«Аль-Джазира» и Египет: непростые взаимоотношения

Катарская «Аль-Джазира», одна из самых успешных ближневосточных телекомпаний последних десятилетий, появилась в 1996 году по инициативе правителя Катара шейха Хамада бен Халифа Аль Тани. Этот канал объединил оставшихся без работы профессионально подготовленных арабских журналистов, продюсеров и технических специалистов ликвидированной в том же году арабской службы «Би-Би-Си Уорлд», которая просуществовала всего восемнадцать месяцев и была официально закрыта после того, как затронула проблему гражданских прав в Саудовской Аравии, а также показала процедуру смертной казни через отсечение головы, съемки которой запрещены саудовскими законами.

«Аль-Джазира» начала свое вещание 1 ноября 1996 года как наземная станция, сигнал которой распространялся только на территории Катара и соседнего Бахрейна[i]. Годом позже ей удалось получить в свое распоряжение один из транспондеров спутника «Арабсат» (ArabSat), и программы этого телеканала стали доступны в 22 странах региона.

Пристальный взгляд на историю этого телеканала позволяет с уверенностью заявить, что главным поводом для профессиональной автономии и щедрой финансовой поддержки, предоставленных ей эмиром Катара[ii], являлась не демонстрация беспристрастного «общественного мнения», а, напротив, приобретение влияния в регионе, где в течение долгого времени доминировали СМИ Саудовской Аравии[iii]. Со временем «Аль-Джазира» начала трансформироваться в один из инструментов «мягкого влияния» в регионе. Команда этого телеканала действовала очень грамотно в профессиональном плане, опираясь в своей работе на опыт западной журналистики в сочетании с ориентацией на информационные запросы арабской аудитории, и именно это позволило им быстро завоевать большую популярность в регионе. В первый период своей деятельности «Аль-Джазира» старалась давать диверсифицированную картину событий в арабском мире, предоставляя трибуну ХАМАСу, «Исламскому джихаду» и «Аль-Каиде», выкладывая в эфире свидетельства американских военных преступлений в Ираке и Афганистане. Этот телеканал, например, был единственным из всех СМИ, кто получил от талибов разрешение работать в Афганистане во время американской военной операции. Появление на канале прямых трансляций посланий лидера «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) Усамы бен Ладена и других террористов также вызвало неоднозначную реакцию у его зрителей. По некоторым записям эксперты сделали вывод, что журналисты могли знать о многих терактах заранее. После событий 11 сентября 2001 года деятельность «Аль-Джазиры» стала предметом оживленных международных дискуссий. Катарский канал был обвинен в антиамериканизме, в содействии Усаме бен Ладену и исламскому терроризму – на том основании, что транслировал интервью с лидером «Аль-Каиды»[iv]. Одновременно «Аль-Джазира»  открыто критиковала саудовскую королевскую семью, что послужило причиной отзыва саудовского посла из Дохи в 2002 году, и, хотя спустя некоторое время конфликт был улажен, сами отношения между Саудовской Аравией и Катаром продолжали оставаться натянутыми.

Ситуация вокруг «Аль-Джазиры» резко обострилась после начала так  называемой «арабской весны» — волны протестов в арабских странах. Миф о том, что «арабская весна» есть демократическая революция против тиранических правителей  Ближнего Востока, умело преподносился командой «Аль-Джазиры» через агрессивное и предвзятое освещение событий, подогревавшее эмоции протестующих во всех столицах региона. Телеканал был в самом центре происходящего. Назвать его журналистов беспристрастными было нельзя. Слово в эфире предоставлялось как бы всем сторонам — и оппозиции, и правительствам, однако аудитории было очевидно, на чьей стороне все симпатии на самом деле. Телеканал часто выдавал желаемое за действительное. Перевирались цифры собравшихся на демонстрацию, в насилии всегда обвинялась армия и силы безопасности, а протестующие всегда были мирными гражданами, даже если на деле это и было не совсем так. В Египте, Сирии, Йемене люди были поражены ложными сообщениями «Аль-Джазиры» — там, где говорилось о миллионах собравшихся на площади, были десятки тысяч, а иногда не было никого. Одна из самых громких историй произошла в Ливии, когда телеканал сообщил о гибели 6 тысяч человек в результате авиаудара по мирным демонстрантам в Киренаике. Погибших оказалось на порядок меньше. В Египте же «Аль-Джазира» просто стала одной из сторон конфликта, озвучивая интересы «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ). Впрочем, это неудивительно, ведь духовный лидер «братьев» Юсуф аль-Кардауи больше полувека проживает на территории Катара. Разумеется, сейчас уже очевидно, что реальной стратегией владельцев «Аль-Джазиры» была дестабилизация светских режимов в арабском мире и изменение политического ландшафта Ближнего Востока.

Отношение Египта к «Аль-Джазире» крайне неоднозначное. Считается, что во время египетских волнений 2011 года именно она сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака. Одной из движущих сил протестного движения стала поддерживаемая Катаром исламистская организация «Братья-мусульмане». Заинтересованный в исламизации региона Катар использовал «Аль-Джазиру»  в качестве ее «рупора»[v].  Предоставляя эфир лидерам египетской оппозиции[vi], транслируя обращения лидеров «Братьев-мусульман», призывавших жителей Египта выходить на улицы и присоединяться к противникам Хосни Мубарака, телеканал фактически выступил в качестве «организатора» уличных выступлений египетских исламистов. Очевидец событий, египетский писатель, офис которого находится на площади Тахрир, сообщал, что в самом начале волнений «Аль-Джазира» транслировала срочную новость о том, что на площади Тахрир собралось около миллиона человек. Выглянув в окно, писатель увидел, что в действительности на площади находится не более 200 человек[vii]. Однако из-за преувеличенных телеканалом данных количество протестующих на площади значительно возросло уже через час.

Одним из основных обвинений в адрес телеканала при освещении событий в Египте в 2011 году также являлась однобокость подачи информации в пользу «Братьев-мусульман». Практически не показывая манифестации сторонников сохранения власти Хосни Мубарака, большую часть эфирного времени телеканал уделял протестам его противников. Также операторы телеканала, используя невыгодные ракурсы, искусственно уменьшали численность сторонников Хосни Мубарака. Власти Египта, справедливо посчитав, что предвзятое отношение «Аль-Джазиры» к президенту Мубараку и сенсационная манера подачи материала способствуют разжиганию беспорядков в стране, 30 января 2011 года аннулировали аккредитацию журналистов телеканала, отозвали лицензию «Аль-Джазиры» и закрыли ее доступ к спутнику, через которое шло вещание. Тогда «Аль-Джазира» обратилась к египетским блогерам и активистам с просьбой о помощи в освещении событий в стране. Она призвала египтян присылать ей свои сообщения, фотографии и видео. Телеканал также распространил заявление, в котором обвинил египетские власти в цензуре и подавлении свободы информации[viii]. Несмотря на изгнание канала из египетского телеэфира, его программы продолжали ретранслировать сразу несколько дружественных телеканалов. Также продолжалась трансляция «Аль-Джазиры» в интернете.

«Аль-Джазира» вернулась в АРЕ после того, как в июне 2012 года представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси победил на президентских выборах. Однако правление «братьев» длилось недолго: уже в 2013 году в Египте начинает напряженность из-за разочарования большинства населения в проводимой Мурси политической линии. Противники президента ставили ему в вину исламизацию страны, рост цен на товары и услуги и снижение уровня жизни народа[ix]. Но, несмотря на открытое недовольство египтян «Братьями-мусульманами», телеканал продолжал политику однобокой подачи информации в пользу исламистов. Несколько близких к «Аль-Джазире» источников подтвердили тот факт, что в эфир телеканала часто приглашали аналитиков, сочувствующих «Братьям-мусульманам»[x]. Советник президента Египта Сукейна Фуад тогда заявила, что «Аль-Джазира утратила профессиональную объективность при освещении событий в Египте и занимается подстрекательством»[xi].  3 июля 2013 года министр обороны Египта Абдель Фаттах ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммеда Мурси и о приостановлении действия Конституции. Экс-президент Мурси был помещён под домашний арест, а затем был официально заключён под стражу в связи с предъявлением ему ряда обвинений. В то же время в Каире были арестованы более 300 членов организации «Братья-мусульмане». Однако канал «Аль-Джазира» продолжил исполнять свою роль инструмента реализации внешнеполитических целей Катара, стремящегося провести «суннитизацию» арабского мира, а также ослабить ведущие страны региона путём дестабилизации их внутреннего положения[xii]. В июне-июле 2013, когда прошли демонстрации и протесты в поддержку бывшего президента страны, и стычки между сторонниками Мурси и его противниками, которые привели к десяткам жертв, «Аль-Джазиру» обвинили в том, что она взяла на себя роль «координатора» уличных выступлений. Слишком предвзятой была работа «Аль-Джазиры». Неслучайно около 20 журналистов-египтян, работавших на телеканале, покинули его в 2013 году в знак протеста против освещения событий в Египте[xiii]. В Каире также появились плакаты с логотипом «Аль-Джазиры» и надписью «Пуля убивает одного человека, а лживая камера убивает целый народ»[xiv]. В то время, как телеканал транслировал угрозы исламистов «захватить все площади» в Каире и провинциальных городах, большая часть граждан отвернулась от «братьев» и отвергла их проект «исламизации государства».

Прокуратура Египта незамедлительно постановила задержать шефа бюро «Аль-Джазиры» в Каире по обвинению в нарушении общественного порядка и создании угрозы национальной безопасности страны. В январе 2014 года в Египте за распространение лживой информации было возбуждено судебное дело в отношении 20 корреспондентов «Аль-Джазиры». Журналистам вменяли в вину принадлежность к террористическим организациям, подрыв национального единства и социального мира, а также распространение ложных сведений, создающих угрозу национальной безопасности. Суд приговорил журналистов к различным срокам заключения – от 3 до 10 лет. Приговоры подверглись резкой критике со стороны многих правительств Запада, либеральных СМИ и правозащитных организаций. Но одновременно они получили поддержку египетских журналистов и общественности, которые утверждали, что «Аль-Джазира» практически переступила грань, отделяющую тележурналистику от подрывной пропаганды и открыто заняла сторону исламистов – от «Аль-Каиды» до «Братьев-Мусульман».

В декабре 2016 года египетскими силами безопасности был проведен допрос продюсера «Аль-Джазиры» Махмуда Хуссейна по делу о производстве и выпуске заказных фальшивых сюжетов о Египте, призванных представить власти страны и ситуацию в ней в негативном свете. По информации египетской газеты «Аль-Йоум ас-Сэбиа», Хуссейн уже несколько лет работает на катарский телеканал. В его задачу изначально входила съемка сюжетов об экономической ситуации в Египте, росте цен. При этом он должен был концентрировать внимание исключительно на негативных аспектах. Кроме того, проверялась  возможная причастность продюсера к съемкам скандального документального фильма «Аль-Джазиры» о военной службе по призыву в Египте, который вызвал недовольство местных властей.

Необходимо заметить, что после отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси, продюсер покинул Египет и переехал в Доху, где, как известно, располагается штаб-квартира «Аль-Джазиры»; журналист, тем не менее, периодически приезжал в Египет для съемки сюжетов. Администрация канала осудила задержание журналиста, отметив, что он находился в Египте с частной поездкой, не связанной с трудовой деятельностью. «Аль-Джазира» призвала власти отпустить Махмуда Хуссейна и твердо заявила о том, что подозрения об ее вмешательстве во внутренние дела Египта беспочвенно.

Канал «Аль-Джазира» снова оказался в центре политического скандала в июне 2017 года, когда Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн потребовали от Катара закрыть все его филиалы[xv]. Это стало одним из 13 условий возобновления дипломатических отношений этих стран с Дохой, которую обвинили в поддержке терроризма и дестабилизации региона, а также во вмешательстве во внутренние дела других стран. Катар, который по суше граничит лишь с Саудовской Аравией, отверг все обвинения, назвав их «необоснованными» и «беспочвенными». В официальном заявлении министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед Аль Тани заявил, что его страна «отвергает предъявленный ей ультиматум, но готова участвовать в переговорах при должных условиях».

Телеканал «Аль-Джазира», в свою очередь, также не согласился с требованиями арабских стран закрыть его ради восстановления дипотношений Катара с рядом государств. Генеральный директор канала Ясер Абу Хилала заявил, что ««Аль-Джазира» придерживается беспристрастных методов работы, которые не зависят от никакой политической повестки»[xvi]. Глава канала назвал требования закрыть какое-либо СМИ «нарушением прав человека на свободу слова». Он также добавил, что «любые претензии к телеканалу нужно рассматривать в суде».

Власти Египта уже в конце мая 2018 года заблокировали на территории страны информационную деятельность более 20 электронных сайтов, которые выступали в поддержку экстремистских группировок. По сообщению интернет-портала «Аль-Ватан» (Al-Watan) со ссылкой на высокопоставленный источник в правоохранительных органах АРЕ заблокированные сайты содержали материалы, направленные на поддержку террора и экстремизма, и публиковали откровенно ложные сведения». Среди запрещенных порталов, конечно же, был сайт «Аль-Джазиры».

До сегодняшнего дня канал «Аль-Джазира» все еще функционирует  в своем обычном режиме и продолжает трансляцию своих программ через спутники и интернет. Однако жаркая полемика вокруг него не прекращается. Ярким примером тому является то, что, согласно сообщению издания «Политико» (Politico),в начале марта 2018 года группа американских конгрессменов обратилась к администрации президента США Дональда Трампа с призывом вынудить этот катарский телеканал зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В письме, адресованном генеральному прокурору США Джеффу Сешнсу, члены американского конгресса заявили, что «Аль-Джазира» служит рупором катарских внешнеполитических взглядов. Именно поэтому они настаивают, что этот телеканал должен быть квалифицирован как организация, «подконтрольная государству». В послании конгрессменов также подчеркивается, что последние «считают тревожным, что контент этого телеканала зачастую напрямую подрывает американские интересы, представляя в положительном свете иностранные организации, которые считаются Госдепом США террористическими, в том числе ХАМАС, «Хизбалла», палестинский «Исламский джихад» и «Джебхат ан-Нусра», которая является ответвлением «Аль-Каиды» в Сирии [xvii].

Вне всяких сомнений, «Аль-Джазира» продолжит свое существование, несмотря на все нападки на нее. Но не потому, что, как сказал Хамад бен Джасем (экс-премьер Катара 2007-2013), стоявший у истоков канала), «телеканал является голосом всех арабов о том, что происходит в арабском мире, и объективно подает  информацию, несмотря на то, что в арабских странах не привыкли к такой откровенности». Дело, скорее всего, в том, что Катар никогда не откажется от своего детища, в которого инвестируются миллиарды, и которое является так называемым «мягким оружием», которое обеспечивает ему достаточное влияние на Ближнем Востоке. К тому же, несмотря на то, что очень большой процент арабских телезрителей разочаровался в «Аль-Джазире», есть и те, для кого телеканал по-прежнему остается единственным альтернативным мнением. Стоит отметить, что, несмотря на появление многочисленных конкурентов, пока опередить «Аль-Джазиру» по популярности никому еще не удалось.

[i] Academic Research About Al Jazeera (PhDs, Masters & Books 1996 – 2011), under the supervision of

Ezzeddine Abdelmoula, copyright © Al Jazeera Center for Studies 2011

Al Jazeera Center For Studies

[ii] Катарский шейх Хамад бен Халифа Аль Тани только в течение первых пяти лет  выделил на поддержку «Аль-Джазиры» более 137 миллионов долларов.

https://cyberleninka.ru/article/v/fenomen-al-dzhaziry-na-blizhnevostochnom-i-globalnom-informatsionnyh-rynkah

[iii] Имеются в виду «Эм-Би-Си» (MBC –Middle East Broadcasting Centre),  основанная осенью 1991 года в Лондоне дальним родственником короля Саудовской Аравии Валидом аль-Ибрагимом, а также «Эй-Ар-Ти» (ART – Arab Radio and Television) и «Орбит» (Orbit), основанные в 1994 году Салехом Абдуллой Кямелем, бывшим партнером Валида аль-Ибрагима по «Эм-Би-Си».

[iv] Источник: http://propagandahistory.ru/books/Igor-Panarin_SMI—propaganda-i-informatsionnye-voyny/18

[v] http://www.ng.ru/world/2014-12-22/8_coldwar.html «Египет и Катар прекращают холодную войну». «Независимая газета» (22.12.2014).

[vi] Дмитрий Добродеев. «Почему в Египте не любят «Аль-Джазиру»» . ИТАР-ТАСС (26.06.14).

[vii] Юлия Чмеленко. «К вопросу о запрете вещания «Аль-Джазиры» в Ираке. Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика».

[viii] http://www.arabic.com.ua/new.php?new=3893

[ix] https://www.kp.ru/online/news/1478190/

[x] https://foreignpolicy.com/2014/02/19/why-egypt-hates-al-jazeera/

[xi] «Министерство юстиции Египта объявило о прекращении вещания телеканала «Аль-Джазира»». ИТАР-ТАСС (3.09.13).

[xii] http://www.egypttoday.com/Article/2/8557/Qatari-regime-controls-Al-Jazeera’s-editorial-line-Fahmy

[xiii] https://www.albawaba.com/editorchoice/fall-al-jazeera-egypt-506704

[xiv] https://www.egypthome.org/life/news/2769/

[xv] https://inosmi.ru/politic/20170623/239663404.html

[xvi] https://nation-news.ru/277553-al-dzhazira-schitaet-prestupleniem-trebovanie-arabskikh-stran-zakryt-kanal

[xvii] https//naton-newp.ru/277553-al-dzhazira-pchitaet-treptutleniem-trebovanie-arabpkikh-ptran-zakryt-kanal

62.88MB | MySQL:103 | 0,510sec