О 18-й Герцлийской конференции: вопросы национальной безопасности Израиля. Часть 2

В рамках 18-й Герцлийской конференции был проведен круглый стол на тему «Региональная гонка вооружений – сохраняет ли Израиль свое качественное военное преимущество?» В заседании, проходившем на иврите, участвовали специально приглашенные лица, обладатели определенного вида бейджиков, среди них:  Шауль Шай (директор исследовательской группы Междисциплинарного центра в Герцлии – МЦГ), Амир Рапопорт (основатель и главный редактор «Обороны Израиля» – Israel Defense), генерал-майор в запасе Илан Биран (бывший генеральный директор Министерства обороны), генерал-майор в запасе Гади Шамни (исполнительный вице-президент, компания Israel Aerospace Industries Ltd., бывший командующий Центральным военным округом), генерал-майор в запасе Эйтан Бен-Элияху (бывший командующий ВВС Израиля), Давид Бен-Башат (бывший главком ВМС Израиля), бригадный генерал Итай Брун (руководитель аналитического отдела разведуправления ЦАХАЛа).

В исследовании (policy papers) «Гонка вооружений на Ближнем Востоке – основные вызовы для Израиля» к теме этого круглого стола Шауль Шай, Одед Брош (старший научный сотрудник Института политики и стратегии, МЦГ) и Яир Проймович (полковник в запасе, военная разведка) отмечают, что на протяжении десятилетия на Ближнем Востоке идет беспрецедентная гонка вооружений. Это создает новые проблемы для Израиля, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочном стратегическом плане[i].

Сегодня основное внимание Израиля сосредоточено на непосредственных угрозах со стороны Ирана, «Хизбаллы», ХАМАСа и других палестинских террористических организаций. Усиление Ирана и его союзников является генератором военного напряжения на Ближнем Востоке.

Кроме того, у Израиля и умеренных суннитских арабских стран – Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара –наметились общие стратегические интересы в борьбе с иранской угрозой и суннитскими террористическими организациями – ИГ и «Аль-Каидой» (обе запрещены в России).

Интенсификация гонки вооружений на Ближнем Востоке обусловлена четырьмя основными геостратегическими факторами:

Во-первых, стремление Ирана к региональной гегемонии, ядерное соглашение с Ираном (СВПД от 2015 года), его успехи в Ираке и Сирии и война в Йемене. В ответ на иранский вызов Саудовская Аравия и государства Персидского залива вкладывают огромные суммы в передовые системы вооружений. Египет также является частью этого процесса в составе арабской коалиции суннитов.

Во-вторых, беспрецедентное оснащение Ираном современным вооружением, особенно ракетами, негосударственных субъектов, прежде всего «Хизбаллы», а также ХАМАСа, хоуситов в Йемене и др.

В-третьих, войны на Ближнем Востоке, требующие огромных вложений и непрерывных поставок оружия, а также реабилитации боевиков и восстановления армий, которые были уничтожены или распущены после событий «арабской весны». Ожидается, что процесс восстановления, необходимый Ираку, Сирии, Йемену и Ливии еще более ускорит процесс вооружения региона.

В-четвертых, возвращение России на главенствующие позиции на Ближнем Востоке и конкуренция Москвы с Вашингтоном и Западом за влияние на Ближнем Востоке. Одним из последствий противостояния между двумя державами является поставка оружия с обеих сторон странам региона.

В настоящее время Ближний Восток является одним из основных рынков сбыта оружия: Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты закупают 19% американского экспорта вооружений. Исследование рынка закупок вооружений за последние годы показывает, что страны региона оснащены лучшими истребителями (из США, Великобритании, Франции и России), подводными лодками и передовыми кораблями (из Германии, США, Франции и России), ракетными комплексами и ракетами (произведенными в Иране, Китае, России). В регионе присутствуют новейшие системы противовоздушной обороны (из США и России) и многое другое.

Израилю необходимо справиться с двумя типами вызовов, связанных с гонкой вооружений в регионе:

  • угрозой со стороны Ирана и его союзников – эта угроза реальная и безотлагательная;
  • потенциальной угрозой со стороны арабских государств, которые на данный момент не представляют опасности для Израиля и даже воспринимаются как страны, с которыми у еврейского государства есть общие интересы. Но в динамичном развитии событий на Ближнем Востоке необходимо также учитывать вероятность стратегического разворота этих государств в сторону конфронтации с Израилем.

В вооружениях арабских государств наметились две явные тенденции:

1.Диверсификация поставщиков вооружения. Соединенные Штаты по-прежнему являются основным поставщиком оружия в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Египет. Однако эти страны приняли стратегию диверсификации своих источников закупок оружия с целью уменьшения зависимости от одного поставщика.

2.Развитие современной военной промышленности в рамках тенденции снижения зависимости от зарубежных стран в поставках оружия и как источник технологического и экономического развития.

В региональной гонке вооружений Израиль сталкивается с рядом серьезных вызовов:

1.Иранская ядерная угроза и ускоренный процесс присоединения стран региона (Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Саудовской Аравии и др.) к гражданским ядерным проектам.

2.Ракетная угроза, также со стороны Ирана, который разрабатывает ракетный проект, как в стратегических, так и оперативных, тактических целях (ракетное оружие и ракеты ближнего и среднего радиуса действия). Угроза в этой области является количественной (более 100 000 единиц ракетного оружия и ракет у «Хизбаллы») и качественной – высокоточные ракетные комплексы, дальнего радиуса действия и с большим боезарядом.

3.Система спутников, обеспечивающая «прозрачность» региона. На Ближнем Востоке происходит «космическая гонка». Многие страны региона обладают шпионскими спутниками (наблюдения), которые позволяют проводить разведку различных районов на Ближнем Востоке, а некоторые из них (Иран и Турция) работают над созданием собственного производства спутников и возможности их запусков. Сегодня западные компании предлагают спутниковые качественные снимки всем заинтересованным сторонам по относительно низкой цене. Этим могут воспользоваться как государства, так и террористические организации в оперативных целях.

4.Современные истребители – страны Ближнего Востока имеют на вооружении сотни истребителей, оснащенные самыми передовыми системами вооружения. Саудовская Аравия обладает F-15S и «Тайфун», ОАЭ – F-16, Катар – F-15QA (катарский индекс истребителя F-15 Advanced Eagle), самолетами «Рафаль» (Франция)  и «Тайфун», Египет – F-16, «Рафаль» и МиГ-29 (Россия). Россия также предлагает (ОАЭ и ​​Судану) свои самые современные истребители, в т.ч. Сухой- 35.

5.Современные системы противовоздушной обороны – Россия является основным поставщиком. Поставка систем S-300 в Иран и Египет, переговоры о продаже систем S-400 в Турцию и Саудовскую Аравию. Соединенные Штаты также продают передовые системы ПВО, включая Patriot (используемые Саудовской Аравией, Египтом и ОАЭ для перехвата ракет). Объединенные Арабские Эмираты первые на Ближнем Востоке получили комплекс «Тэд» (THAAD) для перехвата самолетов и ракет.

6.БПЛА – большинство стран региона имеют беспилотные дроны для сбора разведывательной информации, некоторые из них оснащены ракетами, или являются «БПЛА–камикадзе». Иран может производить собственные БПЛА различных типов. Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны в регионе пользуются БПЛА, произведенными в США и Великобритании. В связи с отказом США продать этим странам БПЛА, оснащенные оружием, такие дроны им продал Китай. Террористические группировки в регионе, прежде всего «Хизбалла», а также ХАМАС и хоуситы в Йемене используют БПЛА. Поставщиком аппаратов и технологий выступает Иран. ИГ также применяла дроны в Сирии и Ираке. Ожидается также возрастание угрозы от распространения нано-дронов.

7.Морская угроза – Иран угрожает со стороны моря, поставляя свое собственное оружие или финансируя подконтрольные ему организации. Основную опасность для Израиля представляют противокорабельные ракеты «Яхонт». Как отмечается в исследовании – «по данным зарубежных источников, Израиль пресек попытку передачи этих ракет в Сирии на нужды «Хизбаллы»». Противокорабельные крылатые ракеты C-802 уже запускались «Хизбаллой» в 2006 году. Такие ракеты также использовались хоуситами в Йемене против военных судов Саудовской Аравии и США. Хоуситы в Красном море применяли беспилотные катера на дистанционном управлении, оснащенные взрывчаткой, а также иранские морские мины против военных судов. ВМФ Египта и Саудовской Аравии проходят беспрецедентную модернизацию и укрепление. Египет приобрел четыре современных подводных лодки из Германии, четыре новых корвета, два вертолетоносца у Франции и 46 вертолетов для них у России, а также другие суда у США. Флот Саудовской Аравии проходит процесс комплексной модернизации путем приобретения передовых судов в США и Испании.

8.Кибер-угроза – региональные государства, особенно Иран, а также террористические организации, такие как «Хизбалла» и ХАМАС, активно развивают свои кибер-возможности, подвергая Израиль кибер-атакам. Израиль также должен реагировать на хакеров, работающих в арабском мире, даже из стран, которые в настоящее время не находятся в конфликте с Израилем, и «анонимные» группы за пределами Ближнего Востока.

Иран является основным фактором гонки вооружений на Ближнем Востоке. Несмотря на санкции, налагаемые на него, Иран наращивает свои возможности в области разработки и местного производства систем вооружения, при этом основное внимание уделяется разработке и производству ракет, а также БПЛА, организации кибер-атак и др. Через несколько лет, после того как истечет срок оружейного эмбарго в отношении Ирана, Тегеран присоединится к региональной гонке вооружений, а Россия и Китай, судя по всему, станут основными поставщиками оружия и продвинутых технологий.

«Возвращение русского медведя» на Ближний Восток и стремление России стать влиятельным игроком в регионе в т.ч. посредством продажи передового вооружения региональным государствам, значительно влияет на региональную гонку вооружений. В основе стремления каждой ближневосточной страны, которая пытается приобрести российской оружие, заложены разные мотивы. «Так, мотивы Ирана, по-видимому, понятны, поскольку Россия предлагает ему самые передовые технологии и оружие, хотя Китай здесь также проявляет активность».

Ядерное соглашение с Ираном (СВПД) открывает горизонты будущего – после того, как эмбарго на поставки оружия будет отменено в 2020 году, европейские страны присоединятся к поставкам передового оружия Ирану (при условии одобрения Советом Безопасности ООН).

В ответ на вызов со стороны Ирана арабские страны участвуют в беспрецедентном и активном приобретении передовых систем вооружений, но необходимо добавить два важных момента:

  • Египет, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны поддерживают систему подготовки и обучения в тесном сотрудничестве со странами Запада (поставщиками оружия) и проводят совместные учения между собой и другими странами. Эти учения предусматривают развертывание воздушных, морских и сухопутных сил (в зависимости от характера и предмета учений) в принимающей стране, что позволяет обменяться опытом и знаниями, а также развивать сотрудничество между армиями.
  • Арабские государства получают важный боевой опыт в различных ближневосточных конфликтных зонах с использованием приобретенных ими новейших систем вооружений. Десять стран участвуют в войне в Йемене, Египет ведет борьбу с терроризмом на Синае и на границе с Ливией, также многие арабские страны участвуют в борьбе против ИГ в Сирии и т.д.

В последние годы Израиль смягчил свои позиции по вопросу американского экспорта передовых вооружений в страны Персидского залива и в Египет, поскольку это рассматривалось как укрепление регионального фронта против Ирана. Однако увеличение количества и качества оружия, поставляемого в страны Персидского залива и Египет, скорее всего, подорвет качественное военное преимущество Израиля.

В исследовании верно акцентируется внимание на том факте, что региональная гонка вооружений выражается не только в качественных, но и в количественных показателях. Поскольку арабские страны обладают передовыми системами вооружения, некоторые из которых схожи (хотя и не идентичны) с теми, которые имеются на вооружении Израиля, постольку возникает вопрос – «когда количество превращается в качество»?

[i] Шауль Шай, Одед Брош, Яир Проймович, Гонка вооружений на Ближнем Востоке – основные вызовы для Израиля // Материалы 18-й Герцлийской конференции. Май 2018. URL:  https://www.idc.ac.il/en/research/ips/2018/Documents/Himush_Full2.5.18.pdf (на иврите)

62.86MB | MySQL:102 | 0,523sec