Взгляд на палестино-израильское противостояние фонда SETAV. Часть 2

Продолжаем краткий обзор анализа авторства Биляля Салаймеха под заголовком «5 вопросов: последние события в Газе и в Иерусалиме», опубликованного несколько дней назад на сайте анкарского Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV).

  1. Как отразилось (на ситуации в регионе – В.К.) решение Трампа по переносу посольства США? Почему оно послужило спусковым крючком для протестов такого масштаба и каков смысл решения с точки зрения международного права?

Решение по открытию посольства США в Иерусалиме 14 мая 2018 года ослабило возможности политического решения палестино-израильского конфликта и, таким образом, подвергло угрозе мир в регионе в целом. Также администрация Трампа лишилась возможности выступать в этом кризисе в качестве посредника.

С другой стороны, данное решение Трампа не опирается на какую-либо правовую базу, в частности, в свете соглашения, подписанного в Осло в 1993 году. Последнее лишает законности любое одностороннее действие, затрагивающее правовой статус Иерусалима.

Отдельно следует отметить, что администрацией США с января месяца этого года вполовину было урезано финансирование, оказываемое по линии Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам (UNRWA). Это решение отрицательным образом сказалось на жизни около 5,5 млн палестинских беженцев, включая проживающих в Газе 1,25 млн человек. С другой стороны, наметились серьезные шаги по сближению между Израилем и руководством ряда других арабских стран, прежде всего с ОАЭ. Это создало фактор дополнительного давления на палестинцев и сыграло важную роль в случившемся.

  1. Какова был реакция на происходящее в Палестине со стороны арабского мира, мусульманской уммы и международного сообщества?

Самую большую реакцию на произошедшее в Палестине выразила Турция, в первую очередь, президент страны Р.Т.Эрдоган: «То, что сделал Израиль – это геноцид. Я проклинаю любую сторону, будь то Америка или Израиль, виновную в этой человеческой драме, в этом геноциде». С целью консультаций в Турцию были отозваны послы Турции в Тель-Авиве и в Вашингтоне. В Турции был объявлен трехдневный траур с целью поддержать палестинское сопротивление и в память о погибших. Кроме того, Турция созвала внеочередное заседание Организации исламского сотрудничества (ОИС), сыграв ту же лидерскую роль, как и в декабре 2017 года. Посол Израиля в Анкаре был вызван в МИД и, в качестве протеста против израильской позиции, ему было предложено на определенное время покинуть страну.

Что же до арабского мира, то в массе своей, он ограничился осуждением гибели палестинцев. Иорданское руководство возложило вину за произошедшее на Израиль и призвало к международной защите палестинцев. Временный член СБ ООН Кувейт созвал экстренное совещание в связи с событиями в Газе. Можно сказать, что молчаливая позиция арабского мира, за исключением ограниченных по своему масштабу протестов, придала Израилю смелости.

В конце концов, египетская администрация А.Ф.ас-Сиси, с самого начала протестов, начавшихся 30 марта, выступала с призывами по прекращению марша «Большое возвращение». Время от времени, египетская разведка вступала в контакт с движением ХАМАС и 13 мая ею в Каир был вызван глава политического бюро ХАМАС Исмаил Хания. После чего появилась информация о том, что Египет угрожал главам ХАМАСа.

Международное сообщество, даже высказывая свою обеспокоенность, выступило с призывами к тому, чтобы Израиль использовал «пропорциональную силу». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, в частности, отметил: «У меня вызывают большую обеспокоенность, в особенности, новости из сектора Газа о гибели большого количества людей». ЕС и, прежде всего, Франция в связи с израильской расправой в Газе высказались следующим образом: «Израиль должен уважать право на мирные протесты и принцип пропорционального использования силы». Между европейскими государствами особенно заметной оказалась позиция Ирландии, которая вызвала к себе в МИД израильского посла и выразила ему свою обеспокоенность. Ровно таким же образом, Южная Африка отозвала своего посла из Тель-Авива.

Однако, в общем и целом, лишь за некоторыми исключениями международное сообщество и организации продемонстрировали довольно невнятную реакцию. Что лишь придало Израилю смелости в том, чтобы продолжать более агрессивную политику в отношении мирных шествий.

Итак, какие выводы можно сделать после ознакомления с документом, опубликованным SETAV?

Главный вывод заключается в том, что руководство Турции не стремится возвращаться к традиционной турецкой политике балансирования между участниками международных процессов и поиску компромиссов. Нынешние турецкие руководители однозначно и четко артикулируют свою позицию, позиционируя себя в качестве главной силы в регионе и даже «больших арабов, чем сами арабы». Эту позицию нельзя считать совсем уж данью внутриполитическим процессам в Турции и игрой на «турецкую улицу». Это – вопрос именно что мировоззрения президента Р.Т.Эрдогана, который будет его отстаивать, невзирая даже на очевидный ущерб, который данная позиция в перспективе может наносить Турции. Что особенно контрастирует с достаточно осторожной позицией самого исламского мира, выразителем чаяний которых так настойчиво пытается выступать современная Турецкая Республика.

62.83MB | MySQL:102 | 0,545sec