Оценки китайских специалистов возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики по модернизации основных боевых танков

Как известно, бронетанковые подразделения Сухопутных войск Вооруженных сил Турецкой Республики были ограниченно задействованы в военных операциях на севере Сирии. С учетом небольшого количества привлеченных основных боевых танков (ОБТ) типа «Леопард 2А4», М60Т, М60А3 потери в виде 10 боевых машин в операции «Щит Евфрата» не повлияли на тактику действий турецких танкистов.

В последствии, в операции «Оливковая ветвь» турецкие военные понесли более значительные потери в ОБТ указанных типов от  действий курдских отрядов самообороны на вооружении которых находились противотанковые управляемые ракеты типа «Тоу-2А» (пр-во США), «Корнет-Э» (пр-во РФ) и «Красная стрела-8» (пр-во КНР). По этой причине командование операцией приняло решение в большей степени задействовать  более многочисленные и простые в ремонте/восстановлении/обслуживании М60Т и М60А3. Следует отметить, что спустя два месяца после начала операции «Оливковая ветвь» турецкие военные стали использовать ОБТ как мобильную артиллерию для оказания поддержки мотострелковым подразделениям и отрядам специального назначения.

В отношении указанных выше ПТУР китайские специалисты отмечают, что основную массу бронетехники курдские ополченцы уничтожили  благодаря американским ПТУР «Тоу-2А» в утреннее и дневное время,  тогда как при действиях в темное время суток использовали  российские «Корнет-Э», которые обладают максимальной дальностью пуска 3500 м. Китайские специалисты особо отмечают, что мощность боевой части «Корнета» достаточно, чтобы поражать все существующие танки СВ ВС ТР в лобовую проекцию башни. При сравнительной оценке возможностей всех трех ПТУР представляется возможным утверждать, что даже мощности боевой части «Красной стрелы-8» достаточно для гарантированного поражения указанных турецких танков в большинство проекций.

В ходе боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики в полной мере проявились недостатки конструкции немецкого ОБТ «Леопард 2А4». Достоверно известно, что боекомплект частично размещен в левой передней части корпуса и частично в левой задней секции орудийной башни.  В целом ОБТ «Леопард 2А4» даже не спасли комплекты накладной брони компонентного типа MEXAS-H, которые были приобретены турецкими военными еще в 2005 г.

В отношении танков М60Т, стоящих на вооружении СВ ВС ТР известно, что эти боевые машины созданы на основе базовой модели М60А3 при помощи израильских конструкторов, которые обеспечили возможность установки гладкоствольной пушки MG253  калибра 120-мм, системы управления огнем третьего поколения, более мощного двигателя Ka-501 производства немецкой компании MTU, трансмиссии типа S304,  а также пакета динамической защиты типа NERA. С учетом данных доработок танки М60Т достигли характеристик боевых машин поколения 2+ и были серьезно приближены к ОБТ третьего поколения.

После двух проведенных операций командование СВ ВС ТР обратилось к представителям пяти ведущих национальных предприятий оборонной промышленности, специализирующихся на производстве бронетехники. По данным китайских источников, турецкие военные планируют модернизировать как ОБТ М60А3 (40 ед.) и М60Т (120 ед.), так и «Леопарды 2А4» (40 ед.).  В этой связи представляется возможным обратить внимание на анализ возможностей турецких оружейников, который провели обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Военное обозрение».

В настоящее время на территории Турции функционируют следующие компании – Otokar, Roketsan, Aselsan, FNSS, BMC, осуществляющие разработку и производство как отдельных компонентов, так и самой колесной и гусеничной бронетехники различного назначения.

По данным китайских специалистов, компания Otokar в настоящее время сосредоточила усилия своих конструкторов, инженеров и испытателей на доводке новейшего ОБТ «Алтай», благодаря которому бронетанковые  подразделения СВ ВС ТР должны  повысить свои боевые возможности. До весны 2018 г. процесс доводки данного ОБТ до полной боевой готовности находился под серьезным вопросом, поскольку немецкие участники проекта ОБТ «Алтай» вышли из него по политическим соображениям и на их замену официальная Анкара нашла южнокорейскую компанию Hyundai Rotem. По данным китайского издания «Вооружения», данная компания только к апрелю 2018 г. смогла обеспечить необходимый уровень надежности своего новейшего турбированного дизельного двигателя.

Китайские аналитики указывают, что ОБТ «Алтай» и его модификация «Алтай-АНТ», предназначенная для ведения боевых действий в условиях плотной городской застройки, являются первыми национальными проектами по созданию тяжелой гусеничной боевой машины, поскольку ранее данная компания в основном разрабатывала колесные бронемашины с формулой 4х4. Конечно, конструкторам Otokar за последние пять лет удалось разработать достаточно современный бронетранспортер ARMA с колесной формулой 8х8 и гусеничную боевую машину пехоты Tulpar, однако в ходе разработки ОБТ «Алтай» специалисты рассматриваемой компании  столкнулись с таким проблемным моментом, как обеспечение приемлемого уровня бронезащиты.

Для соответствия предъявленными требованиям, турецкие конструкторы увеличили толщину броневых листов корпуса и башни, а также толщину блоков динамической защиты. В результате проведенных работ масса ОБТ «Алтай» достигла 57 тонн, что привело к снижению маневренных характеристик боевой машины. Китайские специалисты указывают, что в современном вооруженном конфликте танки должны быть оснащены системой управления огнем, которая построена на элементах искусственного интеллекта, который позволяет одновременно сопровождать несколько наземных, малоразмерных, скоростных целей типа «пикап» и классифицировать их по степени опасности.

В отношении компании FNSS китайские обозреватели указывают, что конструкторы и инженеры данной компании сосредоточили свои усилия на модернизации гусеничных бронетранспортеров М113 (пр-во США), которые в ВС ТР получили обозначение ACV-15. Основной особенностью обновленной боевой машины является установка полноценного комплекта навесных блоков дополнительной бронезащиты, которые состоят из двух слоев броневой стали, между которым помещен текстолит и огнеупорная резина.

Подобное инженерное решение хотя и повышает уровень бронещазиты ACV-15 в случае применения противником пулеметов калибров 12,7 или 14,5 мм, однако  «слоистые» бронепакеты не выдерживают попадания ПТУР третьего поколения. По данным китайских источников, специалисты компании FNSS активно работают над новым типом бронепакета, в котором резина и текстолит будут заменены на углеволоконные материалы, обладающие повышенной плотностью, стойкостью на разрыв и  пожаробезопасностью.

По оценкам китайских наблюдателей, руководство компании ВМС практически отказалось от участия в проектах по модернизации ОБТ М60А3, М60Т и «Леопард 2А4» поскольку конструкторы и инженеры не обладают достаточной компетенцией в вопросах проектирования крупноразмерных и тяжелых гусеничных машин. Очевидно, компания ВМС продолжит совершенствовать выпускаемые колесные бронированные взрывостойкие  машины типа KIRPI, которые обеспечивают приемлемый уровень бронезащиты для экипажа и десанта в условиях современного боя.

С учетом приведенных доводов, китайские специалисты приходят к выводу о том, что программу модернизации упомянутых выше ОБТ смогут выполнить только две компании —  Roketsan и Aselsan. По данным китайских источников, специалисты «Центра ракетной защиты» компании Roketsan  разработали для ОБТ комплект противокумулятивных экранов   под обозначением RZK-7 и комплект блоков динамической защиты под обозначением RZB-20, а также активно работают над новыми техническими решениями в области противоминной защиты за счет использования керамической брони. Кроме того, в рамках перспективной модернизации ОБТ «Леопард 2А4» по программе Next Generation турецкие разработчики предлагают устанавливать новую динамическую защиту типа NERA, в которой отсутствует взрывчатое вещество.

Однако, к настоящему моменту у турецких специалистов пока отсутствуют собственные разработки в области комплексов активной защиты танка, а значит в перспективе военнослужащие бронетанковых подразделений СВ ВС ТР будут подвержены большему риску в перспективных боестолкновениях.  По расчетам представителей предприятий ОПК КНР, только при совместных усилиях инженеры компаний Roketsan и Aselsan смогут интегрировать новые системы защиты и другие компоненты на существующие танки.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских аналитиков того, что с учетом амбиций президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по возрождению «Османской империи» турецкими военным придется разрабатывать новые тактические приемы применения бронетанковой техники, поскольку противник активно развивает формы и методы ведения партизанской войны.

52.25MB | MySQL:103 | 0,483sec