». Напротив, по его словам, DEİK объединяет людей с различными политическими взглядами, пытаясь создать между ними синергию.

Как отметил г-н Олпак, в самое ближайшее время число членов Комитета будет увеличено с нынешних 3 до 5 тысяч с целью ещё большего разнообразия и создания платформы, рождающей идеи для дальнейшего усиления турецкой экономики. Общий же посыл Наила Олпака – при всех различиях, нет трещинам и нет поляризации в турецком обществе. Таким образом, одно из главных турецких НКО, подконтрольных руководству страны, включилось в предвыборную борьбу.

52.18MB | MySQL:103 | 0,494sec