О значении военно-морской базы ВМС НОАК в Республике Джибути

Как известно, в рамках «Белой книги по обороне», опубликованной в 2015 г. для Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая была определена стратегическая цель  «Оборона ближних морских рубежей и защита дальних морских рубежей». В отношении «ближних морских рубежей» известно, что под этим термином скрываются не только акватории Южно-Китайского, Восточно-Китайского и Желтого морей, но и западные районы Тихого океана, которые расположены между «первой и второй линией островов». Под «дальними морскими рубежами» следует понимать комплекс более конкретных задач, которые поставлены руководством КНР перед национальными ВМС, а именно:

– обеспечение свободного доступа к разработкам природных ресурсов на морском и океаническом шельфах;

– обеспечение безопасности стратегических морских транспортных путей в районах мирового океана;

– обеспечение безопасности национальных инвестиций за рубежом;

– расширение военно-политического сотрудничества.

Представляется возможным согласится с оценками китайских и американских специалистов, что на настоящий момент основным элементом выполнения этих задач является созданный в Джибути пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМС НОАК в Джибути, который в ближайшие два три года будет серьезно модернизирован. Следует отметить, что необходимость в подобном пункте китайские военные осознали уже к моменту похода 7-й корабельной группы сопровождения (КГС), которые на постоянной основе действуют в акватории Аденского залива – обеспечивают защиту гражданских судов от нападения пиратов.

В рамках подведения итогов каждого из походов КГС, технические специалисты ВМС НОАК отмечали необходимость наличия базы или склада со сменно-запасными частями для основных и вспомогательных систем кораблей и возможности эвакуации членов команды в экстренной ситуации при помощи самолетов военно-транспортной авиации, которые могли бы совершить посадку на «собственный» аэродром в одной из стран Восточной Африки.

Достоверно известно, что подразделения морской пехоты ВМС НОАК уже приступили к регулярным учениям с боевой стрельбой на прибрежной линии в районе ПМТО, как из личного стрелкового вооружения, так и из орудий, которые установлены на плавающих восьмиколесных бронетранспортерах типа PTL-11. Известно, что данная техника была доставлена в 2017 г. на морской десантной платформе 885.

Действующая часть ПМТО в перспективе будет предназначена для размещения генеральных грузов и дислокации постоянного и переменного состава подразделений Морской пехоты и спецподразделений видов вооруженных сил, которые будут проходить обучение действиям в суровых условиях Восточной Африки.

Кроме того, на территории ПМТО будет установлена перспективная система ПВО/ПРО, которая обеспечит безопасность перспективной базы и военнослужащих. Как сообщают американские и китайские источники, на территории ПМТО Джибути проводятся испытания контейнерной лазерной системы обнаружения баллистических и аэродинамических целей «Страж-1», которая предназначена для размещения в пунктах постоянной дислокации и в перспективе внедрения в корабельные системы.

Известно, что китайские военные провели испытания данной системы на экипажах военно-транспортной авиации ВВС США, которые выполняют полеты на турбовинтовых средних транспортных самолетах С-130 и обеспечивают действия групп и подразделений сил специальных операций ВС США в заданном регионе. На основании рапортов пилотов стало известно, что при приближении к взлетно-посадочной полосе АвБ в Джибути они попадали под действие мощного широкополосного лазерного луча, который обладал ослепляющим эффектом и приводил к дезориентации в пространстве и невозможности выполнить заход на посадку.

Всего было зафиксировано восемь подобных случаев, по которым представители МО США заявили решительный протест китайской стороне о недопустимости таких экспериментов.  Следует отметить, что расстояние между АвБ западных военных и ПМТО ВМС НОАК  составляет около 11 км.

В будущем будут отдельно построены причалы для размещения многоцелевых атомных подводных лодок и надводных кораблей. В отношении базовых инженерных сооружений известно, что запланировано строительство шести причальных стенок длиной по 200 метров каждая, что позволит швартовать большинство надводных боевых кораблей (эскадренные миноносцы проектов 051, 052В,С,D, 055; сторожевые корабли проекта 054, 054А и 054B; универсальные транспорты снабжения проектов 903 и 903А) и ПЛ ВМС НОАК, однако десантно-вертолетоносные корабли-доки проекта 071 (по классификации НАТО «Юйчжао») и авианосцы будут вынуждены находится на рейдовой стоянке.

Кроме того, китайские военные строители планируют возвести район военных мастерских (планируется обеспечить ремонт корабельных систем, а также проводить обслуживание палубных вертолетов) и складов ракетно-артиллерийского вооружения. В планах китайских военных находится увеличение количества емкостей для хранения судового мазута, дизельного топлива (необходимо для колесной техники и бронетехники военного контингента) и вместительности складов сменно-запасных частей на случай ремонта гражданских судов.

Как сообщают китайские источники, в перспективе ВМС НОАК планирует серьезно увеличить количество личного состава (вероятно суммарная численность гарнизона составит 10000 в/с), который будет обеспечивать военно-морское присутствие в ключевом регионе планеты, поскольку вдоль побережья Джибути проложен основной судоходный маршрут, соединяющий Средиземное море с Индийским океаном и районом Южных морей.

Для сравнения, в настоящее время самый большой воинский контингент в Джибути представлен группой специальных операций под условным обозначением 48-4  – включает около 4000 в/с, которые в основном задействованы в операциях по борьбе с террористами в государствах Восточной Африки.

Кроме американских военных, в рассматриваемом государстве  расквартированы подразделения из Франции (около 2000 в/с), Германии (около 80 в/с), Италии (точное количество неизвестно), Японии (около 600 в/с), Испании (около 50 в/с). Представляется возможным отметить, что если европейские военные скоординировано проводят долговременную операцию по борьбе с пиратством в Аденском заливе под обозначением Atalanta, то японские военные действуют как в сотрудничестве с европейским контингентом, так и обеспечивают специальные операции ССО ВС США по ликвидации террористических/исламистских организаций в Восточной Африке и на Аравийском полуострове.

По данным китайских источников, в настоящее время завершаются переговоры  между официальным Джибути и Эр-Риядом  о размещении  контингента ВС Королевства Саудовская Аравия, т.е. Джибути постепенно превратится в страну с максимальным количество иностранных военных, что вполне «на руку» руководству этого небольшого восточноафриканского государства, поскольку по мере увеличения численности китайского контингента и появлении новых военных баз будут расти стоимость аренды  земли и размеры отчислений в национальный бюджет.

В дополнение к вышесказанному, представляется возможным указать, что в перспективе полноценная ВМБ ВМС НОАК в Джибути позволит:

– расширить возможности подразделений радиотехнической разведки;

– выполнять широкомасштабные операции по борьбе с пиратами;

– проводить контртеррористические операции по сигналу «Черный лебедь»;

– проводить оперативную  эвакуацию  китайских граждан из государств с нестабильной военно-политической ситуацией;

– поддерживать деятельность перспективных военных баз (ведутся переговоры с военно-политическим руководство Ганы и Замбии);

– оказывать помощь миротворческим контингентам НОАК – 1300 в/с в Судане и Южном Судане и другим специальным подразделениям, действующим в Африке;

– обеспечить безопасность стратегических морских транспортных путей;

– содействовать защите национальных экономических интересов
КНР в государствах Восточной Африки.

62.88MB | MySQL:102 | 0,622sec