Связано ли освобождение Назанин Загери-Рэтклифф с британским долгом Ирану?

На сайте ИБВ («Зачем ездил в Тегеран глава МИД Великобритании Борис Джонсон»,  — iimes.ru, 12 декабря 2017 г.) нам уже приходилось писать о том, что в апреле прошлого года  оперативные работники Корпуса стражей исламской революции (КСИР)  арестовали  в Тегеранском международном аэропорту имама Хомейни сотрудницу Thomson Reuters Foundation, гражданку Великобритании иранского происхождения Назанин Загери-Рэтклифф, которая прилетала в Иран навестить свою мать. Eе подозревали в антиправительственной деятельности. Это выражалось, как утверждали иранские СМИ,  «в работе по  созданию и реализации ряда проектов против ИРИ в нескольких иностранных организациях и СМИ,  в стремлении «плавно свергнуть существующий в Иране режим». К освобождению Назанин Загери-Рэтклифф подключилась британский премьер-министр Тереза Мэй, которая заявила в телефонной беседе с президентом Ирана Хасаном Роухани, что дипломатическое решение вопроса освобождения Н.Загери-Рэтклифф важно для укрепления британо-иранских отношений.  Не обошлось и без спекуляций, связанных с тем, что Великобритания готова выплатить Исламской Республике Иран примерно 450 млн евро с ранее замороженных счетов, что «может ускорить решение по освобождению Н.Загери-Рэтклифф».  Однако сами же британцы дезавуировали эти сообщения, сославшись на британский МИД, который официально опроверг такую возможность, заявив, что «связывать две эти темы – абсолютно неправильно». Впрочем, и  МИД ИРИ отметил, что «выплата долга британским правительством Ирану не имеет никакого отношения к делу Назанин Загери». 10 сентября иранский суд  приговорил британку иранского происхождения к пяти годам тюрьмы, обвинив в антиправительственной деятельности, несмотря на то, что она отвергла все предъявленные ей обвинения. В декабре обвиняемая снова предстала перед судом, где ей предъявлены новые обвинения в шпионаже.

Тогда же в Тегеране с двухдневным визитом находился глава британского МИДа Борис Джонсон. Однако в ходе его визита никакого решения по судьбе Н.Загери-Рэтклифф принято не было. Министр  встречался как с президентом страны Х.Роухани, так и с главой МИД Мохаммад-Джавадом Зарифом. На всех официальных беседах поднимался вопрос об освобождении Н.Загери-Рэтклифф. Отметим  и то, что Иран не признает двойного гражданства, что почти дезавуирует все то влияние, которое могут оказать на дело Н.Загери-Рэтклифф британские официальные лица. Говоря более понятным языком, в тюрьмах Исламской Республики любой обладатель двойного гражданства рассматривается как местный гражданин. Понятно, что на таком фоне  трудно предугадать, какая судьба ждет  Н.Загери-Рэтклифф  в тегеранской тюрьме Эвин. Вот и пытаются в Великобритании разжалобить иранскую Фемиду, чтобы с Н.Загери-Рэтклифф  не обращались, как с Зохрой Каземи, канадской журналисткой иранского происхождения, замученной в зловещей тегеранской тюрьме Эвин. Вот еще пример подобного свойства.

Агентство France Presse сообщило о том, иранские спецслужбы арестовали некоего обладателя двойного — иранского и американского —  гражданства по обвинению в действиях против национальной безопасности. Он обвиняется в «связях с враждебными правительствами, действиях против национальной безопасности и в связях с контрреволюционными элементами и СМИ». Арестованный передан в руки правосудия. Лишь в 2015 г. в Иране было арестовано по меньшей мере четверо обладателей двойного иранского и американского гражданства. Их освободили лишь в январе 2016 г.

По всей видимости, власти Исламской Республики Иран, арестовывая по различным подозрениями, проводя следствие и  заключая в застенки своих граждан, имеющих иностранные паспорта, используют эту ситуацию для политических торгов с Западом. Однако они никогда, разумеется, в этом не признаются, заявляя всякий раз, что суды в ИРИ функционируют совершенно независимо, соблюдая разделение властей, и государство как политический инструмент никоим образом не вмешивается в их деятельность и выносимые решения. Вместе с тем, имеется достаточно прецедентов, демонстрирующих связь судебных решений с политическими. Хрестоматийный факт – накануне подписания венских договоренностей в июле 2015 г. из иранских тюрем были освобождены несколько заключенных –  обладателей двойного иранского и американского гражданства.

Что касается дела Н.Загери-Рэтклифф, то в начале мая иранский информационный сайт «Наме», сославшись на председателя департамента  юстиции провинции Тегеран Голам-Хоссейна Эсмаили, сообщил о том, рассмотрение ее дела продолжается. По опубликованной информации, одновременно в рассмотрении находятся два дела Н.Загери, причем ни одному из них решение не принято, хотя «процесс близится к завершающей стадии». Пока не принято окончательного решения, отмечает сайт, никакая предварительная информация не разглашается.

Однако одновременно отцу осужденной, подавшему заявление в судебные органы по поводу судьбы дочери, было сообщено, что есть вероятность того, что будет вынесен оправдательный приговор.  Вопрос освобождения Н.Загери-Рэтклифф  по гуманитарным соображениям  фигурировал и в опубликованном в середине апреля интервью иранского посла в Лондоне Хамида Баидинежада. Иранский посол, выступая в ночных новостях ВВС, сказал, что все зависит сейчас от иранских судей. Именно они до сих пор не приняли окончательного решения, учитывая, что возможно речь идет о пересмотре ранее объявленного приговора. По словам Баидинежада, к просьбе об освобождении Н.Загери-Рэтклифф  присоединился МИД ИРИ, который просит учесть и то обстоятельство, что осужденная имеет малолетнего ребенка. «Мы находимся в тесном контакте с Министерством юстиции ИРИ и надеемся на благоприятный  исход дела». На вопрос ведущего программы о том, как скоро Назанин будет освобождена, иранский посол затруднился ответить.

Однако в последние недели опять заговорили о том, что освобождение Н.Загери связано с тем злополучным долгом  Великобритании Ирану. Но на этот раз выяснились некоторые детали. Оказывается, этот долг образовался еще 40 лет назад, когда последнее шахское правительство закупая партию танков британского производства в 1750 единиц, заранее заплатило Лондону 600 млн фунтов стерлингов. Тегерану было передано лишь 185 танков, грянула Исламская революция, и поставки техники были прекращены. Таким образом, за Лондоном остался долг, возвращение которого Ирану все эти годы дискутируется, но никак не реализуется. В условиях ухудшающегося экономического положения Ирана возврат долга время от времени актуализируется, но без особого успеха.  Выступая не так давно в передаче фарсиязычного радио «Фарда», супруг Назанин – Ричард  Рэтклифф – сказал, что Назанин пытаются использовать как средство давления на правительство Великобритании для возврата этого долга. Но пресс-секретарь иранского МИДа Касем Бахрами поспешил отвергнуть такие утверждения. В интервью иранскому информационному агентству Фарс он сказал, что совершенно безосновательно искать связь между арестом Назанин Загери и двусторонними отношениями между Ираном и Великобританией. Однако супруг арестованной британки иранского происхождения уверен, что решение об освобождении его жены будет принято только в том случае, если его страна вернет Ирану свой долг. Такое послание, уверяет муж Назанин, было опосредованно передано властям Великобритании со стороны иранских судебных органов. Таким образом, сказал Ричард Ретклифф, создалась ситуация, когда официальные государственные чиновники всеми способами открещиваются от связи между освобождением его супруги и долгом Великобритании Ирану, а со стороны судебной власти передаются опосредованные сигналы, говорящие о том, что для освобождения осужденной нужно всеми возможными путями оказывать давление на британские власти.

В нынешних условиях, когда после  выхода США из СВПД, Иран пытается сохранить этот договор, апеллируя в основном к «евротройке», одним из участников которой является Великобритания, появилась надежда, что, в целях улучшения климата доверия между двумя странами, дела, подобные освобождению Н.Загери-Рэтклифф,   будут, наконец, решены.

52.25MB | MySQL:103 | 0,511sec