О 18-й Герцлийской конференции: вопросы национальной безопасности Израиля. Часть 4

На 18-й Герцлийской конференции тема Ирана занимала центральное место во время обсуждений вопросов национальной безопасности еврейского государства. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман, директор Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета и бывший директор военно-политического бюро Министерства обороны Израиля Амос Гилад, а также высокопоставленные лица из правительства Израиля высказывали свое видение сложившейся напряженной ситуации с Ираном.

Риторику А. Либермана в отношении ирано-израильских противоречий четко определяет его же предупреждение в адрес Тегерана и Дамаска, сделанное в ответ на очередной ракетный обстрел с территории Сирии Голанских высот: «Если у нас будет дождь, то у вас произойдет наводнение». На конференции министр повторил заявление пресс-секретаря ЦАХАЛа Ронена Манлиса о том, что ни одна из 20 ракет («Грады» и «Фаджр-5»), выпущенных 10 мая силами «Кудс» во главе с Касемом Сулеймани, не упала на территорию Израиля. 4 ракеты были перехвачены системой ПРО «Железный купол», а остальные упали на территорию Сирии, при том в результате ответного удара ЦАХАЛа «иранцам теперь долго придется восстанавливаться».

Либерман объявил о том, что «Израиль поразил почти всю иранскую инфраструктуру в Сирии. Иран сейчас пытается выстроить новую границу, но мы этого не допустим». При этом Израиль сам вовсе не стремится к изменениям границ и к эскалации конфликта с иранцами. «Вот кто постоянно пытается рассылать своих эмиссаров и создавать новые фронты, так это Иран»[i].

Министр обороны ясно дал понять, что на фоне последних по времени обстрелов израильской территории нет необходимости менять устоявшуюся практику, но и предупредил о самоуспокоенности и самодовольстве. «Это не ошеломительная победа, но все ограничивается конфронтацией между нами и иранскими силами «Кудс» в Сирии. Все хотят ограничить конфронтацию этими рамками. Уверен, что не все в Иране согласны с деятельностью сил «Кудса» в Сирии. Израиль не заинтересован в завоевании Сирии, не вмешивается в гражданскую войну, не вмешивается в дела соседей. Мы надеемся, что однажды они перестанут говорить об уничтожении Израиля. Мы не заинтересованы в эскалации, но должны быть сосредоточены. Это упорный враг, который много лет пытается причинить нам вред. На этом новом этапе нам нужно проявлять осторожность, умеренность и не увлекаться. Надеюсь, что Израилю удалось закончить новую главу в противостоянии иранскому экстремизму».

По словам Либермана, «Иран действует не только в отношении Израиля, но в Йемене, Ираке, Ливане и Африке». «Сегодня Иран – пожалуй, единственная страна, которая является экстремистской не только в плане идеологии, но и в отношении своих собственных граждан и своего будущего, которым она готова пожертвовать ради этой экстремистской идеологии». «Хотя избранным президентом является Роухани, все решает верховный лидер Хаменеи». Министр напомнил, как аятолла произнес грубую речь в отношении Соединенных Штатов и президента Дональда Трампа, а внутри иранского парламента был сожжен израильский флаг. «К сожалению, это направление сегодняшнего Ирана».

Относительно возможности гражданского неповиновения в Иране Либерман отметил, что «курс иранской валюты падает, и вся экономика находится в состоянии краха. Фанатичный режим готов пожертвовать будущим своего молодого поколения ради этой идеологии». В связи с блокированием иранскими властями Telegram, поднялась волна возмущения.  «Надеюсь, что в итоге мы увидим изменения на Ближнем Востоке, в т.ч. в отношениях между Ираном и мировым сообществом, а также с Израилем. У Израиля нет конфликта с иранским народом».

Что касается ситуации с президентом Сирии Башаром Асадом, то Либерман заметил, что «даже если он не удовлетворен присутствием Ирана, у него очень ограниченные возможности. Он борется за свое выживание и продолжает убивать своих граждан».

Министр обороны указал на еще одну угрозу со стороны Ливана, где на выборах одержала  победу «Хизбалла». По его мнению, выборы завершили захват Ливана «Хизбаллой». «Ливанская армия превращается в приложение к этой организации и будет действовать непосредственно через Насраллу. Это новая реальность. Они были избраны демократическим путем?.. Гитлер также избрался демократически. Как и в случае с иранцами в Сирии, Израиль не хочет возвращаться в Ливан, и не хочет строить там поселения».

Либерман выразил надежду на то, что суннитские арабские государства «выйдут из шкафа». Ведь кто поддержал решение Трампа выйти из ядерного соглашения с Ираном? Это сделали Израиль, Саудовская Аравия и страны Персидского залива. По мнению министра, «настало время для умеренных государств выйти из шкафа и начать говорить открыто. Поскольку на Ближнем Востоке существует «ось зла», то пришло время для «оси умеренных государств»».

Министр транспорта и разведки Исраэль Кац по поводу иранской проблемы считает, что Израиль «нарисовал линию ярко-красным» и не позволит Ирану создать в Сирии фронт против Израиля. Кац полагает, что вряд ли Ирану удалось ввезти на сирийскую территорию зенитные ракетные комплексы дальнего радиуса действия. Однако Израиль предотвратит любую ракетную угрозу Голанским высотам и действиям ЦАХАЛа в воздушном пространстве Сирии. «Это четко обозначенная линия, и необходимо понять, что существует три этапа. В течение 20 лет Иран находится в Сирии, чтобы помогать «Хизбалле» и шиитам. За последние семь лет Тегеран увеличил свои возможности для борьбы с ИГ, привел «Хизбаллу» и сделал много чего другого. В августе прошлого года, когда ИГ было фактически разбито в Сирии, Иран начал создавать фронт против Израиля, насыщенный наступательным и оборонительным оружием. Иран привел в Сирию от 80 до 100 тыс. шиитских ополченцев со всего Ближнего Востока, чтобы создать модель нападения на Израиль. Мы этого не допустим».

Во время обсуждения И.Кацу был задан вопрос относительно того, дали ли русские «зеленый свет» ЦАХАЛу для проведения ответных ударов по Сирии (после ракетного обстрела Голанских высот 10 мая). Министр ответил, что русские не дают «зеленого света» на такие операции. «Мы и русские не тремся друг о друга, не наносим вред российским военнослужащим и их возможностям, и они не вмешиваются или не мешают Израилю действовать… Россия не мешает Ирану утвердиться, но не препятствует израильским действиям. Израиль настроен решительно, обладает разведывательными возможностями для выяснения местоположения иранских сил и специальным оперативным потенциалом для действий. Сейчас Израиль ставит Иран перед дилеммой: выйти из Сирии, или понести здесь ущерб и быть втянутым в конфронтацию. Мы не будем вторгаться в Сирию, чтобы выгнать оттуда Иран. В конце концов, Иран должен принять политическое решение в результате внешнего или внутреннего давления в связи с социальными и экономическими проблемами, вызванными его агрессивной политикой, а также перед лицом предстоящих американских санкций. Израиль должен отбить у Ирана желание присутствовать в Сирии, заставить Россию еще больше постараться в деле поддержания стабильности в Сирии и подтолкнуть американцев к оказанию большего давления».

Относительно выхода США из ядерной сделки с Ираном (СВПД) Амос Гилад на конференции представил свою альтернативную (официальной, выражаемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху) точку зрения по поводу удовлетворения в Израиле решением американского президента[ii].

А.Гилад предупреждает, что Иран использует в своих интересах образовавшийся на Ближнем Востоке большой вакуум. Еще до того, как с территории Сирии по Израилю были запущены 20 ракет, генерал-майор на конференции говорил о том, что Иран теперь пытается «присоединить Сирию к «Хизбалластану, являющемуся в Ливане образованием, которое сильнее самого Ливана». ««Хизбалластан имеет 120 000 ракет, направленных на Израиль. К ним иранцы хотят добавить еще ракетного оружия. И ко всему этому присовокупить Сирию». Гилад предупреждает, что «если Израиль это не остановит, то будет окружен двумя фронтами. Цель Ирана – построить империю, простирающуюся до Средиземного моря».

Решимость Тегерана отвечать на нанесенные Израилем удары по иранским военным объектам в Сирии является частью более масштабного намерения диктовать Израилю «новые правила игры». Гилад считает, что Израиль должен отвергать эти правила и действовать в целях своей защиты.

«Иранцы полны решимости уничтожить Израиль». «История повторяется. Идеологические, экстремистские режимы клянутся уничтожить евреев, и они имеют в виду то, что они говорят. Иран – единственная угроза, которая может стать экзистенциальной, если к радикальной идеологии будет добавлено ядерное оружие».

Совместный всеобъемлющий план действий от 2015 года А.Гилад считает «одним из худших соглашений в мире». Но для всего нужна альтернатива. Он является одним из немногих израильских бывших высокопоставленных представителей силовых структур, которые открыто оспаривают решение президента США Дональда Трампа отменить иранскую ядерную сделку, в противовес однозначной позиции премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, который безоговорочно поддерживает Трампа.

Гилад прогнозирует, что Иран останется в этом соглашении на данный момент и что к нему присоединятся Россия и Китай, «две великие державы», а также Франция, Германия и Великобритания, которые, по его словам, «будут все против США». Это приведет к изоляции Соединенных Штатов.

По мнению Гилада на следующем этапе Иран свободно может вернуться к своей ядерной программе, заявляя «с характерным обманом о том, что он соблюдает соглашение. США изолированы, и мир поддержит Иран. Тегерану ничто не будет мешать приступить к разработке ядерного оружия». «Это очень плохая новость, а потому решение об отмене сделки – неправильное решение».

А.Гилад не представляет себе США, атакующие Иран, если тот приступит к разработке ядерного оружия. Он также полагает, что вряд ли «хитроумные иранцы прямо сейчас начнут развивать ядерное оружие. Они могут подождать пять лет. Иран – цивилизация с тысячелетней историей. У них есть время».

Иран может снова активировать свою ядерную программу позднее, а значит, у Израиля есть возможность без труда справиться с этим кризисом по большей части самостоятельно. Следовательно, Гилад не видит повода для радости, вызванной решением Трампа о выходе из СВПД, т.к. Израиль может остаться один, а «иранцы пойдут по ядерному пути, и мир их поддержит».

В 1996 году Амос Гилад был одним из первых, кто выступил со стратегическим предупреждением об иранской угрозе на брифинге для израильского правительства в роли начальника отдела оценки АМАНа (Управления военной разведки).

Бывший министр обороны и начальник штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант в отставке Моше Яалон на конференции отметил, что «в свете религиозно-стратегической доктрины Ирана, предусматривающей создание региональной гегемонии шиитов, еврейское образование на Ближнем Востоке является бельмом на глазу. Поэтому стратегия Ирана заключается в том, чтобы стараться разрушить Израиль, в т.ч. путем «истощения»». «Если бы у них была «Хизбалла», способная ежедневно вести огонь или осуществлять серьезные террористические атаки против Израиля, то они не преминули бы все это организовать».

Израиль пользуется военным преимуществом перед своими противниками, и это привело к тому, что его оставшиеся враги во главе с Ираном сделали выбор в пользу ракет, нацеленных на глубокий тыл Израиля. В борьбе с этими современными угрозами, Израиль ведет круглосуточную «войну между войнами» таким образом, чтобы отодвинуть начало следующей войны как можно дальше. «Еврейскому государству удается это делать уже на протяжении длительного времени, что требует от государства поддержания превосходства в работе разведки и точных ударов».

Иранская проблема продолжает быть приоритетной темой обсуждений на всех значимых израильских военно-политических форумах. В высшем руководстве страны и подавляющей части израильского общества угроза со стороны нынешнего режима в Тегеране воспринимается в качестве экзистенциальной. Мнения расходятся относительно военно-политической тактики в процессе достижения цели – нейтрализации «иранской угрозы».

[i]                      Либерман угрожает: «Если у нас будет дождь, то у вас – наводнение» // Ynet. 10.05.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0%2c7340%2cL-5256275%2c00.html (на иврите)

[ii]                     Лаппин, Я. «Хизбаллаcтан» имеет 120 000 ракет, направленных на Израиль» // Синдикат Еврейских новостей (JNS). URL: https://www.jns.org/former-israeli-defense-official-warns-hezbollahstan-has-120000-rockets-pointed-at-israel/(на англ. яз.)

52.32MB | MySQL:106 | 0,603sec