Оценки китайских специалистов опыта функционирования системы ПВО авиационной базы «Хмеймим» в Сирии

Как известно, к середине 2015 г. военно-политическое руководство Сирийкой Арабской Республики, возглавляемое президентом Башаром Асадом рассматривало варианты эвакуации из страны, поскольку антиправительственные силы и исламисты установили прочный контроль над большей частью территории государства и планировали до конца 2015 г. полностью ликвидировать легитимные органы государственной власти в этом ближневосточном государстве. По данным китайского специализированного военно-политического издания «Военное обозрение», в ответ на просьбу Б.Асада о военной помощи президент РФ В.В.Путин предложил подписать соглашение о «Размещении авиационной боевой группы ВКС РФ» в международном аэропорту имени Баселя Асада, что и было сделано 26 августа 2015 г.

Указанный аэропорт находится в 25 км южнее от крупнейшего порта Сирии – Латакии, высота над уровнем моря составляет всего 48 м, и на момент прибытия российских военных обе взлетно-посадочные полосы длиной 2997 м, и шириной 45 м практически  не были задействованы для полетов гражданской авиации. Причина состояла в том, что антиправительственные силы к августу 2015 г. находились в 20 км от аэропорта и предпринимали попытки обстрела из различных артиллерийских орудий.

Китайские специалисты отмечают, что после появления российских военных и организации рубежа обороны авиабазы вероятность прямого вооруженного нападения на этот объект стала снижаться и исламисты перешли на применение надкалиберных самодельных боеприпасов, которые имеют нестабильную траекторию и большую мощность, однако их главным недостатком является маленькая дальность пуска. Очевидно, что после анализа результативности обстрелов в течение  двух с половиной лет, руководители исламистов подсказали им использовать управляемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для атак на аэродром, на котором к концу 2017 г. была создана полноценная авиационная база с многоуровневой системой ПВО.

Китайские специалисты отмечают, что ВС РФ имеют большой исторический опыт оказания военной помощи со времен войны в Испании. После победы в Великой Отечественной Войне советские военные летчики достаточно оперативно сосредоточили значительные силы в Северной Корее для отражения нападения стран Запада.

В этой связи, китайские обозреватели указывают, что уже 10 сентября 2015 г. прибыло несколько тяжелых транспортных самолетов Ан-124-100 Военно-транспортной авиации ВКС РФ, которые доставили различное военное имущество и личный состав подразделений, которые обеспечили применение таких боевых самолетов как Су-30СМ, Су-25, Су-24М и вертолетов Ми-24П. Кроме того, именно благодаря Ан-124-100 была выполнена переброска электрогенераторов, стационарных РЛС, систем связи и управления, а также жилых модулей. Китайские аналитики отмечают, что при помощи Ан-124-100 российским военным удалось в максимально сжатые сроки передислоцировать зенитно-ракетные комплексы С-400, благодаря которым был сформирован дальний рубеж ПВО АвБ «Хмеймим», а их прикрытие обеспечивают зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».

По данным китайских источников, основную нагрузку по защите АвБ «Хмеймим» несут именно расчеты ЗРПК, поскольку зенитные пушки и управляемые ракеты данного комплекса доказали свою эффективность в борьбе как с реактивными снарядами, так и с надкалибреными самодельными боеприпасами. Известно, что противник осуществлял пуски реактивных снарядов и надкалиберных боеприпасов с минимально возможной дистанции, из расчета не дать системе «Панцирь» вовремя обнаружить, классифицировать и перехватить баллистическую цель.  Китайские оружейники отмечают, что малозаметные и компактные беспилотники противника, в основном, становились жертвами зенитных пушек «Панциря», которые позволяют вести огонь с высокой точностью

Китайские специалисты указывают, что регулярные обстрелы АвБ «Хмеймим» были возможны благодаря тому, что противник организовал широкую сеть складов с самодельными боеприпасами и пусковыми устройствами в близлежащих населенных пунктах. Кроме того,  антиправительственные силы организовали сеть наблюдательных пунктов, позволяющих боевикам вести постоянное наблюдение за перемещением и складированием горюче-смазочных материалов, боеприпасов и другого имущества на АвБ.

Также, на безопасности базы «Хмеймим» негативно сказывается отсутствие  системы обнаружения и ликвидации, которая была бы составлена исключительно из беспилотных летательных аппаратов. В этой связи, представители оборонно-промышленного комплекса КНР высказывают готовность поставить для ВКС РФ партию разведывательно-ударных БПЛА типа «Радуга» (в НОАК приняты на вооружение под обозначением «Атака»), которые позволят заблаговременно обнаруживать группы противника и отдельные огневые точки и уничтожать их.

Китайские специалисты полагают, что возможности группировки БПЛА ВКС РФ до сих пор не позволяют вести круглосуточное охранение базы. Китайские обозреватели указывают, что российские военные развернули на АвБ «Хмемим» гаубицы 2А65 калибра 152 мм, которые обладают дальностью обстрела 29 км. при условии применения высокоточных корректируемых боеприпасов «Краснополь» и «Краснополь-2», которые были использованы в нескольких операциях по ликвидации отдельных отрядов противника, которые предпринимали попытки ударов по АвБ «Хмеймим» с применением модифицированных газовых баллонов и самодельных дронов.

 

 

Обстрел АвБ Хмеймим от 31 декабря 2018 г.

Внимание китайских военных аналитиков к АвБ «Хмеймим» обусловлено тем, что рассматриваемая военная база неоднократно подверглась нападению со стороны противника, который применили группу управляемых БПЛА с целью нанести серьезный урон смешанной авиационной бригаде ВКС РФ. Следует отметить, что боевики предприняли очередную попытку обстрела в ночное время 31 декабря 2017 г. и по заявлениям некоторых источников было уничтожено 2 истребителя Су-35С, 4 бомбардировщика Су-24 и один транспортный самолет Ан-72, а также ранения получили около 10 военнослужащих ВС РФ.

Западные и некоторые китайские СМИ поспешно распространили эту информацию, однако, впоследствии им не удалось найти  источник, который подтвердил бы эту информацию. Подобная поспешность привела к определенным выводам среди китайских журналистов, освещающих ситуацию в Сирии.

Следует отметить, что сотрудники китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий проводят консультации с большим кругом экспертов и действующих военнослужащих при подготовке материалов, что позволяет  в дальнейшем опираться на их публикации. В подтверждение сомнений китайских обозревателей о достоверности информации о серьезных потерях в авиатехнике, МО РФ опубликовало три фотографии, на которых был изображен один поврежденный фронтовой бомбардировщик Су-24 с бортовым номером «29 красный» —  частично разрушено хвостовое оперение и пробит топливный бак с правой стороны. По данным китайских источников, данный самолет был восстановлен силами инженерно-технического состава АвБ и в настоящее время принимает участие в боевых действиях.

 

Налет группы БПЛА в ночь с 5 на 6 января 2018 г.

Как известно, один из отрядов исламистов при поддержке американских советников и технических специалистов в ночь с 5 на 6 января 2018 г. предпринял попытку внезапного ночного налета самодельных БПЛА на АвБ «Хмеймим». По данным китайских источников, российским военным, благодаря применению систем РЭБ, удалось захватить три БПЛА с минимальными повреждениями, тогда как семь аппаратов уничтожили расчеты ЗРПК «Панцирь-С1» и еще три аппарата взорвались после падения, которые было спровоцировано потерей сигнала управления.

Китайским специалистов известно, что противник изготовил БПЛА из пластиковых панелей и пленки, деревянных компонентов, которые в сочетании с малой высотой полета не должны были позволить российским специалистам обнаружить эти летательные аппараты в ночное время. Кроме того, пластиковая пленка служила для крепления силовых  и сигнальных проводов, которые были проведены от бортовой системы управления к несущим крыльям и хвостовому оперению.

Система управления БПЛА была создана на основе ручных и достаточно дорогостоящих приемников сигнала системы глобального позиционирования GPS, и по оценкам китайских специалистов, перехваченные аппараты имеют максимальную дальность полета от 50 до 100 км. Кроме того, БПЛА противника были оснащены инфракрасными видеокамерами, высокоскоростными передатчиками данных, что позволяло операторам достаточно точно различать объекты – цели удара.

В отношении силовой установки перехваченных  БПЛА известно, что были использованы однопоршневые бензиновые двигатели объемом 43 куб. см и мощностью 1,9 л.с. Стоимость такого двигателя не превышает 300 долл. США.

С учетом малого веса, каждый БПЛА позволял доставлять к цели четыре самодельные малокалиберные бомбы, которые состояли из пластикового сборного корпуса, хвостовика, контактного взрывателя, заряда взрывчатого вещества типа RDX массой 400 грамм (производство налажено в Словакии и Украине) и поражающих элементов – стальных шариков. По расчетам китайских специалистов, мощность указанного взрывчатого вещества, которое невозможно изготовить в кустарных условиях в Сирии, обеспечивает эффективный радиус поражения 50 м.  Китайские обозреватели отмечают, что противник при содействии западных технических специалистов смог оснастить рассматриваемые БПЛА электрическими устройствами для сброса боеприпасов

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным спрогнозировать, что в последствии противник продолжит применять БПЛА для атаки на российские военные объекты, однако с учетом помощи западных специалистов и доступности комплектующих в ближайшее время вероятно появление кустарных аппаратов,  блок управления которых будет изготовлен из  компонентов, входящих в системы управления «искусственного интеллекта».

52.26MB | MySQL:103 | 0,593sec