О зарубежной предвыборной агитации президента Турции Р.Т.Эрдогана и партии справедливости и развития. Часть 1

Действующий президент Турции Р.Т.Эрдоган и правящая Партия справедливости и развития (ПСР) традиционно большое внимание уделяют работе с диаспорой турок, проживающих за рубежом, в первую очередь, в Европе. На то есть множество причин.

Среди них можно выделить, как минимум, следующие.

Прежде всего, турецкое руководство желает воспрепятствовать полной ассимиляции турок, проживающих за рубежом в стране их нового пребывания. В этой связи, оно призывает турок не отказываться от турецкого гражданства, а получать гражданство двойное (разумеется, там где двусторонние соглашения с соответствующими странами позволяют это делать и оставаться в правовом поле – В.К.). Турки, сохраняющие турецкую идентичность за рубежом, при негативных демографических трендах в Европе, являются растущей частью населения и потенциальными проводниками турецких интересов за рубежом. И здесь проживающие за рубежом турки становятся своего рода мостом между европейскими странами и Турцией, ещё одним форматом международного диалога.

Зарубежная турецкая диаспора, которая не отказывается от турецкого гражданства – весьма многочисленна (счет идет на несколько миллионов человек – В.К.) и способна оказывать заметное влияние на внутриполитические процессы внутри Турецкой Республики, в ходе выборов президента, депутатов Великого национального собрания (Меджлиса) Турции, местных органов власти. Плюс сюда стоит добавить голосования в рамках различных народных волеизъявлений, которые регулярно объявляет в рамках «подлинной демократии» турецкое руководство.

Отдельно стоит отметить тот факт, что турецкое руководство при работе с зарубежными соотечественниками имеет большую фору по сравнению с оппозицией – в его полном распоряжении находятся посольские и консульские учреждения, а также различные профильные ведомства (включая, но не ограничиваясь, Управление по делам турок, проживающих за рубежом и родственных народов, при администрации премьер-министра Турции или, в турецкой аббревиатуре, – YTB – В.К.), а также многочисленные фонды, конфедерации, федерации, ассоциации и проч. Также в этот список стоит добавить зарубежные культурные центры Турции и различные образовательные учреждения.

Надо ли говорить о том, что подобных инструментов в распоряжении оппозиции нет? Кроме того, разумеется, не может быть, просто по определению, такой же прозрачности и контроля при голосовании за рубежом, каковые имеются внутри страны, куда на каждый избирательный участок оппозиция может направлять от себя уполномоченных наблюдателей и, по крайней мере, если не оспорить, то зафиксировать имеющиеся нарушения.

Впрочем, у этой ситуации есть и оборотная сторона. Она заключается в том, что, если первое поколение семей турецких рабочих, отправившихся на заработки в Европу ещё сохраняло свою идентичность, то, начиная с их детей и, тем более, внуков, эта идентичность начала заметным образом размываться.

Да, дети и внуки семей, где оба родителя – этнические турки, по-прежнему, говорят на турецком языке, как на родном. Однако, вопрос сохранения двойного гражданства для них особой значимости не имеет. Кроме того, даже пытаясь обособиться от окружающего мира, окружающий мир не пытается обособиться от них. Иными словами, они, прямо или косвенно, впитывают европейский менталитет и взгляд на вещи через СМИ и повседневное общение. Разумеется, современный взгляд из Европы на положение дел в Турции является крайне негативным, имеющим мало прецедентов в истории турецко-европейских отношений. И, в этом смысле, молодым туркам приходится либо держать «круговую оборону», либо присоединяться к хулителям «турецкого султана». То есть, выбирать сторону.

Впрочем, на то и попытки турецкого руководства постоянно и активно работать с зарубежной турецкой диаспорой с тем, чтобы обличить «клеветников» и «исламофобов», испугавшихся «сильной и независимой Турции». Но, при таком раскладе, и у турецкой оппозиции, которая отстаивает традиционные для Турецкой Республики ценности, включая светскость и парламентскую демократию, появляются шансы быть услышанными зарубежными турками.

В последние годы европейские страны уже не предоставляют турецкой стороне так активно работать со своей диаспорой, как это было даже в недалеком прошлом. Все помнят разразившиеся скандалы вокруг неразрешения на посадку самолета министра иностранных дел М.Чавушоглу в Нидерландах в преддверии конституционного референдума и задержания, при попытке попасть в страну «наземным видом транспорта», министра по делам семьи Ф.Сайян в марте 2017 года. Тогда целый ряд ведущих европейских стран, включая Германию, Францию, Швейцарию и Австрию достаточно чётко артикулировал свою отрицательную позицию по ведению предвыборной агитации турками на своей территории.

В преддверии досрочных президентских и парламентских выборов в стране, назначенных на 24 июня с.г., те же самые страны свою позицию не только повторили, но и ужесточили. Возможности для ведения предвыборной агитации в них у президента Эрдогана и ПСР нет, даже в стенах посольских и консульских учреждений. Что отнюдь не снимает для турецкого руководства с повестки дня актуальности этого вопроса и оно продолжает искать лазейки в Европу, проявляя настойчивость в соответствии с народным выражением «нас – в дверь, а мы – в окно». И здесь турецкая руководство, похоже, нащупало в нестройных европейских рядах слабое звено. Им стала Босния и Герцеговина, куда накануне президент Р.Т.Эрдоган совершил свой рабочий визит.

52.17MB | MySQL:103 | 0,522sec