Ситуация в Сомали: апрель 2018 г.

Апрель в Сомали начался с атаки  боевиков движения «Аш-Шабаб» на полевой лагерь миротворцев Африканского союза в Буломарер в 150 км к югу от Могадишо, где дислоцируются военнослужащие из Уганды. В начале джихадисты атаковали с помощью боевика-смертника, находившегося внутри заминированного миниавтобуса, блок-пост на въезде в лагерь, затем в атаку пошла «пехота» исламистов, завязался бой. Таким образом, боевики действовали по хорошо отработанной ими схеме. По имеющимся данным, всего в атаке участвовали несколько десятков боевиков, и, судя по всему, им удалось ворваться внутрь лагеря.

Как заявил официальный представитель угандийской армии генерал Ричард Каремире, при отражении атаки были уничтожены до 30 боевиков. В свою очередь движение «Аш-Шабаб» в своем коммюнике утверждало о гибели 59 солдат. Позднее угандийская армия признала потерю 4-х солдат убитыми, 6 получили ранения.

Стоит напомнить, что движение «Аш-Шабаб», аффилированное с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), с 2007 г. пытается низложить хрупкое центральное правительство Сомали. Последнее в этой борьбе пользуется поддержкой мирового сообщества и более чем 20-тысячного контингента миротворцев Африканского союза (Amisom).

В августе 2011 г. боевики движения «Аш-Шабаб» были выбиты из Могадишо, затем – из других крупных городов страны. Однако в настоящее время они продолжают контролировать обширные сельские районы, откуда совершают партизанские вылазки и теракты с использованием боевиков-смертников. Объектами их атак становятся цели как в Могадишо, так и военные базы сомалийских и иностранных войск.

В этой связи собравшиеся в марте в Кампале руководители государств Восточной Африки призвали ООН пересмотреть решение этой организации о постепенном выводе контингента Amisom из Сомали к 2020 году. По их оценке, этот вывод приведет к тому, что движение «Аш-Шабаб», оставшись один на один с сомалийской армией, вновь начнет расширять территории, находящиеся под его контролем.

Также 1 апреля очередной удар по целям джихадистов в Сомали нанесли США. Как сообщило Африканское командование Пентагона Africom, цель находилась в районе Эль-Буур в центральной части Сомали, примерно в 400 км к северо-востоку от Могадишо. В результате удара были уничтожены 5 джихадистов, уничтожен один автомобиль. Гражданские лица не пострадали. Другие подробности операции не приводились. «Американские войска продолжат использовать все законные и соответствующие средства для защиты американских граждан и парирования террористических угроз», — подчеркивалось в коммюнике Amisom. Это был 7-й по счету американский удар по целям джихадистов в Сомали с начала текущего года.

В апреле продолжился начавшийся в марте конфликт между спикером парламента Мохаммедом Османом Джавари и премьер-министром. Напомним, депутаты парламента разделились на сторонников спикера и тех, кто поддерживал премьер-министра. Последние обвинили спикера в злоупотреблении властью и препятствовании конституционной реформе. Они даже попытались заявить о недоверии спикеру, но при голосовании им не хватило всего одного голоса. Чтобы развести две группы депутатов, в здание парламента были введены силы военной полиции. Спикер тут же перешел в контратаку, заявив о недоверии премьер-министру, которого он обвинил в организации атаки на него. Наблюдатели увидели в этом кризисе отражение кризиса в регионе Персидского залива, читай – между ОАЭ и Катаром.

Уже 9 апреля отставкой спикера завершился парламентский кризис. Он подал в отставку сам еще до пленарного заседания, на котором, как ожидалось, его должны были снять с этого поста.  М.О.Джавари находился на этом посту с 2012 г.

Как сообщил депутат парламента Дахир Амин Джесоу, «вице-спикер парламента зачитал коммюнике, объясняющее, что спикер М.О.Джавари ушел в отставку». «Это удовлетворило парламентариев, поскольку разрешило длительный конфликт», — сказал он. Джесоу входил в группу из 100 депутатов, которые в середине марта подали петицию с требованием отставки спикера.

По словам другого депутата, Лютфи Шарифа Мохаммеда, «спикер парламента ушел в отставку по своей воле». «Это было сложное решение со стороны признанного сомалийского политика», — сказал он.

Истинная причина конфликта между премьером и экс-спикером до сих пор непонятна. Ранее М.О.Джавари несколько раз утверждал, что правительство требует от него уйти в отставку. Всякий раз он отказывался, требуя, чтобы была выполнена юридически чистая процедура отстранения от должности. Он также обвинил правительство в попытке устрашить его сторонников в парламенте путем направления в его здание полицейских нарядов под предлогом обеспечения безопасности. В правительстве эти обвинения отвергли.

Как известно, наиболее видные посты в Сомали поделены между наиболее влиятельными кланами. М.О.Джавари является представителем кланов дижиль и мирифль. Наиболее влиятельными считаются кланы хавийе и дарод.

И как в продолжение конфликта в парламенте. 13 апреля в Могадишо сомалийские власти изъяли около 10 млн долларов, принадлежавших правительству ОАЭ. Изъятие было осуществлено из самолета, прибывшего из ОАЭ. По данным Министерства безопасности Сомали, «подозрительные мешки» были замечены при рутинной инспекции прибывшего самолета. Тут же было начато расследование с целью определить происхождение этих денег, незаконно доставленных в Сомали.

В тот же день было аннулировано соглашение о военном сотрудничестве между двумя странами. Оба этих шага свидетельствовали о быстром ухудшении отношений между двумя странами. Кризис в отношениях между ними разразился после того, как в конфликте между Абу-Даби и Катаром Сомали заняло сторону второго.

Эмиратские власти со своей стороны опровергли сомалийскую версию изъятия вышеупомянутых денег. По их версии, эти средства были направлены на финансирование сомалийской армии. Утверждалось также, что эмиратовцы, сопровождавшие эти средства, подверглись побоям со стороны сотрудников сомалийских спецслужб.

МИД ОАЭ осудил захват денег, назвав его «незаконной акцией, противоречащей дипломатическим нормам и вызывающей сожаление, поскольку эти средства предполагалось направить на содействие поддержанию безопасности и стабильности в Сомали».

Что касается аннулированного соглашения о военном сотрудничестве, о чем объявил министр обороны Сомали Мохаммед Мурсаль, оно предусматривало, в частности, что несколько сотен сомалийских солдат будут подготовлены на средства ОАЭ в Могадишо.

«Как правительство, мы несем ответственность за наши войска и их зарплаты. Мы не собираемся делегировать эту ответственность кому-либо другому», — заявил министр информационному агентству Sonna.

Как оказалось, упомянутый контингент сомалийской армии напрямую оплачивался ОАЭ. Приняв такое решение, Сомали очевидно рискует ослабить свою армию, и так недостаточно оснащенную и экипированную.

Стоит отметить, что ранее Сомали и ОАЭ поддерживали достаточно тесные отношения. Ситуация изменилась после возникновения кризиса в Персидском заливе между рядом арабских стран и Катаром. Более того, ситуация, когда исполнительная власть в Сомали фактически встала на сторону Катара, а президент занял нейтральную позицию по отношению к кризису в Заливе, повлияла в сторону ухудшения на отношения между федеральными властями Сомали и рядом регионов, и в частности, Сомалилендом.

Ранее сообщалось, что 13 марта парламент Сомали объявил недействительным трехстороннее соглашение, подписанное в начале месяца между самопровозглашенным Сомалилендом, Эфиопией и эмиратской группой DP World относительно развития порта Бербера, находящегося на побережье непризнанного образования на входе в Красное море. Эмиратская группа с 2016 года управляет этим портом, занимающим стратегическое положение на берегу Аденского залива. ОАЭ также подписали соглашение с Сомалилендом относительно строительства в Бербере военно-морской базы.

Как представляется, внутрипарламентский кризис в Сомали, отразивший кризис в Персидском заливе, далеко не исчерпан. Он может получить самое неожиданное продолжение, которое в любом случае скажется на общей ситуации в Сомали.

62.82MB | MySQL:102 | 0,488sec